Цели и задачи конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 04:32, контрольная работа

Описание

Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом - общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию интересуют три типа конфликта: внутриличностные, зооконфликты и социальные конфликты.

Работа состоит из  1 файл

конф.docx

— 36.78 Кб (Скачать документ)

- создание Ассоциации  российских конфликтологов, которая поставила бы перед собой задачу разработки прикладных, теоретических и методологических проблем конфликтологии;

- разработка универсальных  междисциплинарных методов анализа  реальных конфликтов и создание  на этой основе специальной  базы данных, которая бы позволила  проводить оценку актуальных  конфликтов и сравнение их  с аналогичными завершившимися.

3.Понятийный  аппарат конфликтологии.

Совокупность понятий  конфликтологии условно можно подразделить на следующие группы:

1) структура конфликта,

2) динамикаконфликта,

3) разрешение конфликта  (управление конфликтом),

4) типология конфликтов.

Совокупность этих понятий раскрывает как объект, так  и предмет науки о конфликте. Рассмотрим указанные четыре группы понятий.

Структура конфликта

Под структурой любого объекта понимается совокупность его  частей, элементов и связей, отношений  между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда,  условия конфликта,

4) субъективное восприятие  конфликта и его личностные  элементы.

1 Объект конфликта.  Всякий конфликт имеет свою  причину, возникает по поводу  необходимости удовлетворения какой-либо  потребности. Та ценность, которая  способна удовлетворить эту потребность  и из-за овладения которой возникает  конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта  могут выступать материальные, социальные  и духовные ценности.

2 Участниками конфликта  могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации,  государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта  являются противодействующие стороны  или противники. Они образуют  стержень конфликта. При выходе  из противоборства хотя бы  одной из главных сторон конфликт  прекращается. В зависимости от  характера этих сторон конфликты  могут быть подразделены на  четыре типа:

1) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом;

2) межличностный,  при котором одна личность противостоит другой, как это имеет место в повести Гоголя “Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”;

3) конфликт типа  личность — группа, яркий образец  которого представлен Грибоедовым в его пьесе “Горе от ума”;

4) и наконец, конфликт  группа — группа, носителями которого  могут быть как малые, так  и большие социальные образования,  например, нации, классы, государства.

Кроме главных сторон конфликта могут быть и Другие его участники, которые играют в  нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так  и малозначимыми, вплоть до ролей  так называемых “людей из толпы”.

Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются  как с социологической, так и с психологической точек зрения.

С социологической  точки зрения они могут существенно  различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Конечно, в конфликте такого рода силы участников далеко неравны, о чем  свидетельствуют трагические судьбы “инакомыслящих”, активно выступавших  против Советского государства. По своей  социальной значимости роли участников конфликтарасполагаются в следующем порядке: 1) отдельные индивиды, выступающие от собственного имени, 2) далее следуют коллективы, 3) социальные слои, 4) государство. Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика.

Неодинакова роль отдельных  участников конфликта и с психологической  точки зрения; в этом отношении  она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может  руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

Как социальная значимость участников, так и их цели, установки  проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает  высокой степени развития. Именно в это время наступает “момент  истины” в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников.

3 Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

4 Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

1) представления  о самих себе,

2) восприятие других  участников конфликта,

3) образы внешней  среды, большой и малой, в  которой развертывается конфликт.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной  ситуации, а не сама объективная  реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.

Конечно, в целом  эти образы и картины порождаются  объективной реальностью. Однако, как  заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.

При этом следует  иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления  о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта,возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор

возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку  каждое действие одногоиз участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.

Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.

Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи  с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития.

Динамика конфликта

Можно выделить следующие  три основные стадии развития конфликта:

1) латентную стадию (предконфликтная ситуация),

2) стадию открытого  конфликта,

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

1 На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

На этой “инкубационной”  стадии развития конфликта могут  предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.

2 Признаком перехода  скрытой (латентной) стадии конфликта  в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

 расширение числа  участников; 

 нарастание числа  проблем, образующих комплекс  причин конфликта, переход от  деловых проблем к личностным; 

 смещение эмоциональной  окраски конфликтав сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;

 возрастание степени  психической напряженности до  уровня стрессовой ситуации.

Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих  новые предпосылки для негативного  исхода конфликта.

Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции  сторон, особенно той, которая имеет  большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.

В случае несовместимости  сторон, стремления к уничтожению  другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений  или даже к уничтожению одной  из сторон.

Разрешение конфликта 

В другом случае, при  обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, взаимным уступкам, к восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения. Теоретическое обеспечение практического разрешения, регулирования, конфликта — важнейшая цель конфликтологии.

Различные стратегии, методы, приемы управления конфликтом, сужения его границ, нахождения почвы  для согласия составляют содержание особого раздела данного учебника. Здесь же укажем на два возможных  способа разрешения конфликта:

1) трансформация  объективных факторов, породивших  конфликт;

2) преобразование  субъективной, психологической стороны,  идеальных образов конфликтной  ситуации, сформировавшихся у сторон.

Однако эффективность  применения этих методов может быть разной. Их использование может привести или к полному, или же лишь к  частичному разрешению конфликта.

Частичное разрешение конфликта достигается, когда прекращается внешнее конфликтное поведение  сторон, но еще не преобразуется  внутренняя, так называемая когнитивная, интеллектуальная и эмоциональная  сфера, породившаяконфликтное поведение. Так, конфликт разрешается не полностью, лишь на поведенческом уровне, когда, например, применяются административные санкции к обеим сторонам конфликта, а объективная причина конфликта не устраняется.

Полное разрешение конфликта достигается лишь тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации — и на внешнем, и на внутреннем уровнях. Такой полный результат достигается, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны или обеих сторон путем изыскания дополнительных ресурсов.

Следует постоянно  иметь в виду, что наиболее сложной  задачей управления конфликтом на разрешительной стадии является преобразование субъективного  образа, идеальной картины конфликтной  ситуации у конфликтующих сторон. Проблема преобразования имеющихсяценностных установок, мотивов и принятие новых требует от руководителя или посредника высокого уровня психологической подготовки и опыта регулирования конфликтных ситуаций.

Следует также отметить, что не всегда конфликт проходит все  указанные стадии: латентную (скрытую), открытую и разрешительную. Так, объективно сложившаяся конфликтная ситуация может быть не замечена, не осознана теми, чьи интересы она ущемила. Тогда, естественно, конфликт не начнется. Конфликт не начнется и в том случае, если вслед за возникновением его объективных  причин они тотчас же устраняются.

Информация о работе Цели и задачи конфликтологии