Активизирующий опросник "перекресток"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание

Методика включает в себя две основные части.
Первая часть методики - «Перекресток - 1» предназначена для определения наиболее предпочтительных для учащихся предметов (сфер) труда и средств труда. Это позволяет в итоге уточнить наиболее привлекательные профессии (по специальной таблице - на пересечении, то есть на перекрестке привлекательных предметов и средств труда).
Вторая часть методики - «Перекресток -2» является вспомогательной и предназначена для определения наиболее привлекательного для учащихся уровня профессионального образования и уровня самостоятельности в труде.

Работа состоит из  1 файл

Активизирующий опросник.docx

— 48.38 Кб (Скачать документ)


 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ

 

Методика включает в себя две основные части.

Первая  часть методики - «Перекресток - 1» предназначена для определения наиболее предпочтительных для учащихся предметов (сфер) труда и средств труда. Это позволяет в итоге уточнить наиболее привлекательные профессии (по специальной таблице - на пересечении, то есть на перекрестке привлекательных предметов и средств труда).

Вторая  часть методики - «Перекресток -2» является вспомогательной и предназначена для определения наиболее привлекательного для учащихся уровня профессионального образования и уровня самостоятельности в труде. В итоге это позволяет соотнести уровень профессиональных предпочтений (претензий) клиента и его готовности самостоятельно, инициативно и творчески реализовать свои претензии (по специальной таблице - на пересечении, то есть опять же на перекрестке уровня профессионального образования и уровня самостоятельности).

Данная методика заявлена как активизирующая, собственно психодиагностический эффект является не главным. Более важным является провоцирование размышлений самоопределяющегося старшеклассника над сложными мировоззренческими проблемами, связанными с выбором профессии и учебного заведения.

Но если данную методику использовать вместе с другими известными методами профессиональной психодиагностики, то ее диагностический эффект может  повыситься.

 

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  МЕТОДИКИ «ПЕРЕКРЕСТОК»

 

1. Методика предназначена для  работы со старшеклассниками.

2. По времени проведения вся  методика занимает: «Перекресток - 1»  около 1 , 5 часов, «Перекресток - 2»  около 40-45 минут.

3. Методика «Перекресток», проведенная  по полной схеме, больше подходит  для индивидуальной профконсультации (в идеале - в комбинированном компьютерно-ручном варианте).

4. Обычно результаты опросников (в ручном варианте использования) подсчитываются старшеклассниками. Объясняется это тем, что методика активизирующая, и старшеклассники должны самостоятельно осмысливать полученные результаты.

5. Старшеклассники самостоятельно  чертят бланки ответов (ведущий  внятно объясняет, как это делать  и показывает пример такого  бланка на классной доске).

 

 

 

 
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  МЕТОДИКИ «ПЕРЕКРЕСТОК»

 

Методика «Перекресток» является активизирующим опросником, поэтому процедура ее проведения должна строиться несколько иначе, чем при проведении «настоящих» тестов.

Во-первых, психолога не должно смущать, что некоторые вопросы составлены в эмоционально провокационном плане. Такие вопросы - это маленькие  философские дилеммы. Заметим, что  сама методика задумывалась как провоцирование размышлений над подобными вопросами.

Во-вторых, некоторые вопросы психолог может по-своему комментировать, что  также категорически запрещается  при работе с «настоящим» тестом. Идея комментирования некоторых  вопросов была подсказана учащимися, которые  часто сами (и по-своему) комментируют заинтересовавшие их вопросы. Кроме того, психолог может с помощью таких комментариев обозначать наиболее важные ценностно-смысловые акценты профессионального и личностного самоопределения.

В-третьих, у самих некоторых  педагогов и психологов могут  возникнуть вопросы, связанные с  такими «профессиональными группами»  как «Антиобщественная деятельность»  и «Тунеядство». Конечно, включение таких групп является нетрадиционным для подобных методик. К сожалению, часть подростков размышляет и о таких перспективах своего самоопределения (иногда из озорства, иногда вынужденно, в силу специфического социально-экономического положения многих семей). Смысл обсуждения таких перспектив не в том, чтобы поддержать подобные ориентации подростков, а в том, чтобы открыто решать данные проблемы.

В-четвертых, на этапе подведения итогов некоторые участники могут быть недовольны результатами. Ни в коем случае нельзя слишком серьезно подходить к таким результатам. Например, возможна ситуация, когда психолог может примерно так успокоить учащегося: «Скорее всего, у тебя просто плохое настроение, и в другой раз результаты будут несколько иными», «Это не твоя вина: скорее всего, методика не совсем удачная». Но в любом случае клиент не только может задуматься над такими «неудачными» результатами, но и как-то эмоционально отнестись к такой неудаче.

 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ  РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Как уже отмечалось, методика «Перекресток»  не является психодиагностической в  строгом смысле слова. Соответственно, и результаты имеют лишь относительную  диагностическую ценность.

При интерпретации результатов  психолог может опираться на общую (формальную, внешнюю) схему, описанную  в процедуре использования каждой из частей методики, а также в разделе «Обобщение результатов». Но при этом неизбежна опора на собственный жизненный опыт и на профессиональную интуицию. Таким образом, формальная схема обсуждения - это своеобразная подстраховка для психолога на случай, если опыт и интуиция не помогают.

Полученный материал является лишь скромной информацией для принятия окончательного решения. Приемлемым итогом работы с опросником «Перекресток» явилось бы не только обсуждение конкретного выбора, но и параллельное обсуждение ценностно-смысловых вопросов профессионального и личностного самоопределения. Желательно, чтобы методика как бы спровоцировала некоторые такие вопросы.

ОПРОСНИК «ПЕРЕКРЕСТОК -1»

Цели методики

  • Выявить наиболее привлекательные для учащихся предметы (сфер) труда.
  • Выявить наиболее привлекательные для учащихся внешние и внутренние средств труда.
  • Соотнести предметы и средства для уточнения наиболее привлекательных для клиента профессий (по специальной таблице).
  • Активизировать (спровоцировать) самоопределяющегося учащегося для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий.

Время проведения

Рекомендуется проводить опросники по выявлению предметов (сфер) и средств труда на одном занявши или в рамках одной профконсультации. Это позволит как бы на одном дыхании определить по таблице на пересечении предметов и средств труда конкретные профессии.

Естественно, если такой возможности  нет, то эти опросники можно проводить и на разных занятиях (профконсультациях). Например, на первом занятии определяются наиболее привлекательные «предметы (сферы) труда», а на втором занятии - наиболее привлекательные «средства труда» и сразу же отыскиваются по таблице наиболее интересные для клиента профессии.

 

Инструкция

 

Методика позволит ориентировочно определить наиболее привлекательные сферы производства, связанные с теми или иными предметами. В дальнейшем это позволит нам уточнить наиболее привлекательные для вас профессии.

Ход работы

1. Учащиеся чертят бланк ответов  для опросника «Перекресток -1».

2. Психолог зачитывает вопросы  опросника, а каждый учащийся в своем бланке ответов проставляет баллы, показывающие его желание выполнять те или иные трудовые действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше баллов, тем больше желания выполнять данное действие на работе).

 
Опросник «Перекресток - предметы (сферы) труда» 
(см. приложение 1:  Бланк ответов для опросника «Перекресток -1») 
Оцените в баллах (от 0 до 5) свое интересы и желание выполнять на работе следующие действия: 
1. Я с огромным удовольствием работал бы с животными и растениями. 
2. Я хотел бы работать с механизмами, аппаратурой и приборами. 
3. Меня интересуют строение человеческого тела, проблемы его красоты и здоровья. 
4. Я люблю малышей, детей и подростков и готов работать с ними. 
5. Меня серьезно интересует строение Земли и Космоса.

6. Я очень люблю размышлять  о том, как стать богаче, как  заработать много денег.

7. Меня интересуют жизненные  проблемы конкретных людей.

8. Я готов усиленно работать  над своим телом, голосом, настроением,  состоянием души.

9. Я всегда любуюсь оригинальной  архитектурой и красивыми сооружениями.

10. Мне интересно быть в курсе  последних событий и новостей.

11. Я хотел бы превращать бесформенную  заготовку в красивое и полезное  изделие.

12. Я мечтаю быть преподавателем  в школе, колледже или вузе.

13. Мне очень интересны судьбы  разных стран и народов.

14. Я хотел бы сам управлять  транспортным средством (автомобилем,  локомотивом, кораблем, самолетом...).

15. Я люблю ремонтировать и  настраивать технику, аппаратуру  и приборы.

16. Я считаю, что настоящая элита  - это те, кто способен нарушить  существующий закон (элита живет  по своим, «высшим» законам).

17. Я хочу заботиться о душах  своих близких, прощать людям  их несовершенство, помогать им  стать добрее и прекраснее, помочь  им мудрее и веселее относиться  к жизни.

18. Я хочу, чтобы меня боялись  всякие бандиты и прочая нечисть.

19. Мне приятно помогать людям  (клиентам, посетителям), оказывать  им добрые услуги.

20. Я считаю, что только дураки трудятся «в поте лица» своего.

21. Мне совершенно не интересны  животные, растения, микроорганизмы.

22. Я не люблю изучать технику  и предпочитаю лишь самые простые  и доступные для понимания  приборы.

23. Я считаю, что есть вещи  поважнее, чем здоровье человека и красота его тела.

24. Не хотел бы я работать  в школе или в каком-либо  воспитательном учреждении.

25. Я считаю, что есть вещи  более интересные и важные, чем  природные богатства и прочие  «внутренности» нашей планеты.

26. Меня возмущает, когда все  в нашей жизни объясняется  только через денежные отношения.

27. Мне не интересно обсуждать  житейские человеческие проблемы.

28. На работе надо заниматься  конкретным делом и поменьше  заботиться о своей душе и  о своем здоровье.

29. Не хотел бы я работать  на какой-нибудь стройке.

30. Я не интересуюсь склоками  из жизни знаменитостей, житейской  суетой и всем, что происходит  в обществе.

31. Меня не привлекает работа  на станке или каком-либо другом  производственном оборудовании.

32. Я не хочу всю жизнь кого-то  учить, учить и учить.

33. Мне совершенно не интересны  разговоры о политике.

34. Я бы не хотел всю жизнь  «крутить баранку» или штурвал,  все время куда-то ехать.

35. Мне совершенно не интересно,  как производят различные машины, станки, аппаратуру, оборудование.

36. Нет ничего позорнее, чем строить  свое благополучие на несчастии  других людей.

37. Мне не нравятся всякие  там философские рассуждения  об истине, красоте и счастье.

38. Я не хочу постоянно рисковать  своей жизнью ради чьей-то чужой  жизни и безопасности.

39. Я не хочу постоянно улыбаться  на работе, все время угождать  своим клиентам и посетителям.

40. Я считаю, что честный и  творческий труд - это главное  условие счастья.

41. Мне интересно наблюдать за  животными и растениями.

42. Овладение сложной современной  техникой - моя мечта.

43. Я хотел бы помогать больным  и немощным людям.

44. Я считаю, что нет нечего  приятнее благодарности детей  и подростков за те чувства,  знания и идеи, которые передают  им педагоги и воспитатели.

45. Я люблю наблюдать за природными  явлениями.

46. Самое интересное - это получать  все более высокую прибыль,  в этом - главный азарт труда. .

47. Я готов выслушивать людей,  с пониманием относится к их  проблемам.

48. Чтобы стать хорошим специалистом, я готов много работать над  собой, ограничивать себя от  всяких соблазнов.

49. Мне нравится проектировать  новые квартиры, дома, строения и  целые города.

50. Я хотел бы получать общественную  информацию из первых рук, знать  больше, чем знают простые люди.

51. Мне приятно видеть, как в  моих руках какой-нибудь полуфабрикат  превращается в готовое изделие.

52. Я хотел бы самостоятельно  разрабатывать учебные планы  и программы, писать новые учебники  и книги.

53. Меня интересуют традиции, обычаи, уклад жизни и образ мыслей  самых разных народов.

54. Я готов не только управлять  транспортным средством, но и  самостоятельно его обслуживать.

55. Я хотел бы заниматься сборкой  и наладкой сложного современного  оборудования.

56. Если потребуется, я готов  сделать зло другим людям ради  счастья и благополучия своих  родных и близких.

57. Я уверен, что постоянное соприкосновение  на работе с высшими идеалами  добра, красоты и истины - это  и есть счастье;

58. Я готов рисковать своей  жизнью и здоровьем ради сохранения  спокойствия в обществе.

59. Я уверен, что иногда бывает  интересно и даже необходимо  так продать товар или оказать услугу, чтобы посетитель даже не понял, что его немного обманули.

60. Я мечтаю о такой работе, где меня никто не знает,  и я ни перед кем не отвечаю  и никого знать не хочу.

61. Животные, растения, рыбы, насекомые  часто вызывают у меня неприятные  ощущения.

62. Когда я работаю с техникой, то чувствую себя каким-то неполноценным.

63. Больные и немощные люди, их  болезни и страдания вызывают  у меня некоторую брезгливость.

64. Я боюсь, что дети не будут  меня слушаться, боюсь, что  не смогу поддерживать дисциплину  в работе с ними.

Информация о работе Активизирующий опросник "перекресток"