Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.
Объект исследования – понятие развития.
Предмет исследования – анализ основных тенденций понятия «развитие» зарубежными специалистами в области психодиагностики.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие развития в современной психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть психодиагностику как науку.
3. Провести анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.
Введение……………………………………………………………………………3
1.1. Понятие развития в современной психолого - педагогической
литературе………………………………………………………………………….6
1.2.. Психодиагностика как наука……………………….……………………..16
1.3. Анализ основных тенденций развития .в зарубежной
психодиагностике…………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………….………………..46
Библиографический список…………………………………
В зависимости от типа
учебно-воспитательного
- адаптацию детей к
детскому саду, рекомендации родителям
или лицам, их заменяющим, по
оказанию помощи детям в
- обследование детей
при переходе из старшей
- определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
- подготовка совместно
с учителем программы
- проведение психологического
обследования детей при поступл
- предупреждение
- создание благоприятного
психологического микроклимата
в учебно-воспитательном
Таким образом, психологическая
диагностика является особой областью
психологического знания, которая представляет
собой как теоретическое направ
Психодиагностика
как наука (теоретическая
Это научно-исследовательская
Психодиагностика как практика (практическая деятельность) – психологическое обследование личности с целью постановки психологического диагноза. Это – основа деятельности любого практического психолога. Постановка психологического диагноза обеспечивает решение ряда практических задач, связанных с учетом психологических различий между людьми.
Диагноз – это распознавание. Следовательно, психодиагностика – отрасль практической психологии, целью которой является, распознавание психологического (социально-психологического) состояния конкретного психологического (социально-психологического) объекта (индивида, группы, организации) или отклонения его от некоторого нормативного состояния.
Основными областями практического использования результатов психодиагностической работы являются: расстановка кадров, профотбор, профориентация, прогнозирование социального поведения, стабилизация брака, законопослушности, оптимизация обучения и воспитания, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебная психологическая экспертиза, прогнозирование психологических последствий изменения среды.
1.3. Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике
Рассматривая основные тенденции развития в зарубежной психодиагностике, следует сказать, что существует позиция, в соответствии с которой образование представляет собой единство обучения, воспитания и развития. Чтобы понять, какое место в данном случае отводится развитию, следует понять, каково соотношение процессов воспитания, образования и развития.
Понятие «образование» есть категория всеобщая, целостная, полифункциональная и полисмысловая. Однако, несмотря на различие подходов к толкованию понятия образования, в нем содержится нечто всеобщее, единое и сущее. Понятие «образование» трактуется как процесс и результат обучения, а процессуальная сторона образования ассоциируется с понятием «обучение».
Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение соответственно предполагает в качестве своего условия процесс научения или учения как освоение этого опыта [6, с. 78].
Воспитание - целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру. Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое.
Взаимосвязь понимаемых таким образом процессов обучения и воспитания может быть, по крайней мере, четырех типов:
1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение.
2. Воспитание осуществляется
в образовательном процессе
3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.
4. Воспитание осуществляется
и другими (не
Что касается сущности психологического понятия «развитие», то оно в своей педагогической ценности обозначает поступательно-прогрессивные, количественные и качественные, психосоматические и духовные изменения в организме личности ребенка, совершающиеся в результате естественного обмена веществ, а также его вовлеченности в поток жизнедеятельности, особенно в специально педагогически организованные виды социально-позитивной деятельности, общения и отношений.
Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в социальной деятельности людей, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению [33, с. 117].
Связь обучения и развития человека – одна из центральных проблем педагогической психологии, психодиагностики. При ее рассмотрении важно отметить, что:
а) саморазвитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке;
б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.
Общими характеристиками развития являются:
- необратимость;
- прогресс/регресс;
- неравномерность;
сохранение предыдущего в новом;
- единство изменения и сохранения [25, с. 148].
Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:
Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному.
Согласно другой, обучение – это только внешние условия созревания, развития. Развитие создает возможности – обучение их реализует, или, другими словами, обучение идет в хвосте развития. Согласно Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит через определенные фазы и стадии.
Другими словами, развитие
есть постепенное становление
Основными составляющими воспитания являются социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, формирование способностей, познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. Интегральным показателем развития служит развитость личности. Развитие и развитость – процесс и результат реализации человеком своих возможностей.
Ведущим принципом современной школы является принцип обучающего воспитания – дидактический принцип обучения, который в условиях учебных заведений находит свое воплощение в формировании мировоззрения учащихся, овладении нравственными нормами поведения, развитии физических сил и умственных способностей учащихся, становлении личности [20, с. 98].
Развитие личности – сложный, длительный и противоречивый процесс. С философских позиций термин «развитие» рассматривается как «характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей». Психологи развитие личности рассматривают как «изменение ее (личности) количественных и качественных свойств».
Развитие человека движется в двух направлениях: биологическом и социальном. Данное понятие аккумулирует в себе те и другие свойства и качества.
Развитие и воспитание человека тесным образом связаны с его включением в разнообразные виды деятельности (особенно творческой) и отношением к данной деятельности (положительным + высокая степень творческой активности) и зависит от внешних (окружение человека) и внутренних (свойства организма) условий [19, с. 175].
Раскрытие основных принципов психологического развития надо начать с изучения трех основных концепций психологического развития в онтогенезе, которые до сих пор остаются широко распространенными в психологической науке. Первая из них – это теория психологического развития как биологического созревания; вторая – теория психологического развития как обучение и третья – теория, которая принята сейчас в психологической науке – теория психологического развития как качественное изменение психологических процессов, формируемых в деятельности ребенка, в его активном общении с окружающей седой. Так как борьба этих трех теорий с победой последней теории составляет существенное ядро всей теории психологии, надо остановиться подробнее на их принципиальных основах [13, с. 118].
Развитие психологического процесса как постепенного биологического созревания.
Обратимся к первой теории – теории развития психологического процесса как постепенного биологического созревания. Характерным для этой теории является одно исходное положение: признавая развитие как трансформацию, систему качественных изменений психологических процессов, сторонники этой теории подходят к развитию как к спонтанно текущему процессу, как к процессу спонтанного биологического созревания, лишь в очень малой степени зависящему от влияния среды.
Исходными из этих представлений являются наблюдения, которые ученые проделали в эмбриогенезе, то есть наблюдения за основными этапами внутриутробного развития ребенка.
Чем характеризуется созревание ребенка в период внутриутробного развития? Во-первых, это процесс, который происходит в однородной среде, ибо, что может быть более однородным, чем условия существования в околоплодной жидкости, которая заполняет плодный мешок и не изменяется в процессе всего развития эмбриона животного или человеческого эмбриона? При таких однородных условиях существования можно констатировать весьма закономерное и никогда не меняющее своих этапов морфологическое и функциональное созревание. Морфологически это созревание заключается в постепенном изменении форм тела эмбриона, причем это постепенное созревание подчинено удивительному по своему интересу закону. У ученых, наблюдавших развитие человеческого эмбриона, сложилось впечатление, что человеческий зародыш в своем развитии, которое, как известно, исчерпывается девятью месяцами, проходит все этапы филогенеза, начиная от стадии, характеризующей строение тела у низших позвоночных, рыб, затем низших млекопитающих и кончая той стадией, в которой родится ребенок, – стадией, когда его тело уже имеет существенные очертания тела человека. На ранних стадиях развития у эмбриона есть жаберные щели (такие жаберные щели, как у рыб), но постепенно они зарастают и их функциональное место заменяет легочная ткань. На следующем этапе эмбрион переходит к формам строения тела, характерным для наземных животных. На ранних стадиях развития трудно отличить эмбрион человека от эмбриона морской свинки, собаки, и лишь на поздних стадиях развития эмбрион приобретает все черты развитого человеческого тела [12, с. 155 – 161].
Информация о работе Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике