Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.
Объект исследования – понятие развития.
Предмет исследования – анализ основных тенденций понятия «развитие» зарубежными специалистами в области психодиагностики.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие развития в современной психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть психодиагностику как науку.
3. Провести анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.1. Понятие развития в современной психолого - педагогической
литературе………………………………………………………………………….6
1.2.. Психодиагностика как наука……………………….……………………..16
1.3. Анализ основных тенденций развития .в зарубежной
психодиагностике…………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………….………………..46
Библиографический список…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

В понимании отношений  «ребенок – взрослый», «ребенок –  общество». Фрейд наметил основные ориентиры. По 3. Фрейду, общество –  источник всевозможных травм (рождения, отнятия от груди). На этой основе возникла теория развития как теория детских травм. По 3. Фрейду, отношения «ребенок – взрослый», «ребенок – общество»с самого начала антагонистические. Отсюда и возникает проблема включения ребенка в общество - проблема социализации личности. Эту проблему социализации ребенка в системе антагонистических отношений между ребенком и обществом решают американские ученые в теории социального научения [25, с. 388 – 390].

2. Э. Эриксон.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

1.   Личность развивается  ступенчато, переход от одной  ступени к другой предрешен  готовностью личности двигаться  в направлении дальнейшего роста,  расширения осознаваемого социального  кругозора и радиуса социального взаимодействия.

2.   Общество устроено  так, что развитие социальных  возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития [35, с. 288].

В книге «Детство и  общество» Эриксон разделил жизнь  человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического «плана личности».

Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.

Характерные для индивидуума  модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.

Общеизвестно, что движущими  силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Успешно разрешая которые личность развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время, он отмечает, что кризис означает не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адаптации.

Каждый психосоциальный  кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз [19, с. 311].

Задача личности, таким  образом, заключается в том, что  бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей  стадии развития более адаптивной и  зрелой личностью.

Восемь стадий психо-социального  развития по Эриксону [34, с. 316]

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Он считает, что в каждой культуре существует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов»– законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.

3. Ж.Пиаже.

Ж. Пиаже открыл ряд  особенностей детских представлений  о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом.

Эгоцентризм определяет, согласно Ж. Пиаже, и особенности детской логики, для которой свойственны:

- синкретизм – это  особенность мышления и восприятия  ребенка раннего и дошкольного  возрастов. Проявляется в тенденции  связывать между собой разнородные  явления без достаточного внутреннего основания. Пиаже считал синкретизм основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.

- нечувствительность  к противоречиям;

- переход от частного к частному без обращения к общему;

- непонимание относительности  некоторых понятий [13, с. 298].

Кроме того, эгоцентризм  проявляется в эгоцентрической  речи. Пиаже считает, что детская  речь эгоцентрична, поскольку ребенок  говорит лишь со своей точки зрения и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же как и он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.

По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и  чужой точек зрения. Однако важно отметить, что эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи (эгоцентрическая речь/вся спонтанная речь) изменчив и зависит от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и между детьми-ровесниками [6, с. 330].

С возрастом коэффициент  эгоцентрической речи уменьшается:

1.   В 3 года он  достигает наибольшей величины (75% от всей спонтанной речи).

2.   От 3 до 6 лет –  постепенно убывает.

3.   После 7 лет  практически исчезает совсем.

В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения  принуждения, процент эгоцентрической речи довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, ее процент снижается.

Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления.

Впоследствии эгоцентризм  преодолевается благодаря процессу социализации.

Пиаже создал концепцию  стадиального развития интеллекта, выделив  следующие периоды:

- период сенсомоторного  интеллекта (до 2 лет);

- период «конкретных» операций (до 12 лет), куда в качестве подпериода включена стадия дооператорного интеллекта (до 6 – 7 лет);

- период формирования  «формальных» операций (примерно  до 15 лет).

Пиаже рассматривал психическое  развитие ребенка как спонтанный процесс, обусловленный в большей степени генетически, нежели воспитанием и обучением [13, с. 229].

Одной из наиболее влиятельных  на сегодняшний день моделью человеческого развития стала модель, предложенная американским психологом Ури Бронфенбреннером. Согласно его модели экологических систем, развитие человека – это динамический, идущий в двух направлениях реципрокный процесс. Растущий индивидуум активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду и в то же время сам испытывает воздействие со стороны элементов этой среды и взаимосвязей между ними, а также со стороны более широкого окружения. По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из 4-х вложенных одна в другую систем, которые обычно изображают в виде концентрических колец. Он называет эти системы микросистемой, мезосистемой, экзосистемой и макросистемой. Характерной особенностью его модели являются гибкие прямые и обратные связи между этими 4 системами, через которые и осуществляется их взаимодействие.

Микросистема. Микросистема, или первый уровень модели, имеет отношение к занятиям, ролям и взаимодействиям индивидуума и его ближайшему окружению, такому как семья, детский сад или школа. Например, развитие ребенка в семье может поддерживаться чуткостью матери по отношению к первым шагам дочери на пути к независимости. В свою очередь, проявление ребенком независимости может побудить мать к поиску новых способов поддержки развития такого поведения.

Микросистема – это  уровень жизненной среды, наиболее часто исследуемый психологами.

Мезосистема. Мезосистема, или второй уровень, образуется взаимосвязями 2-х или более микросистем. Так, существенное влияние на развитие оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьей, школой и группой сверстников. Например, постоянное общение родителей с учителями может положительно сказаться на успехах ребенка в школе. Аналогичным образом, внимательное отношение учителей к этому ребенку, скорее всего, благотворно скажется на его взаимодействиях с членами семьи.

Экзосистема. Экзосистема, или третий уровень, имеет отношение к тем уровням социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта индивидуума, тем не менее, влияют на него. Можно привести целый ряд примеров, начиная с формальной социальной среды, например места работы родителей или местных отделов здравоохранения или улучшения бытовых условий, и кончая неформальным окружением, таким как расширенная семья ребенка или друзья его родителей.

Макросистема. В отличие  от других уровней, макросистема, или внешний уровень, не имеет отношения к определенному окружению, а включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет индивидуум. Например, правила, согласно которым дети с задержками развития могут учиться в классах основного потока обычной школы, вероятно, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как детей с нарушениями развития, так и здоровых детей. В свою очередь, успех или провал этого педагогического эксперимента может содействовать или, наоборот, помешать дальнейшим попыткам администрации объединить эти две группы детей [25, с. 344 – 349].

Хотя вмешательства, поддерживающие и стимулирующие ход развития, могут осуществляться на всех 4-х  уровнях модели, Бронфенбреннер полагает, что наиболее значительную роль они играют на уровне макросистемы. Это происходит потому, что макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни.

Таким образом, единая концепция  развития так и не была создана. Существует столько разнообразных концепций, сколько было крупных ученых.

При большом разнообразии подходов к проблеме развития степень  проникновения в сущность этого процесса определяется введением в психологию новых методов исследования. Нетрудно проследить переход от наблюдения к констатирующему эксперименту в его разнообразных проявлениях (поперечные срезы, лонгитюд) и далее к сравнительному изучению развития в норме и патологии, в условиях разных культур, в прошлом и настоящем.

Эволюция учений шла  по линии все более глубокого  осмысления роли общества в развитии ребенка. Ранние теории рассматривали детское развитие в системе отношений «ребенок – предмет». 3. Фрейд впервые показал, что развитие ребенка определяется противоречием между врожденными потребностями ребенка и ограничениями, которые общество через взрослого накладывает на него. Практически все современные теории рассматривают психическое развитие в системе отношений «ребенок – общество», что свидетельствует о постепенном преодолении биогенетического принципа.

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития личности на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил.

Согласно его эпигенетической  концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий есть результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

Информация о работе Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике