Формирование социально-производственных связей, морального климата и стиля в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 15:49, контрольная работа

Описание

Социальная структура трудового коллектива –это совкупность членов коллектива и отношений между ними. Основную структуру трудового коллектива составляет социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким- либо общим социальным признаком, к примеру общей профессией, но различающихся по производственным и социальным функциям.

Содержание

1. Введение с-3
2. Формирование социально-производственных связей, морального климата и стиля в трудовом коллективе с -4-10
3. Заключение с-11
4. Список используемой литературы с-12

Работа состоит из  1 файл

корп.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Содержание

  1. Введение с-3
  2. Формирование социально-производственных связей, морального климата и стиля в трудовом коллективе с -4-10
  3. Заключение с-11
  4. Список используемой литературы с-12

 

    Введение 

Социальная  структура трудового коллектива –это совкупность членов коллектива и отношений между ними. Основную структуру трудового коллектива составляет социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким- либо общим социальным признаком, к примеру общей профессией, но различающихся по производственным и социальным функциям. В процессе взаимодействия, между людьми в трудовых коллективах  развиваются и личные взаимоотношения. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со  стороны других членов  коллектива. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Взаимоотношения членов трудового коллектива можно структурировать по  нескольким направлениям. Производственно- функциональные отношения имеют две разновидности : отношения по горизонтали- это отношения между работниками  имеющими одинаковое социальное положение, и отношения по вертикали- это отношения между руководителем и подчиненными.  В сложной системе взаимоотношений, взаимодействий  в трудовом коллективе люди занимают определенные позиции, основанные на их неофициальном личном авторитете в данной группе людей. Таким образом, трудовой коллектив-это система связанных между собой официальных  позиций, занимая которые работники обладают определенными правами и обязанностями. Взаимоотношения в трудовом коллективе в совокупности с другими факторами формируют климат рабочей среды, состояние которого во многом определяет результативность деятельности предприятия.

 

     Формирование социально-производственных связей, морального климата и стиля в трудовом коллективе.

  Потенциальные  возможности трудового коллектива  зависят от уровня его развития  и вида. Видовая классификация  трудового коллектива определяется  по ряду признаков. По статуту  различают официальные и неофициальные  коллективы, по механизму образования — созданные по распоряжению руководства и сложившиеся стихийно, по характеру внутренних связей—формальные и неформальные.  Официальные коллективы являются юридически оформленными и действуют в рамках законодательных норм и правил, установленных на данном предприятии. Производственные связи и отношения строятся на основе должностных обязанностей работников по иерархии подчиненности. Неофициальные коллективы нигде юридически не оформляются и возникают на основании действий работников, желающих установить межличностные контакты и отношения не по должностям, а на базе личных симпатий, разделяемых ценностей и жизненных целей. Внутренние связи в них неформальные, но иерархия подчиненности здесь также может просматриваться в зависимости от поведения лидера и близости к нему отдельных членов такого коллектива. Коллективы трудящихся могут быть временными и постоянными в зависимости от сроков их жизнедеятельности. Различаются они и по размерам: малые — от трех до пяти-семи участников, средние — от одного до двух-трех десятков человек и большие — от нескольких десятков и до сотен трудящихся. Уровень общения и взаимодействия в таких трудовых коллективах различен, а средние и большие коллективы могут включать также ряд малых коллективов и разделяться еще на группы и подгруппы. Поэтому каждый человек может быть формально членом двух и более коллективов, созданных официально, но может входить в состав только одного неформального коллектива.     Для определения вида коллектива важным является профессиональный признак, род занятий и специальность работающих. Во всех коллективах имеет место внутрипроизводственное разделение труда, степень которого обусловлена функциями данного коллектива или группы работников. Оно может быть количественным, если работники заняты однородным трудом (например, в совхозе есть несколько полеводческих или тракторных бригад, при круглосуточном цикле работ создаются сменные бригады), или по специальностям (когда выбывшего работника соответствующей специальности и квалификации заменить достаточно сложно, а порой и невозможно из-за специфики данной работы).Возросший профессиональный уровень трудящихся заметно облегчает организацию и координацию работы коллектива. Менеджер, основываясь на компетентности сотрудников, может делегировать им часть управленческих функций, или создавать из соответствующих специалистов целевые группы для решения сложных профессиональных проблем, или расширить круг вопросов, решение которых возможно на основе самоуправляемости.       

     В системе управления персоналом следует учитывать психологические характеристики и особенности работников для совершенствования социально-психологического взаимодействия персонала. Социально-психологическое взаимодействие персонала необходимо рассматривать и использовать с позиций: социально-экономических, организационно-управленческих, производственно-информационных, нормативно-правовых, индивидуальных, групповых и общественных, межличностных, межгрупповых, формальных, неформальных и т.п. Социально-психологические связи и взаимоотношения по типу «личность—личность», «личность—группа», «группа—группа» являются многозвенными и потому сложными системами взаимодействия персонала на предприятии. В практике отношений наиболее важными являются внутригрупповые взаимодействия работников, которые могут проявляться в форме сотрудничества, взаимопомощи и поддержки, и в форме соперничества, состязательности и конкуренции. В личных взаимоотношениях групповое взаимодействие персонала может представлять собой либо динамическое состояние совместимости людей, либо состояние напряженности и несовместимости членов группы по какому-то существенному признаку или производственному фактору, либо смешанное состояние.  Взаимодействие руководителей предприятия и его подразделений со своими работниками также происходит в сложном сплетении личностно-контактных и безличных форм отношений и соединяет в себе как формальные, так и неформальные взаимоотношения на различных уровнях управления. Каждый работник, член первичного производственного коллектива включен в сложную систему управленческих взаимоотношений на всех уровнях управления. Активное использование различного рода полуавтономных групп или коллективов является важной частью матричной структуры. Эти группы создаются под цель или под проект для решения какой-то конкретной проблемы и пользуются при этом определенной свободой в организации своей работы.  В силу своей временной природы и высокой степени динамичности эти группы часто не включаются в формальные структуры.  При организации групповой работы важно учитывать следующее. Во-первых, необходимо четко определиться в отношении сферы деятельности в организации, на которую будут распространяться права и ответственность группы. Во-вторых, групповая работа реализует себя наилучшим образом тогда, когда группа формируется под задачи, «пересекающие» линии функционального и линейного руководства. Использование групп как элемента матричного построения организации имеет и негативные стороны. Такие группы, например, не являются устойчивыми образованиями. Интенсивное использование групп лишает работников своего места в «организационном здании», люди постоянно перемещаются из группы в группу и вся организация становится, таким образом, как бы временной.   Основные правила индивидуального и группового поведения задает сама организация, устанавливая круг обязанностей, соответствующие права и полномочия, меру ответственности, стандарты делового общения. Необходимая согласованность поведения людей достигается организацией за счет постановки общеорганизационных целей, поддержания в персонале ощущения его ценности, внедрения определенных схем ролевого поведения и ролевого взаимодействия, использования стандартов организационного поведения, предписывающих одни его типы в качестве предпочитаемых, одобряемых организацией, а другие в качестве нежелательных, порицаемых.   Любая организация представляет собой сочетание различных профессиональных групп. Работники организации включены в определенную систему межличностных отношений в составе групп. Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов — от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять следующим признакам: наличие общей цели у всех ее членов, психологическое признание членами группы друг друга, отождествление себя с группой, наличие определенной культуры, выраженной в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов.  Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует изменению работника, поскольку участвуя в коллективных действиях, каждый человек должен приспосабливаться к групповым нормам. Позитивная сторона нормативной регуляции поведения членов группы проявляется в следующем:

  -информирование  о том, как вести себя в  той или иной группе, какое  поведение следует ожидать от  ее членов, занимающих разные  позиции в групповой иерархии;

-стандартизация  моделей  индивидуального  и   группового поведения;

-обеспечение   членам  группы   необходимой   психологической комфортности (человек  избавляется от неопределенности  в выборе поведенческих моделей).

     Сила влияния группы на поведение  ее членов зависит от степени  сплоченности, которая определяется  факторами личностного и группового  характера:

-мотивационной  основой тяготения человека к  группе, включающей совокупность  его потребностей и ценностей,  под влиянием которых он стремится войти в ту или иную социальную группу;

-побудительными  свойствами группы, отражаемыми  в ее целях, программах, характеристиках  ее членов, способе действий и  других признаках — важных  для мотивационной основы человека, т.е. созвучных его потребностям и ценностям;

-ожиданиями  личности или субъективной вероятностью  того, что членство в группе  будет иметь для нее благоприятные  или отрицательные последствия;

-индивидуальным  уровнем сравнения, средней субъективной  оценкой последствий пребывания человека в разных социальных группах, с которой он сопоставляет свои возможные достижения в данной конкретной группе.     Наиболее изученными факторами являются так называемые побудительные свойства группы, к числу которых относятся: привлекательность членов группы (степень симпатии, испытываемой к ним окружающими); сходство между членами группы (чаще всего в отношении основных жизненных ценностей, установок.); особенности групповых ценностей (в частности, их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении); своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего речь идет о последствиях кооперативной и конкурентной стратегии поведения членов группы); удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом); характер руководства и принятия решений (стиль руководства и реальное участие людей в выработке групповых решений); структурные свойства группы (главным образом модели коммуникационных сетей и статусно-ролевые структуры); групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений в группе); сложившиеся в группе традиции (как элемент более широкой организационной культуры).     В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность может быть позитивным или негативным. Сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив может разлагающе влиять на личность, вынуждать ее к асоциальному поведению. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним, слабая, наоборот, сама ему подчиняется, растворяется в нем, а коллектив взамен берет на себя заботу о ее благополучии.      Каждая группа (коллектив) так же индивидуальна, как и отдельный сотрудник. Коллектив имеющий длительную историю развития имеет устойчивые традиции. Коллектив недавно созданный не имеет сформированных традиций, устоев, поведенческих норм и стандартов. Взаимоотношения внутри коллектива и коллектива с руководителем могут быть по-разному эмоционально окрашены. Женщины более эмоциональны, чем мужчины, поэтому общение с женским коллективом (полностью или в основном) или отдельной его представительницей требует от руководителя большей эмоциональной окрашенности его публичных выступлений (совещания, собрания) и личной беседы. Коллективы, смешанные по полу более продуктивны, менее конфликтны: причина этого — желание представителей обоих полов выглядеть в глазах другого пола более выгодным образом.     Каждая возрастная группа, коллектива, имеет определенные отличия, что также влияет на его эффективность.      Особенности межличностных отношений, конфликтные ситуации, соотношение социальных ролей и другие характеристики коллектива, особенности воздействия на него, зависят от сферы его деятельности (производство, научные исследования, торговля ).     Изменение поведения в коллективе возможно влиянием на конкретную личность и с помощью изменения внешней среды работника, через использование одновременного воздействия на личность и внешнюю среду (эффективное управление группами людей, изменение установок межличностных отношений ). 

 Управлять коллективом — это прежде всего создавать такую обстановку, в которой с уверенностью будет получен требуемый результат. Для этого необходимы организация, мотивация и контроль деятельности.

Одними  из важнейших задач руководителя являются сближение формальных и  неформальных структур, положительная  ориентация неформальных групп и  борьба с отрицательными проявлениями в коллективе.

Для эффективной  работы в коллективе руководитель должен прежде всего иметь реальное представление  о действительном положении дел  в коллективе. Он должен знать о  существовании неформальных групп, их лидеров, степени авторитетности лидеров, направленности их деятельности, иметь представление об их моральном облике.

В зависимости  от конкретной обстановки руководитель должен принимать соответствующие  меры. Но в любом случае он должен считаться с существованием неформальных групп и уметь использовать направленность их действий в интересах дела.

Неформальная  структура может быть и нейтральной  по отношению к формальной. Это  бывает в тех случаях, когда интересы членов неформальных групп находятся  вне производственной сферы (рыболовы, спортсмены и т.п.).

Неформальные  отношения членов коллектива неизбежны, так как их деятельность и интересы не могут уложиться полностью  в рамки официально утвержденных структур, должностей, функций и  процедур. Кроме того, неформальные отношения также необходимы, так как без них формальная структура в значительной степени снижает свою работоспособность.

Взаимодействие  формальных и неформальных групп  в коллективе -явление естественное и распространенное. Оно есть в  каждом коллективе. Подобно многим факторам, действующим в области управления, оно несет в себе как отрицательные, так и положительные моменты.

Идеальным состоянием коллектива является такое, при котором формальные и неформальные группы максимально совпадают. Такое  совпадение формальной и неформальной структур создает сплоченность в коллективе и дает заметный производственный эффект.

При несовпадении структур, когда руководитель не пользуется авторитетом в коллективе, а групповые  нормы и правила расходятся с  коллективными, в коллективе может  возникнуть борьба между формальной и неформальной структурами, которая препятствует эффективной деятельности.

Неформальные  отношения в некоторых случаях  могут регулироваться через систему  формальных связей. Это возможно при  соблюдении следующих важнейших  правил:

- Создавая организационную структуру и подбирая руководителей первичных коллективов, следует на эти должности назначать людей, пользующихся авторитетом в коллективе.

-  При распределении поручений и работ необходимо учитывать сложившуюся неофициальную структуру коллектива.

При работе с отрицательно направленными неформальными  группами необходимо проявлять индивидуальный подход, находить в каждом отдельном  случае истинные причины отрицательного поведения людей. В управлении коллективом очень важно уметь вовремя использовать положительное влияние авторитетных лиц и нейтрализовать их отрицательное воздействие. Руководителю вовсе незазорно ориентироваться на лидера, проявлять уважение к нему, к его позиции и к его возможностям. Подобное поведение руководителя способствует повышению его авторитета. В некоторых случаях важно переубедить отрицательно настроенных лидеров и соответствующим образом ориентировать неформальные группы.Прямое воздействие на лидера с целью устранения его влияния и повышения авторитета руководителя редко дает положительные результаты. Важнейшим условием эффективной работы руководителя является создание хорошо подобранного коллектива сторонников и партнеров, способных осознать и реализовать идеи и замыслы руководителя. Коллектив сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей, если он хорошо организован, информирован, дисциплинирован, сплочен и активен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

   Благоприятный психологический климат в коллективе является фактором, существенно снижающим уровень конфликтности персонала. Качество и производительность трудовой деятельности во многом зависят не только от совершенства ее организации, оснащенности, условий, но и от сплоченности коллектива, от характера взаимоотношений в нем, царящей эмоциональной атмосферы. Часто именно дружелюбие, товарищеская взаимопомощь, взаимовыручка, преобладание положительных эмоций, простота отношений являются основой для формирования таких важных социально-психологических феноменов, как трудовой энтузиазм. Эмоциональный настрой, доминирующие настроения, эмоциональная окраска настроений самым серьезным образом влияют на организованность, эффективность труда, как индивидуального, так и коллективного.

Информация о работе Формирование социально-производственных связей, морального климата и стиля в трудовом коллективе