Формирование впечатления о другом человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание

Межличностное взаимодействие играет в социализации индивида огромную роль, ведь человек рождается, растет, работает, живет в социуме.
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
Отсюда следует актуальность изучения восприятия как психического процесса, путей его становления и развития, гигиены, профилактики нарушений и особенностей последних, необходимость этих знаний для правильного построения и организации любой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Контр.по соц.психологии.docx

— 52.10 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Межличностное взаимодействие играет в социализации индивида огромную роль, ведь человек  рождается, растет, работает, живет  в социуме.

     Восприятие  предметов и явлений материального  мира, их многообразных свойств и  отношений занимает одно из центральных  мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.

     Отсюда  следует актуальность изучения восприятия как психического процесса, путей  его становления и развития, гигиены, профилактики нарушений и особенностей последних, необходимость этих знаний для правильного построения и  организации любой деятельности.

     Сейчас  уже не приходится доказывать, что  межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное  формирование у человека ни одной  психической функции или психического процесса, ни одного блока психических  свойств, личности в целом.

     В последние десятилетия минувшего  столетия, заключительного века в  ушедшем тысячелетии, проблема общения  была “логическим центром” психологической  науки. Исследование этой проблемы открыло  возможности более глубокого  анализа психологических закономерностей  и механизмов регуляции поведения  человека, формирования его внутреннего  мира, показало социальную обусловленность  психики и образа жизни индивида.

     В нашей стране проблематику социальной психологии личности разрабатывают  такие ученые, как А. Г. Асмолов, В. А. Богданов, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов, Е. П. Белинская и др.

     Объект  исследования – механизм аттракции  и процесс формирования впечатления  о другом человеке.

     Предмет исследования - проявление межличностной  аттракции на отношениях между людьми и формирование первого впечатления.

     Цель - дать характеристику механизма аттракции, провести комплексное исследование ее влияния на отношения между  людьми, раскрыть особенности формирования впечатления о другом человеке.

     Задачи:

  1. определить понятие аттракции в социальной психологии;
  2. выявить влияние установок в формировании первого впечатления;
  3. проанализировать изученные эффекты восприятия.
 

         1.   Формирование впечатления о другом человеке

     Формирующееся на основе кратковременного контакта с человеком первое представление  о нем - это сложный психологический  процесс. При этом на формирование первого  впечатления влияют не только определенные особенности личности, которая является объектом познания, но и личностные качества познающего, воспринимающего  человека: это и сформировавшиеся «эталоны», и закрепленные в сознании стереотипы, и степень уверенности  человек в себе самом. И привычное  его отношение к людям. Чрезвычайно  важный вопрос более общего плана - вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Различают три типа установки на восприятие другого человека Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой .Тбилиси: "Мецниереба", 1989 с. 48:

  1. позитивная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости.
  2. негативная. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.
  3. адекватная.

     Лучше всего, конечно, адекватная установка  на то, что у каждого человека есть как положительные, так и  отрицательные качества. Главное, как  они сбалансированы и оцениваются  самим человеком. Наличие установок  рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления  о другом человеке. Особенно значительна  роль установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок - о решимости “идти до конца” в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок - о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

     В экспериментальных исследованиях, посвященных характеристикам объекта восприятии, выясняется, что от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции.

     Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема “запускается” определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

     Фактор  превосходства связан с тем, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по осталь-ным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его об-щая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувст-вует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

     Фактор  привлекательности обеспечивает реализацию схе-мы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно при-влекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, со-стоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологи-ческим и социальным параметрам.

     Фактор  отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитив-но оценивать и по другим показателям.

     Наиболее  часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той  или иной сфере социальной (различный  социальный статус), интеллектуальной, неравенство позиций в группе (групповой статус) и т.п. Ошибки неравенства  проявляются в том, что люди склонны  систематически переоценивать различные  психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Эта схема начинает работать не при  всяком, а только при действительно  важном, значимом для нас неравенстве. Если я, болезненный и слабый, хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то я переоценю его по всем параметрам он в моих глазах одновременно будет и красив, и умен, и добр. Если же для меня главное - эрудиция, образованность, то при встрече с сильным человеком ничего не произойдет, зато при встрече с интеллектуально превосходящим ошибка будет иметь место. Итак, можно полагать, что в данном случае схема восприятия такова: «При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его». Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. В дальнейшем я буду называть такого рода ошибки в общении, действием фактора "превосходства".

     Фактор  превосходства

     Исследования  показывают, что для определения  этого параметра в нашем распоряжении два основных источника информации: 1) одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки  различия, очки, оформление волос, награды, драгоценности; в определенных случаях  рассматривается даже такая "одежда", как машина, кресло, оформление кабинета и т.д.; 2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

     Понятно, что, кроме этих двух признаков, у  нас ничего и нет (если, конечно, не рассматривать случай, когда нам  предварительно достоверно известно о  превосходстве).

     Не  менее важным и узнаваемыми являются ошибки, связанные с "общей эстетической выразительностью человека", т.е. с  тем, нравится нам внешне наш партнер  по общению или нет. Ошибки заключаются  в том, что если человек нам  нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.

     Например, в одном из экспериментов учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников. Перед ними ставилась  задача определить уровень интеллекта школьника, отношение его родителей  к школе, его планы в смысле дальнейшего образования и отношение  к нему сверстников. Секрет эксперимента был в том, что всем давалось одно и то же личное дело, но к нему прилагались  разные фотографии - одна заведомо привлекательная, а другая заведомо непривлекательная. Оказалось, что "привлекательным" детям, при прочих равных условиях, учителя приписывали более высокий  интеллект, намерение поступить  в колледж, лучший статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием.

     Другой  пример. Американский психолог А.Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем  он показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет  и просил их высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен  на фотографиях. Испытуемые оценили  и мужчин и женщин, которых эксперты отнесли к наиболее красивым, как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и более богатых духовно, чем тех, кто был оценен экспертами как некрасивые, и даже чем тех, кто попал в категорию "обыкновенных". Кроме того, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.-- М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. -- 344 с С 267.

     Таким образом, получается, что этот тип  ошибки очень напоминает предыдущий: здесь тоже под влиянием одного фактора  переоцениваются или недооцениваются  свойства человека. Только здесь мы имеем дело с действием фактора "привлекательности" - чем больше внешне привлекателен для нас  человек, тем лучше он во всех отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные  его качества недооцениваются. Эти  элементы служат знаками групповой  принадлежности и для самого "носителя" одежды и "автора" поведения, и  для окружающих его людей. Понимание  своего места в той или иной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений, а также положения  других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда очень существенно.

     В прежние времена это было настолько  важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного  статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими. Существовали определенные правила, что и кому можно или нельзя надевать. Таким  образом, задача распознавания статуса  в то время была довольно простой.

     Можно утверждать достаточно определенно, что  и в наше время, когда нет жестких  предписаний и ограничений, роль одежды в кодировании превосходства  остается значимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофициальной  знаковой системы одежды и внешних  атрибутов человека, элементы или  сочетание элементов которой  являются теми крючками, которые направляют формирование первого впечатление  по схеме превосходства.

     Анализ  гардероба человека (предпочитаемого  стиля, формы, цвета и других особенностей одежды) в такой ситуации может  дать немало информации о таких индивидуально-психологических  особенностях человека, как его темперамент, характер, социальный статус и т.д. Но поскольку одежда отражает еще и  некоторые особенности нашего бессознательного (установок., психологической защиты и т.д.), то и об этой сфере. Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь - цена, чем она выше, тем выше статус. Цену мы "вычисляем", видя качество одежды, прямо связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы тоже можем судить о цене одежды.

     С социальным статусом, кроме цены, тесно  связан выбор силуэта одежды. Многие люди называют одежду людей высокого социального положения "строгой", "официальной" и т.п. Причем чаще всего эти слова относятся  к силуэту. "Высокостатусным" считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а "низкостатусным" приближающийся к шару.

Информация о работе Формирование впечатления о другом человеке