Биография Гегеля В. Ф.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:48, реферат

Описание

ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгель Фридрих (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770-1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию.

Работа состоит из  1 файл

настин филос.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

БИОГРАФИЯ 
 

ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгель Фридрих (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770-1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 годах Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 годах — во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 году сделал первый набросок будущей философской системы ("Фрагмент системы").  

После смерти отца в 1799 году Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы ("Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет"), а затем и саму диссертацию "Планетные орбиты" ("De orbitis planetarum") и в 1801 году получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 годах Гегель — приват-доцент, а в 1805-1807 годах экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал "Критический журнал философии" ("Kritisches Journal der Philosophie"), в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, "Феноменологию духа" ("Phanomenologie des Geistes", 1807), после опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.

Не дождавшись опубликования "Феноменологии", Гегель покинул  Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую газету" ("Bamberger Zeitung"), но меньше чем через два года отказался от "газетной каторги" и в 1808 году получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 году он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы — "Наука логики" ("Die Wissenschaft der Logik", 1812-1816).

В 1816 году Гегель возобновил университетскую карьеру, получив приглашение в Гейдельберг на место, которое ранее занимал его соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник "Энциклопедия философских наук" ("Enzyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse", первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 году Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.

Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831 года, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.

Последней опубликованной работой Гегеля была "Философия права" ("Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse"), вышедшая в свет в Берлине в 1820 году (на титуле — 1821). Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали готовить полное издание его работ, которое было осуществлено в 1832-1845 годах. В него вошли не только работы, опубликованные при жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей. В результате вышли в свет знаменитые лекции по философии истории, а также по философии религии, эстетике и истории философии. Новое издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после Первой мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках "Философской библиотеки" и после смерти последнего было продолжено Й.Хоффмайстером. Старое издание было заново отредактировано Г.Глокнером и вышло в 20 томах; оно было дополнено монографией о Гегеле и тремя томами "Словаря Гегеля" (Hegel Lexikon) Глокнера. С 1958 года после основания в Бонне "Архива Гегеля" в рамках "Немецкого исследовательского общества" была создана "Гегелевская комиссия", принявшая на себя общую редакцию нового историко-критического собрания сочинений. С 1968 по 1994 год работой Архива руководил О.Пёггелер.  

ВВЕДЕНИЕ

Философия Гегеля достаточно широко  раскрыта в его знаменитых работах: "Феноменологию духа", "Наука логики",которые я использую в своей работе!

Прежде всего ,перед  нами  стоит задача раскрыть понятие диалектического идеализма, выявить его закономерности. Предмет, который пытается продемонстрировать нам Гегель, достаточно сложен по своей сути, поэтому и задача сложная.

Целью: также является раскрыть понятие, проследить различие в трактовке разных мыслителей! Более того, выявить положительные черты и недостатки!

Это тема на сегодняшний  день актуальна, так как  Гегель  является знаменитым представителем философской  мысли во всем мире, а его вклад  в философию значителен и по сей день! 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Философия духа Гегеля 

Система Гегеля с  первых лет строилась на понятии  духа, абсолюта, тождества бытия  и мышления, т.е. была объективно-идеалистической  философской системой. Теперь обратимся  к этим стержневым понятиям философии  Гегеля подробнее и на материале зрелой системы философа. Что Гегель понимал под духом? Что за проблемы решает он в системе философии духа? Здесь ставится много задач. 

Главная задача —  интерпретация ключевых для философии  понятий, а именно, "дух", (разделенный  на субъективный, объективный, абсолютный дух), логическая идея, мышление, разум, рассудок. Это целая "семья" понятий, характеризующих духовное. В гегелевской философии есть в какой-то мере единая интерпретация этих понятий, т.е. такая интерпретация, относительно которой нужна особая историко-философская реконструкция. Можно выделить три среза, три измерения, относящихся ко всем этим понятиям разума у Гегеля.

Первое  измерение, которое придается у Гегеля и разуму, и духу, и мышлению, и идее — измерение субстанциональное. Это значит, что духовное понимается как первичное, как точка отсчета, причем , восходящая к божественной, как то, из чего все рождается, во что все разрешается, как порождающее начало. Субстанциональное понимание идеи, разума, мышления. Поход к различным ипостасям духовного в принципе един. Различие смыслов такое: абсолютный дух — так сказать, "самое субстанциональное", далее идет "менее субстанциональное", но тоже субстанциональное — идея, логическая идея, затем разум, а после — мышление. То есть, все идет своим чередом, друг за другом , по порядку. Здесь философия Гегеля выступает в качестве классического объективного идеализма, который обосновывается самыми различными способами, причем именно с применением данных понятий. Это вообще широкий вопрос, и он относится не только к Гегелю, но и к Платону, к другим формам объективного идеализма. Но в гегелевской философии есть специфические основания объективного идеализма. И их легче понять, если не забыть о втором значении, о второй ипостаси духовного. Второе измерение состоит в том, что духовное, согласно Гегелю, есть реализующиеся деятельность и активность, причем активность такого субъекта, который сообразуется с законами самого духа. Оттенок субстанциональности, т.е. первичности, переходит в диалектический активизм. Этот обладатель должен отвечать всем требованиям закона диалектизма.

Третий  аспект заключается в том, что начало, а значит и дух, и логическая идея, понимаются как субъект. Иными словами, здесь вводится — в гегелевском понимании — проблема субъективности, субъекта, которая, однако, не сводится к человеческому , хотя в определенном аспекте она соприкасается с вопросом о  человеке. Итак, в духе, по Гегелю, есть и объективность, и субъективность, благодаря которым дух способен как бы "проходить" через природу, "отчуждать" ее от себя в виде своего инобытия. Благодаря объективности, дух способен "проходить" и через человека, через все человеческое, выступая и в виде своего рода объективной субъективности и субъективной объективности. Для Гегеля очень важно не столько то, что все люди разные, но то, что все они — субъекты, принадлежащие к одному роду, к единой субъективности. Еще раз надо упомянуть об объективном духе, о философии права — на этот раз как одном из главных обоснований системы объективного идеализма.

А это утверждение мы находим в работе Гегеля «Феноменология духа»: «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, итем самым абсолютно первым в отношении ее.  В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для- себя- бытия, - как идея, объект  которой, так же как и ее  субъект, есть понятие. Это  тождество есть абсолютная  отрицательность, ибо  в природе  понятие обладает  своей  полной внешней объективностью, однако это его отчуждение становится тождественным с самим собой. Тем  самым оно есть это тождество только как возвращение к себе из природы.

     Развитие духа состоит в том, что он существует:

     1.  В  форме  отношения  к  самому  себе; что в его пределах идеальная тотальность идеи, т.е. то что составляет его понятие, становится таковой для него, и его бытие состоит в том,  чтобы быть у себя, т.е. быть свободным,  - это субъективный дух.

  2. В форме реальности, как подлежащий порождению духом и порожденный им мир,  в  котором  свобода  имеет  место  как наличная необходимость,  - это объективный дух.

   3. Как в себе  и для себя  сущее и вечно себя порождающее единство объективности духа и  его идеальности, или его понятия, дух в его абсолютной истине - это абсолютный дух.

   Дух  существенно  есть   только  то,   что  он  знает  о   самом  себе. Первоначально он есть дух только в себе; его становление для себя составляет его осуществление. Но духом для  себя  он становится только через то, что он себя  обособляет,  определяет  себя, или делает себя своим  предположением, своим  другим,  прежде  всего  относя  себя  к  этому  другому как  к  своей непосредственности, но в то же время  и снимая  его как  другое. До тех пор, пока  дух находится  в  отношении к  самому себе  как  некоему  другому,  он является только субъективным духом, - духом, берущим свое начало из природы, и  первоначально  только природным  духом. Но вся деятельность субъективного духа сводится к тому, чтобы постигнуть себя в  себе самом, раскрыть себя как идеальность своей непосредственной реальности.

     Дух,  развивающийся в своей идеальности,  есть дух познающий. Но познание не понимается здесь просто как определенность идеи,  как логическая идея, но понимается так, как конкретный дух определяет себя к этому познанию.

     Субъективный дух  есть:

    - дух в себе,  или непосредственный;  в этом  смысле он  есть душа, или природный дух; - предмет антропологии;

Информация о работе Биография Гегеля В. Ф.