Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.
Объект исследования – понятие развития.
Предмет исследования – анализ основных тенденций понятия «развитие» зарубежными специалистами в области психодиагностики.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие развития в современной психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть психодиагностику как науку.
3. Провести анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.1. Понятие развития в современной психолого - педагогической
литературе………………………………………………………………………….6
1.2.. Психодиагностика как наука……………………….……………………..16
1.3. Анализ основных тенденций развития .в зарубежной
психодиагностике…………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………….………………..46
Библиографический список…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

- адаптацию детей к  детскому саду, рекомендации родителям  или лицам, их заменяющим, по  оказанию помощи детям в адаптационный  период;

- обследование детей  при переходе из старшей группы  в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов к школе;

- определение психологической  готовности к обучению в школе  для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

- подготовка совместно  с учителем программы индивидуальной  работы с теми детьми, которые  в этом нуждаются;

- проведение психологического  обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;

- предупреждение психологической  перегрузки и невротических срывов  у детей, вызванных условиями  их жизни, обучения и воспитания;

- создание благоприятного  психологического микроклимата  в учебно-воспитательном учреждении  через оптимизацию форм общения  педагогов с детьми, педагогов  с коллегами и родителями, консультирование  работников учреждения по широкому  кругу проблем [16, с. 79 – 81].

Таким образом, психологическая  диагностика является особой областью психологического знания, которая представляет собой как теоретическое направление, разрабатывающее методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности, так и сферу практической деятельности психолога.

 Психодиагностика  как наука (теоретическая дисциплина) рассматривает закономерности (теорию, принципы и инструменты) измерения  индивидуально-психологических особенностей личности. Иными словами, она изучает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».

Это научно-исследовательская область  и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь, это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Психодиагностика как практика (практическая деятельность) – психологическое обследование личности с целью постановки психологического диагноза. Это – основа деятельности любого практического психолога. Постановка психологического диагноза обеспечивает решение ряда практических задач, связанных с учетом психологических различий между людьми.

Диагноз – это распознавание. Следовательно, психодиагностика – отрасль практической психологии, целью которой является, распознавание психологического (социально-психологического) состояния конкретного психологического (социально-психологического) объекта (индивида, группы, организации) или отклонения его от некоторого нормативного состояния.

Основными областями практического использования результатов психодиагностической работы являются: расстановка кадров, профотбор, профориентация, прогнозирование социального поведения, стабилизация брака, законопослушности, оптимизация обучения и воспитания, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебная психологическая экспертиза, прогнозирование психологических последствий изменения среды.

 

1.3. Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике

Рассматривая основные тенденции развития в зарубежной психодиагностике, следует сказать, что существует позиция, в соответствии с которой образование представляет собой  единство обучения, воспитания и развития. Чтобы понять, какое место в данном случае отводится развитию, следует понять, каково соотношение процессов воспитания, образования и развития.

Понятие «образование» есть категория  всеобщая, целостная, полифункциональная и полисмысловая. Однако, несмотря на различие подходов к толкованию понятия образования, в нем содержится нечто всеобщее, единое и сущее. Понятие «образование» трактуется как процесс и результат обучения, а процессуальная сторона образования ассоциируется с понятием «обучение».

Под обучением в современной  науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение соответственно предполагает в качестве своего условия процесс научения или учения как освоение этого опыта [6, с. 78].

Воспитание - целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру. Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое.

Взаимосвязь понимаемых таким образом  процессов обучения и воспитания может быть, по крайней мере, четырех типов:

1. Воспитание неотрывно  от обучения, в процессе которого  оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется  в образовательном процессе определенной  системы или учреждения и вне  обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и, в свою очередь, обучение должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется  вне образовательного процесса (но  в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.

4. Воспитание осуществляется  и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, компании), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением. Такое часто жесткое жизненно реалистичное именно на момент воздействия воспитание старшими, сверстниками часто оказывается решающим [13, с. 110].

Что касается сущности психологического понятия «развитие», то оно в своей  педагогической ценности обозначает поступательно-прогрессивные, количественные и качественные, психосоматические и духовные изменения в организме личности ребенка, совершающиеся в результате естественного обмена веществ, а также его вовлеченности в поток жизнедеятельности, особенно в специально педагогически организованные виды социально-позитивной деятельности, общения и отношений.

Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и  индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в социальной деятельности людей, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению [33, с. 117].

Связь обучения и развития человека – одна из центральных проблем педагогической психологии, психодиагностики. При ее рассмотрении важно отметить, что:

а) саморазвитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке;

б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Общими характеристиками развития являются:

- необратимость; 

- прогресс/регресс; 

- неравномерность; 

сохранение предыдущего  в новом;

- единство изменения  и сохранения [25, с. 148].

Существуют разные точки  зрения на решение этого вопроса:

Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному.

Согласно другой, обучение – это только внешние условия  созревания, развития. Развитие создает  возможности – обучение их реализует, или, другими словами, обучение идет в хвосте развития. Согласно Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит через определенные фазы и стадии.

Другими словами, развитие есть постепенное становление сущностных сил ребенка, реализация генетического фонда, всей психосоматической сферы под воздействием питания, взаимодействия организма с эколого-природной и социумной средой, а также воспитания, образования и обучения.

Основными составляющими  воспитания являются социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, формирование способностей, познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. Интегральным показателем развития служит развитость личности. Развитие и развитость – процесс и результат реализации человеком своих возможностей.

Ведущим принципом современной  школы является принцип обучающего воспитания – дидактический принцип  обучения, который в условиях учебных  заведений находит свое воплощение в формировании мировоззрения учащихся, овладении нравственными нормами поведения, развитии физических сил и умственных способностей учащихся, становлении личности [20, с. 98].

Развитие личности –  сложный, длительный и противоречивый процесс. С философских позиций  термин «развитие» рассматривается  как «характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей». Психологи развитие личности рассматривают как «изменение ее (личности) количественных и качественных свойств».

Развитие человека движется в двух направлениях: биологическом  и социальном. Данное понятие аккумулирует в себе те и другие свойства и качества.

Развитие и воспитание человека тесным образом связаны  с его включением в разнообразные виды деятельности (особенно творческой) и отношением к данной деятельности (положительным + высокая степень творческой активности) и зависит от внешних (окружение человека) и внутренних (свойства организма) условий [19, с. 175].

Раскрытие основных принципов  психологического развития надо начать с изучения трех основных концепций психологического развития в онтогенезе, которые до сих пор остаются широко распространенными в психологической науке. Первая из них – это теория психологического развития как биологического созревания; вторая – теория психологического развития как обучение и третья – теория, которая принята сейчас в психологической науке – теория психологического развития как качественное изменение психологических процессов, формируемых в деятельности ребенка, в его активном общении с окружающей седой. Так как борьба этих трех теорий с победой последней теории составляет существенное ядро всей теории психологии, надо остановиться подробнее на их принципиальных основах [13, с. 118].

Развитие психологического процесса как постепенного биологического созревания.

Обратимся к первой теории – теории развития психологического процесса как постепенного биологического созревания. Характерным для этой теории является одно исходное положение: признавая развитие как трансформацию, систему качественных изменений психологических процессов, сторонники этой теории подходят к развитию как к спонтанно текущему процессу, как к процессу спонтанного биологического созревания, лишь в очень малой степени зависящему от влияния среды.

Исходными из этих представлений  являются наблюдения, которые ученые проделали в эмбриогенезе, то есть наблюдения за основными этапами внутриутробного развития ребенка.

Чем характеризуется созревание ребенка в период внутриутробного развития? Во-первых, это процесс, который происходит в однородной среде, ибо, что может быть более однородным, чем условия существования в околоплодной жидкости, которая заполняет плодный мешок и не изменяется в процессе всего развития эмбриона животного или человеческого эмбриона? При таких однородных условиях существования можно констатировать весьма закономерное и никогда не меняющее своих этапов морфологическое и функциональное созревание. Морфологически это созревание заключается в постепенном изменении форм тела эмбриона, причем это постепенное созревание подчинено удивительному по своему интересу закону. У ученых, наблюдавших развитие человеческого эмбриона, сложилось впечатление, что человеческий зародыш в своем развитии, которое, как известно, исчерпывается девятью месяцами, проходит все этапы филогенеза, начиная от стадии, характеризующей строение тела у низших позвоночных, рыб, затем низших млекопитающих и кончая той стадией, в которой родится ребенок, – стадией, когда его тело уже имеет существенные очертания тела человека. На ранних стадиях развития у эмбриона есть жаберные щели (такие жаберные щели, как у рыб), но постепенно они зарастают и их функциональное место заменяет легочная ткань. На следующем этапе эмбрион переходит к формам строения тела, характерным для наземных животных. На ранних стадиях развития трудно отличить эмбрион человека от эмбриона морской свинки, собаки, и лишь на поздних стадиях развития эмбрион приобретает все черты развитого человеческого тела [12, с. 155 – 161].

Информация о работе Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике