Цели и задачи конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:46, реферат

Описание

В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны.

Работа состоит из  1 файл

Цели и задачи конфликтологии.docx

— 29.11 Кб (Скачать документ)

Цели и задачи конфликтологии

 

В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается  «скорость жизни», когда стрессы  знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится  и чего-то боится, проблемы поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны.

В настоящее время в  связи с возрастающим стремлением  к экономическому благосостоянию, работодатели всё чаще думают об условиях труда (в  том числе о социально-психологическом  климате), в которых работают люди, приносящие им прибыль. Появляются новые  науки, развиваются отдельные направления  старых.

Конфликтология — относительно молодая наука. В завершен¬ном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Конфликтология как наука образовалась в 50-60-х гг. ХХ в. на стыке политологии, социологии, психологии, юриспруденции.

Ее цель – изучение социальной природы, причин, типов, динамики конфликтов, а также методов и средств  их предупреждения, регулирования и  разрешения.

Конфликтология – теоретико-прикладная дисциплина.

На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление, которое  нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться  бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития (С.И.Михайлова ).

 

Содержание конфликтологии слагается из двух уровней:

1. Теоретического объяснения конфликта как социального явления, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями (культурой, правом, мировоззрением и др.), его места и функций в системе «общество – человек - личность»;

2. Изучение конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (политика, право, семья, экология, коллектив и т.д.), технологии их регулирования и профилактики.

Задачи конфликтологии как науки - не бесконфликтное общество, а умение развить в конфликте конструктивный потенциал. То есть, если конфликт произошел, за ним должны следовать действия, которые будут решать ту проблему, которая этот конфликт породила. Это проще в сфере экономических отношений. Гораздо сложнее в сфере этнических.

Задачи конфликтологии  не только познавательно–теоретические, но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что делать с конфликтами. Ныне во всем мире в различных учебных заведениях читаются курсы конфликтологии. В нашей стране также конфликтология введена как особая дисциплина в учебные программы ряда вузов.

Предметом конфликтологии является идеальная модель конфликтно¬го взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятий¬ный аппарат с его центральным звеном — категорией конфликта. Объект конфликтологии — сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных, «живых» конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего.

Между объектом и предметом  конфликтологии, как и любой другой науки, существует не только взаимосвязь, но и определенная дистанция, которая усилиями ученых может постепенно сокращать¬ся, но никогда не может быть полностью преодолена из-за ограни¬ченности возможностей человеческого познания. Тем не менее, уче¬ные постоянно стремятся к обеспечению максимально возможного соответствия своих теоретических выводов объективной реальности. Достижение этих целей, как свидетельствует вся история науки, во многом определяется тем инструментарием, исследовательскими ме¬тодами, которые используются учеными.

Первые отечественные  публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В них проблема конфликта впервые  выделяется как самостоятельная, в  названиях работ появляется само понятие "конфликт" и его производные. Как самостоятельная наука конфликтология в России существует с начала 90-х годов. Первая работа в данной области была опубликована в 1924 году. Ее написали П.О. Гриффин и М.И.Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам.

По мнению А.Анцупова и А.Шипилова, в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов.

1 период - до 1924 года. В течение  этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах, запечатленное в философии, религии, литературе, народном творчестве. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период - 1924-1990 годы. Период  зарождения, становления и развития  частных конфликтологических наук -  отраслей  конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение и социология),  а к концу периода - 11. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается.

 Второй период включает 4 этапа:

Первый этап - 1924-1934 гг.

Охватывает первую  "волну" публикаций.  Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, математике, социобиологии.

Второй этап - 1935-1948 гг.

 Характеризуется практически  полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой отечественной  войной и обстановкой в стране  в целом.

Третий этап - 1949-1972 гг.

Ежегодно публикуются  работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии,  педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап - 1973-1989 гг.

Ежегодно публикуется  не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.

3 период - 1990 год - настоящее  время

Появляются первые междисциплинарные  исследования,  конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций  (от 60 до 250),  создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.

  Итак, библиографический поиск позволил выделить 11 отечественных наук, занимающихся  изучением  конфликта: искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. Ведущие позиции в исследовании конфликта занимает психология. С большим отрывом от нее идут социология, политические науки.  Доля других наук не превышает 7 %. Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит ярко выраженный междисциплинарный характер. По теме конфликта, рассматриваемого с позиций различных наук, защищено 225 диссертаций, опубликовано около 300 книг.

Сегодня западная конфликтология распространяет свое влияние и на Россию. Интернет позволяет познакомиться с последними конфликтологическими разработками ученых и практиков всех стран мира. Однако следует помнить: никогда нельзя пользоваться неадаптированными методиками. Конфликты разных этносов слишком специфичны.  Экспансия западной культуры иногда приводит к конфликтам разных уровней, а вовсе не способствует их решению. Так, например, феминизм, защищающий западных женщин от многих неприятностей, в мусульманских странах зачастую является причиной трагедий.

 

 

 

 

 

 

Конфликтоустойчивость человека

 

Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем  придерживаться в дальнейшем. Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

В соответствии с данным определением выделяют четыре вида конфликтов:

   ‒ внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

   ‒ межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

   ‒ межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;

   ‒ личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Заметим, что существуют особенно в философских трудах, более  широкие толкования понятия “конфликт”, где он часто идентифицируется как  присущая борьба противоположностей, любому взаимодействию людей. Такой  вывод подверг убедительной критике  психолог Ф.М. Бородкин , который показал, что в этом случае всякую борьбу за свое существование любых живых организмов, начиная с простейших, мы вынуждены будем объявить конфликтом. В то же время приписывание конфликтному взаимодействию категории цели позволяет выделять в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, т.е. к осознанию своей позиции, позиций других участников конфликта, планированию своих действий, сознательному использованию средств. По мнению Ф.М. Бородкина «угроза конфликта со стороны “своих” должна быть одним из самых древних и интимных механизмов стимулирования определенного поведения, так же как и поощрение”.  При этом избежание конфликта, выступающее во многих случаях мотивом деятельности, может быть как прямым уходом в сторону, покиданием арены борьбы, так и конструктивным устранением самой конфликтной ситуации за счет ее обновления или уничтожения.

В литературе чаще обсуждаются  предотвращение, ослабление, разрешение конфликтов реже – управление ими. Такие авторы как Д.И.Фельдштейн и Л.И.Воробьева  подчеркивают, что педагоги рассматривают конфликты как нежелательное явление, почти как стихийное бедствие, как нечто неуправляемое и выходящее из-под контроля. Можно сделать вывод, что в течение длительного времени отсутствовали единые взгляды на природу и причины возникновения конфликтов; не признавался сам факт существования противоречий и конфликтов; само наличие конфликтов воспринималось как негативное явление, мешающее нормальному функционированию педагогической системы и вызывающее ее структурные нарушения.

Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется  ли проблема, которая возникает в  тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление  развития конфликтной ситуации. Затем  определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным  особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.

Существуют сигналы, предупреждающие  конфликт. Среди них:

     - кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);

    - недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);

    ‒ инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);

    ‒ напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);

     ‒ дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразать словами).

Важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта.

Конфликтоустойчивость личности является специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматривается, как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает в себя: эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты.

Эмоциональный компонент  конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и характер возбудимости психики и ее влияние на успешность общения в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не  переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем.

Волевой компонент конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность,  терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль.

Познавательный компонент  — это устойчивость функционирования  познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным  действиям оппонента. Он включает: умение определить начало  предконфликтной ситуации; анализ причин возникновения конфликта;  умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а также своего поведения; умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия;  способность быстро принимать правильные решения; способность выделять  главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные  решения проблемы; способность к аргументации и цивилизованной  полемике в условиях спора.

Информация о работе Цели и задачи конфликтологии