Биография Гегеля В. Ф.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:48, реферат

Описание

ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгель Фридрих (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770-1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию.

Работа состоит из  1 файл

настин филос.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

    - дух для себя,  или опосредственный,  понятый  еще  как  тождественная рефлексия в себе и по отношению к другому; дух в отношении, или обособлении;-                       

     -сознание - предмет феноменологии духа.

     В себе определяющий дух как субъект для себя, - предмет психологии . В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, который непосредственно  пробудился,  как  себя  знающий  разум, освобождающий  себя посредством своей деятельности до степени объективности,  до сознания своего понятия.»

Также в работе указывается, что  особо значимой частью духа является сознание, оно помогает ему реализоваться как «Я»,это некий трамплин, чтобы почувствовать себя сущим, то есть, приобрести знания.

Дальше, в порядке очередности, автор описывает как дух постепенно преодолевает  этапы на пути к созерцанию. Дух стремится к истине-идеализму ,но для этого необходимо приобрести рассудок, чувственность, восприятие, затем происходит самосознание своей сущности. А в свою очередь, достигая определенного  результата происходит всеобщее самосознание. В конечном итоге, все понятия и качества, должны сочетаться и выдавать результат- « абсолютный дух».

"Абсолютный  дух" — это, для, Гегеля, понятие всех понятий, объединяющее и Бога, и "божественно-духовное" начало (закономерность) природы и человека, и, что очень важно, высшие этажи самопознания духа (искусство, религия, философия). Поэтому философию Гегеля называют системой абсолютного идеализма. Плотность реальных проблем, исследованных великим Гегелем в его границах, столь велика, что (в относительно небольшом очерке) можно было рассказать лишь о некоторых из них, которые представляются центральными для гегелевской системы и наиболее актуальными сегодня. 
 
 
 
 
 
 
 

Философия истории.

Гегель привносил философию ,старался заниматься ею как можно тщательней. Свои воззрения и историю философии он изложил в своей работе «Лекции по истории философии» .

У Гегеля явно обнаруживается тенденция поставить философию  над специальными знаниями, изобразить ее как «науку наук». Рассматривая вопрос о понятии истории философии, Гегель отмечал наличие в этом понятии противоречия: философия стремится познать истину, т.е. нечто неизменное, а история дает нам изображение ряда минувших образов познания. В целях разрешения этого противоречия Гегель вводит понятие развития и понятие конкретного. Развитие есть движение от потенциального состояния к актуальному; конкретное – это «единство различного», «единство различных определений». Отсюда делается важнейший вывод: «…история философии есть по своему существу внутренне необходимое, последовательное поступательное движение». История философии есть, следовательно, закономерный процесс развития, а не простой перечень различных мнений. Все философские системы необходимо внутренне связаны.

Философию, таким  образом, Гегель рассматривает как  находящуюся в становлении. В  этом становлении она выкристаллизовывает одну категорию за другой. Этот процесс воплощается в закономерно сменяющих друг друга философских системах. Каждая философская система, по Гегелю, постигает какую-то одну из ступеней абсолюта и выражает ее в какой-либо категории, центральной для данной философской системы. Всякое новое философское учение выдвигает не только новый, но и более высокий и конкретный принцип. Преодолевая недостатки предшествующего философского учения, новая система сохраняет ее рациональные моменты и более глубоко и обстоятельно раскрывает абсолютное. Поэтому философские системы прошлого не опровергаются полностью, а опровергаются лишь их односторонние выводы, их претензии на окончательное определение абсолюта; их же рациональное содержание сохраняется и входит в более высокую философскую систему.  

 Все эти соображения  Гегеля, имеющие глубокий смысл,  опираются у него на идеалистическую  основу. Действительный историко-философский  процесс идеалист рассматривает  как следствие деятельности духа. У него субъектом и объектом познания выступает сам дух, развивающийся в силу лишь внутренних противоречий. Это как раз и вносит искажения в понимание Гегелем истории философии как в целом, так и в частностях. Гегель, например, упрощенно понимает прогресс в истории философии. Упрощение вопроса объясняется тем, что у Гегеля связь философии с эпохой представляется слишком прямолинейно.  

Философия истории  – важнейшее звено учения Гегеля. Здесь прежде всего находит свое оправдание и применение диалектическая логика, в частности идея тождества противоположностей. В эпоху Гегеля исторический процесс только начинал складываться как единый, глобальный, как всемирная история, наиболее драматические события, которой были еще впереди. В эпоху Гегеля знание о прошлом делало только первые шаги; наиболее существенные открытия. Их систематизация и осмысление еще ждали исследователя. Не удивительно поэтому, что философско-историческая концепция Гегеля пронизана кричащими противоречиями: гениальные прозрения сосуществуют здесь с удивительной близорукостью, научные выводы с явным мифотворчеством.  

  Философия истории  Гегеля занята отысканием и  изучением разумного субстанциального  начала в развитии общества. Истина  есть система, философия есть  наука об истине; следовательно,  философия истории должна построить систему понятий, выражающих закономерные связи, внутренне присущие развитию человечества. Средневековая христианская идея истории как промысла божьего, общности людей в осуществлении высших целей выступила у Гегеля в сочетании с пониманием роли, которую играет индивид, наделенный сознанием и волей. Философия истории Гегеля утверждала творческую активность личности, но предупреждала о том, что в деятельности человека есть нечто, содержащееся в поступках, но отсутствующее в намерениях. В мистической форме здесь была выражена идея социального начала, порождаемого совокупным действием масс.  

 Исходя из своей  концепции, Гегель устанавливает  и вполне определенный критерий  общественного прогресса, на основании  которого он строит свою периодизацию  истории. Это прогресс в сознании свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит все к более глубокому пониманию свободы.

Логика Гегеля.

Основные  части  философской  системы  Гегеля   -    логика, философия природы  и философия  духа,  к  которой  непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет  важнейшую  часть  его системы, поскольку  тождество  мышления  и  бытия  означает,  что законы мышления, которыми и  занимается  логика,  суть  подлинные.

Законы бытия: и  природы, и человеческой истории  и  познания.  До Гегеля логика  считалась  наукой  о  субъективных  (человеческих) формах  мышления.  Не  отрицая  необходимости    такой    научной дисциплины, т.е. формальной логики,  как  науки  об  элементарных формах  и  законах  правильного  мышления,  Гегель  ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания. Своё логическое  учение  Гегель  изложил  в  работах  "Наука логики",  "Энциклопедия  философских  наук"  и  в    "Философской пропедевтике" (здесь оно изложено  популярно).  Гегель  объявляет логику учением о  сущности  всех  вещей.  Поэтому  в  гегелевской "Науке логики" кроме  обычных  для  логики  вопросов  и  понятий, суждений, умозаключений рассматриваются такие  вопросы,  которыми формальная  логика   никогда не  занималась:    вопросы    о закономерностях самой действительности, о превращении количественных  изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т. д.  

 Логику Гегель  подразделяет  на  учение  о   бытии,  сущности, понятии. Начало  всего - чистое ничто, так как  оно есть  в  то  же время  и чистая мысль. В этом случае  оно есть  в  то  же  время  и ничто,  лишённое  каких-либо  определений.    Бытие    и    ничто переходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие и ничто  сняты,  т.е.  они  одновременно  и  упразднены,  и сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада:  утверждение  (тезис),  отрицание  этого  утверждения (антитезис)   и,    наконец,    отрицание    отрицания, снятие противоположностей (синтез). Вот  пример  такого  диалектического цикла, приведённый Гегелем: "Почка исчезает,  когда  распускается цветок, и можно было бы сказать, что она  опровергается  цветком; точно  так  же  при  появлении  плода  цветок  признаётся  ложным наличным билетом растения, а в качестве его истины вместо  цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то  же  время  моментами  органического  единства,  в котором они не только не противоречат друг другу, но один  так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость  и составляет жизнь целого". 

 Гегелевская постановка  вопроса о диалектической логике  носит идеалистический характер, поскольку Гегель  отождествляет   законы природы  с  законами  логики,  мышления.  Нельзя  согласиться   с гегелевским пониманием  объективности форм  мышления,  но   оно содержит в себе глубокую  догадку о том,  что различные формы мышления  по  самой своей структуре аналогичны  отношениям и процессам, имевшим место в объективной действительности.  Понятия,  по  Гегелю,  находятся  в  непрерывном движении, переходят, "переливаются" друг в друга, изменяются, развиваются, превращаются в  свою  противоположность,  обнаруживая  внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую  силу  их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием  понятия  к  понятию,  все более богатому содержанием, охватывающему в  единстве  различные, даже  противоположные,   стороны. Гегель показывает, что количественные изменения  приводят к  изменениям качественным, совершаются путем скачка, прорыва непрерывности. Гегелевское учение о диалектике мышления, о  взаимосвязи  и движении  понятий  косвенно    указывает на содержание и закономерности развития  тех  реальных  материальных  процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо от  познания, от  мышления.  Конечно,  Гегель  не  мог  "выдумать"   диалектику понятий: ее действительным источником  была  реальная  диалектика вещей в природе и обществе.  

 Характеризуя  сущность  как  философскую  категорию,  Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что  отличает  явления друг от друга, и то, что одинаково,  тождественно  в  них.  Но  в противоположность метафизике Гегель утверждает, что  тождество  и различие не существуют отдельно друг  от  друга,  а  представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты  сущности. Говоря о тождестве мы имеем в виду различия, говоря  о  различии, предполагаем тождество. 

 Гегель противопоставляет   метафизическому  представлению   об абстрактном,  исключающим  различия  тождестве диалектическое представление о конкретном тождестве, содержащем в себе различия. Понятие  абстрактного  тождества предполагает существование неизменных,  всегда  одинаковых  вещей. Понятие конкретного тождества,  напротив,  указывает  на  то,  что  каждое явление изменяется, т.е. не остается самим собой, всегда  одинаковым,  а переходит  в  другое,  содержит  в себе это  другое как противоположность, отрицание, зародыш будущего.

 Характеризуя  понятие, Гегель правильно отмечает, что оно  не есть только общее.  Общее,  взято  само  по  себе,  вне  связи  с особенным, т.е. с тем, что  отличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальной действительности, а следовательно  и в понятии общее, особенное и  единичное  также  неразделимы,  как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность понятия, единство  различных  сторон  в  самой  действительности,

Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку  есть  истина, поскольку содержит в себе в единстве различные,  в  том  числе  и противоположные,  стороны  реального.  В  этом   смысле    Гегель утверждает: абстрактной  истины  нет,  истина  всегда  конкретна. Понятие как единство общего,  особенного  и  единичного  получает свое  необходимое  выражение  в  различных  видах   суждений    и умозаключений, которые изображаются  Гегелем как обнаружение  и осуществление творческой мощи присущей "понятию"  как внутренней основе всех  тех  процессов,  которые  наблюдаются  в  природе  и обществе на всем протяжении истории. Понятие у Гегеля   -  это процесс  теоретического  мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной  практической  деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически истолковывается  Гегелем  как   творчество, самопознание "абсолютной идеи", обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы  и общества. Таким образом, признавая развитие и  пытаясь  дать  его картину,  Гегель  изображает его  как  процесс  познания, осуществляющийся в лоне "абсолютной идеи".

 В своем учении  о познании  Гегель  ставит  также  вопрос  об отношении  теоретического познания к   практической  деятельности, пытаясь   вскрыть  единство  и  взаимодействие  между  теорией   и практикой.  Развивая  положение Канта и Фихте об активности познающего  мышления,  Гегель  показывает, что преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс. В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17-18вв., которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е. преимущественно как воздействие предмета на познающий  субъект  и соответственно восприятие этого воздействия    субъектом. Марксистское  понимание  практики в корне противоположно гегелевскому, поскольку для диалектического материализма практика есть применение материальных средств с целью изменения и познания материальной  действительности.  По  Гегелю же, практика есть деятельность  мышления,  а  в  конечном итоге космическая деятельность "абсолютной идеи", которая творит мир, познавая себя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Биография Гегеля В. Ф.