Биография В.Келлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:51, доклад

Описание

Вольфганг Кёллер (Wolfgang Kohler) родился 21 января 1887 года, в Ревале, Эстония. Образование получил в Берлинском ун-те. В 1909 он получил докторскую степень по философии. Затем он стал помощником в Психологическом Институте во Франкфурте, где встретился и работал с Максом Вертгеймером.

Содержание

Краткая биография В.Келлера.
Гештальтпсихологии.
Опыты В.Келлера. Основные научные достижения, идеи, взгляды, труды.
Актуальность данных исследования для современной психологии.

Работа состоит из  1 файл

келлер доклад.docx

— 26.63 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

                                                    План доклада:

  • Краткая биография В.Келлера.
  • Гештальтпсихологии.
  • Опыты В.Келлера. Основные научные достижения, идеи, взгляды, труды.
  • Актуальность данных исследования для современной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вольфганг Кёллер (Wolfgang Kohler)

 

Вольфганг Кёллер (Wolfgang Kohler) родился 21 января 1887 года, в Ревале, Эстония. Образование  получил в Берлинском ун-те. В 1909 он получил  докторскую степень по философии. Затем он стал помощником в Психологическом Институте  во Франкфурте, где встретился и  работал с Максом Вертгеймером. Профессиональную деятельность начал с работы на научной  станции исследования антропоидов (1913—1920, Канарские острова), где экспериментально доказал в опытах над животными  роль инсайта, как принципа организации  поведения. В 1922 году, он стал главой и  директором лаборатории психологии в Университете Берлина, где он оставался  до 1935 года. В течение этого времени, в 1929 году, он написал Гештальтпсихологию. С 1935 по 1958 г. К. — профессор Суотморского колледжа в США . Был почетным доктором многих ун-тов, членом Американской академии наук и искусств, Национальной академии наук, членом Американского философского общества. Имел награду  "За выдающийся научный вклад" (1957).  Он умер 11 июня 1967 года в Нью-Хэмпшире.

 

     Гештальтпсихология  основана на наблюдении за  теми вещами, которые находятся  вокруг нас, и которые не  являются частью наших простых  ощущений. Впервые об этом задумался  Вертгеймер, последователем которого  и стал Келлер. Он отметил, что  мы чувствуем движение, где есть  не что иное, как быстрая последовательность  индивидуальных сенсорных событий.  Примером может служить елочная  гирлянда, когда  лампы вспыхивают  в быстрой последовательности  и кажется, «бегут» вокруг дерева, мы видим бегущую цепочку, даже  при том, что только одна  лампочка светится один раз  в ряду таких же лампочек. Или  неоновые огни вывесок , которые,  кажется, что перемещаются. Вертгеймер  объяснил, что человек видит эффект  «целого события», а не сумму  составных частей. Гештальты были  обнаружены при восприятии формы,  кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. Слово Гештальт на немецком языке буквально означает "форма" или "фигура", «целое».

     Келлер утверждал,  что психика не равна банальной  сумме частей, что образ строится  сразу, целиком, предмет воспринимается  не как разрозненные части  целого, а как настоящее целое, то есть гештальт.  Келлер рассматривал интеллект, как поведение. Для того, чтобы доказать или опровергнуть свое решение он проводил опыты над человекообразной обезьяной. Он создавал ситуации в которых животное должно было найти пути для решения некоторых задач.В данном случае проблема состояла в том, по средством чего и какими способами происходит решение поставленной задачи. На основании поставленных опытов Келлер пришел к выводу, что обезьяна решает задачу, поставленную перед ней, благодаря озарению. Он придумал подвесить под потолок вольера банан. А в самом вольере оставил для шимпанзе пустые ящики. Если ящики поставить один на один, причем последний надо было поставить на попа, тогда обезьянка могла допрыгнуть до банана. А по-другому никак. 

Так вот он обратил внимание, что  разные обезьяны решали такую задачу по-разному. Одни долго пытались просто допрыгнуть с одного ящика.

Потом начинали нервничать, метаться по клетке, швыряться ящиками, потом успокаивались и могли даже прекратить решать задачу. Другие обезьянки сначала могли построить как бы модель из ящиков, но у одной из стен. Как бы примерить глазом хватает высоты или нет. И после уже сооружать эту башню под бананом.Некоторые шимпанзе сначала делали бессмысленные попытки поставить пару ящиков, или построить пирамиду , с которой было не достать банан, так как не хватало нужной высоты. Потом вдруг бросали это дело. Садились у стеночки, прикрывали глаза. И вдруг через какое-то время, встрепенувшись, шли и строили пирамиду сразу, без проб, и правильно. Вот эту одномоментную догадку у животных Келлер назвал "инсайтом" - озарением. Он считал, что шимпанзе в один миг как бы приходит нужное решение.

А были обезьянки, которые отличались необыкновенным умом и сообразительностью. Одна такая обезьянка подождала, когда в вольер войдет человек, подвела  его за руку под банан, вскочила на плечи и достала лакомство.

Келлер таким образом удостоверился, что у шимпанзе несомненно зачатки  разума есть. Это потом назвали  элементарной рассудочной деятельностью.

Келлер придумывал множество различных  опытов с шимпанзе. Например, он научил шимпазе тушить огонь водой из кружки. Он делал понтон, на котором  разводился костер, на другом понтоне, соединенным с первым мостиком, была бочка с водой. Шимпазе, чтобы  затушить огонь, надо было сначала понять, что огонь надо тушить, а потом  еще и произвести определенные действия: взять кружку, перейти на другой понтон, набрать воды, вернуться  на первый понтон и залить водой огонь. Когда его обезьянки стали хорошо справляться с этой задачей, он убрал в кружке дно. И стал наблюдать, что же шимпанзе будут делать. Одни шимпазе так бессмысленно и бегали с пустой кружкой, пытаясь набрать в нее воды. Практически ни одна из обезьян не догадалась зачерпнуть воды не из бочки, а прямо из водоема, в котором находились понтоны. Это сделала только один шимпанзе-самец. Самый догадливый.  
В  ходе экспериментов Келлер так же смог выяснить, что шимпанзе способны на то, чтобы соорудить примитивное орудие труда из двух вставляющихся друг в друга палок.

Несмотря на то, что опыты Келлера  могут показаться жестокими, он оставил  нам бесценное наследие в виде знаний, которых у человечества никогда не было. Теперь мы знаем, что умеет шимпанзе. И эти опыты дали огромный толчок к развитию науки психологии имеено в России. Так как в Западном мире в это время уже твердо развивалась экспериментальная психология.

Дело в том, что опытами Келлера  заинтересовался всем нам известный  Иван Петрович Павлов. Он не верил, что  у животных может быть рассудочная  деятельность и не верил в опыты  Келлера. И решил их повторить. И решил доказать, что это не так. Ну или хотя бы проверить. Иван Петрович был самый первый оппонент Келлера до тех самых пор, как сам не проверил и не повторил некоторые из опытов Келлера. Он так же обратился к обезьянкам. И выяснил, что Келлер не лжет. И уже в конце своей жизни Павлов начинает соглашаться, что какая-то часть разума у животных имеется. Но до конца признать их равенство с нами он не может и вообще признать тот факт, что у них хоть какой-то разум есть ему очень трудно. Поэтому он соглашается с Келлером, что у животных наблюдаются рассудочные действия, но он начинает говорить о наличии у животных "элементарной рассудочной деятельности". Так считается и до сих пор. . Скажу  еще одну интересную деталь: Келлер свои опыты начал ставить после того, как ознакомился с работами Павлова (всем известная знаменитая собака Павлова). Так что вот они оказались друг для друга вдохновителями.

     Описывая свои опыты  с животными с позиций гештальта,  К. особое внимание обращал  на формирование неожиданных  связей в рассудочных и мыслительных  процессах, где научение играет  минимальную роль и особенно  ясно проявляется перцептивная  природа решения задач. Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. В студенческие годы был под большим влиянием идей Макса Планка и всегда считал, что физика в конечном счете объяснит биологические процессы, а биология, в свою очередь, даст ответы на вопросы психологии. Изучая акустическое и зрительное восприятие и иллюзии, К. открыл некоторые регулярности и на их основе постулировал существование нейронных полей мозга, ответственных за различные феномены восприятия ("Gestalt Psychology", 1929, 1947).  гештальт-концепций, как группировка, сегрегация, точность и замыкание. Группировка описывает восприятие объектов, находящихся близко друг от друга в зрительном поле, которые воспринимаются как группы объектов, а не как некоторое количество не связанных между собой предметов. Точность — другой гештальт-принцип, утверждающий, что перцепция происходит в отношении формы, наиболее узнаваемой в данных обстоятельствах. Замыкание описывает тенденцию к восприятию неполной фигуры как целостной, например разомкнутого круга как целого. К. оказывал большое влияние на современных ему ученых. Он был одним из основателей и редакторов журнала "Психологические исследования". В 1920 г. возглавил психологическую лабораторию Берлинского ун-та; в 1921 г. получил звание профессора Геттингенского ун-та; с 1922 по 1935 г. заведовал кафедрой психологии Берлинского ун-та. Подвергая свою жизнь опасности, он несколько лет противостоял нацистам, угрожавшим закрыть его Психологический ин-т при Берлинском ун-те. В 1935 г. К. эмигрировал в США, где работал более 30 лет. Там были опубликованы дальнейшие его труды: " Место имеющее значение в Мире Фактов ", 1938; " Текущая ситуация в мозговой физиологии" / американский Психолог, 13, 1958; " Нерешенные проблемы в области фигуральных последствий" / Психологический Отчет, 15, 1965; " Задача Гештальт-психологии " (1969). К концу жизни получил признание и на родине. В 1965 г. К. получил звание "Почетный житель Берлина"; в 1967 г. был избран почетным президентом Немецкого психологического общества. В рус. пер. издано: "Исследование интеллекта человекоподобных обезьян", М., 1930; переиздано в "Хрестоматии по общей психологии. Психология мышления", М., МГУ, 1981.

        Существует  мнение, что гештальтпсихология  перестала  развиваться и соответствовать новым требованиям науки. Возможно, основная причина заключается в том, что в гештальтпсихологии основные физические и психические явления рассматриваются параллельно. Гештальтпсихология некоторое время претендовала на общую теорию, однако исследования касались только одной из сторон психологического процесса-восприятия. Но тем не менее описанный в гештальтпсихологии чрезвычайно важный психологический факт — факт гештальта — продолжает привлекать исследователей.На сегодняшний момент это направление довольно популярно. В Москве есть институты, в которых учат не просто на психолога, а на гештальт-психолога, как на психотерапевта.  Гештальтпсихологи прводят дорогостоищие консультации. У них довольно много интересных наработок. В основном групповые терапии, тренинги, различные психотерапевтические игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  • Хрестоматия по истории психологии  
    Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. С. 102-112. 
  • Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с.
  • http://vbesedke.ucoz.ru/forum/131-807-1
  • http://www.geshtaltpsy.ru/index.php

 

 

 


Информация о работе Биография В.Келлера