Акмеология – наука о совершенствовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:42, реферат

Описание

Акмеология (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - научная отрасль, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Акмеология - наука изучающая:
закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);
факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…3
Этапы формирования акмеологии в России………………………….4
Предмет и понятийный аппарат акмеологии……………………...….6
Задачи акмеологии……………………………………………………...8
Связи акмеологии с науками о человеке и обществе ………………..8
Методологические проблемы взаимодействия акмеологии и психологии развития………………………………………………………………..…10
Направления акмеологии………………………………………………12
Творчество и созидание – основные понятия акмеологии………...13
Заключение……………………………………………………………...14
Список используемой литературы .…………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

Реферат акмеология.docx

— 39.68 Кб (Скачать документ)

 

Связи акмеологии с науками  о человеке и обществе

 

Особенно многообразны связи акмеологии с другими областями современного обществознания - как прикладными, социальными, так и фундаментальными, философскими. Сопряженность с философским  знанием осуществляется по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.

В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как  комплексной дисциплины, которая, с  одной стороны, ассимилирует и интегрирует  знания смежных наук о человеке, а с другой - вычленяет и разрабатывает  специфические представления о  становлении его профессионально-творческого  мастерства. В качестве таких средств  можно признать методологические принципы: оперирование философскими категориями  и научными понятиями; выделение  объектов и разработка предмета и  стратегий исследования; анализ феноменологии  и синтеза знаний о ней; построение концептуальных моделей и акмеологических  методов, их эмпирическая верификация; проведение экспериментальных исследований и теоретического обоб щения полученных данных; осуществление их акмеологической  интерпретации и создание технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования  и социального управления. Таким  образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как  самостоятельной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера.

Кроме того, философия, взятая в своей  мировоззренческой ипостаси, задает ценностную точку отсчета в анализе  акмеологической проблематики, определяя  систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т.п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические  исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции; гуманистические  и культурные идеалы; позитивные принципы здравого смысла и экономической  эффективности; цивилизованного правосознания  и рациональной организации; экологической  целесообразности и эстетической гармонии; творческого самосовершенствования; искренности общения и свободы  самовыражения; глубины проживания разнообразного индивидуального опыта  и обретения взаимопонимания  в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности .

Таким образом, философия мировоззренчески задает аксиологические идеалы и  праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания.

Благодаря общественно-гуманитарной природе и своему аксиологически-гносео-логическому  статусу акмеилогия тесно связана  с такими социальными науками, как  история и культурология, социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Центральной  линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования  человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере  деятельности, которая протекает  в динамически меняющемся экологическом  и экономическом окружении и  осуществляется во взаимодействии с  партнерами по семейной и деловой  жизни, человеческому общению, трудовой деятельности и сфере досуга, науки  и искусства. Именно категория созидательного, культурно осмысленного труда - основная во взаимодействии акмеологии с общественными науками, она определяет различные социальные аспекты трактовки ее ключевых понятий - деятельности, профессионализма, организации и управления.

В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория  определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других.

Ближайшая к акмеологии, естественно, - психология как центральная дисциплина, изучающая человека. В свою очередь  общая психология (кроме того, что  является дисциплинарным ядром) представляет весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических  наук: фундаментальных (изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество) и прикладных (психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология  и патопсихология и т.п.).

Разумеется, разные знания (накопленные  в общей психологии и в ее прикладных областях) постоянно используются в  конкретных акмеологических исследованиях  и разработках в форме фрагментарных  сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики профессионального мастерства человека. С этой точки зрения, "корневой системой" психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности.

Становление творчества в сфере  управления, образования, науки, техники  и других областях социальной практики во многом связано с преодолением объективных противоречий профессиональной деятельности и возникающих в  ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому  одна из предпосылок разработки акмеологических  технологий развития профессионализма кадров управления - рассмотрение взаимосязи акмеологии и конфликтологии.

 

Методологические  проблемы взаимодействия акмеологии и  психологии развития

 

Изучение проблем, механизмов и способов развития человека всегда составляло важный аспект психологического познания. Поэтому выделение психологии развития в самостоятельную область  знания носит несколько парадоксальный характер. В самом деле, с одной  стороны, изучаемые в общей психологии психические функции и состояния всегда трактовались как процессы и исследовались в общей психологии в определенной временной перспективе и в динамике, т.е. по крайней мере в аспекте микроразвития. С другой стороны, уже давно (с начала XX века) выделившаяся в особую область возрастная психология изучает макроразвитие, т.е. возрастные изменения в психике человека в течение его жизни. Правда, при этом акцент всегда ставился на изучении генезиса психики, т.е. на возникновении и становлении психических функций, процессов и свойств личности, в основном до взрослого состояния. Поэтому в возрастной психологии долгое время явно преобладала проблематика изучения детства и юношества по сравнению с менее интенсивно исследовавшимися зрелостью и тем более старостью человека.

Это нашло свое отражение  в формировании в начале XX века педологии  как комплексной дисциплины, всесторонне  изучающей развитие ребенка средствами психологии и смежных с ней  наук о человеке. Как это ни парадоксально, но факт, что и аналогичная комплексная  наука о старости - геронтология - оформилась в самостоятельную дисциплину значительно раньше, чем акмеология, которая также является интегративной  наукой о зрелости человека - возрастной, личностной, социальной - и о развитии его профессионализма и творчества.

Казалось бы, психологическое  значение именно этих аспектов зрелости взрослого, работающего человека как  наиболее активного элемента социума  должно было бы не в меньшей мере интересовать общество, чем их онтогенез  в детстве, изучаемый педологией. Однако логика развития наук о человеке такова, что в начале XX века оформились те области психологии, которые обеспечивали социальный заказ на обслуживание общественной практики общего дошкольного и школьного  образования. Это привело к тому, что в психологическом изучении проблематики развития доминировали вопросы  детской и педагогической психологии, оттесняя на задний план психологию зрелого  возраста и психологию профессий.

 

Чем же объясняется проявившийся лишь в конце XX века интерес к  психологии развития человека в целом  и к изучению его зрелости в  частности акмеологией? Именно в  этот период особую остроту приобретает  социальная потребность в специалистах различного профиля в сфере управления, менеджмента, социальной работы с высоким  уровнем профессионализма и мастерства, изучаемых акмеологией. Поэтому  недостаточно обеспечивать получение  детьми общего образования: его необходимо рассматривать и как профессионально-предстартовое  обучение, т.е. в контексте не только возрастного и образовательного развития, но и социального и профессионального.

Более того, в связи с  ростом продолжительности жизни  в развитых странах возник социальный заказ на реализацию трудовых потребностей, ресурсов, профессионального и жизненного опыта пожилых людей, чем и  объясняется интерес к геронтологии, изучающей постпрофессиональное развитие человека стареющего.

Таким образом, в последней  трети XX века не только оформился социальный заказ на психологическое изучение развития человека как целостного макропроцесса (включающего детство, зрелость, старость), но и сложились дополнительные научные  предпосылки для этого в виде завершения формирования новых комплексных  дисциплин - педологии, акмеологии, геронтологии. Более того, в связи с наметившейся в последней трети XX века переориентацией  обучения на непрерывное образование  человека на всех возрастных ступенях (т.е. детства, юности, зрелости, старости) помимо традиционной педагогики, обслуживающей  школьное обучение, можно ставить  вопрос о создании науки "юногогики" о юности, изучающей развитие человека в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения и  формирования его социально ориентированного мышления, а также специальной  прикладной дисциплины "геронтогогики", обслуживающей процессы социализации и образования юношей и девушек. Необходимо способствовать формированию дисциплин, разрабатывающих методы профессионального образования  взрослых учащихся и постпрофессиональную переподготовку пожилых людей.

Тем самым социальная потребность  научного обеспечения все расширяющейся  практики непрерывного образования - как  общекультурного, так и специально профессионального - создает дополнительные прикладные предпосылки для оформления психологии развития (целостно изучающей  психологические изменения человека в основные периоды его жизнедеятельности  в детстве, юности, зрелости, старости) и акмеологии. изучающей профессионализм  и творчество зрелого человека.

 

Направления акмеологии

 

  1. Общие основы акмеологии (А.А. Бодалев, Ю.А. Гагин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Г.И. Хозяинов).
  2. Профессиональная акмеология (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, К.Е. Перепелкина)[2] , в рамках которой выделены следующие направления:
  3. Педагогическая акмеология (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Н. Тарасова);
  4. Военная акмеология (В.Г. Михайловский, Л.Г. Лаптев, В.Н. Новиков);
  5. Социальная акмеология (А.И. Лященко, Г.П. Филиппова);
  6. Школьная акмеология (В.Н. Максимова);
  7. Медицинская акмеология (В.П. Андронов, А.Г. Васюк, С.Н. Толстов).
  8. Акмеология управления (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.)
  9. Креативная акмеология (Н.Ф. Вишнякова, А.А. Деркач, К.Е. Перепелкина).
  10. Синергетическая акмеология (В.П. Бранский, С.Д. Пожарский).
  11. Акмеология образования (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, Н.П. Фетискин и др.).
  12. Коррекционная акмеология (В.Н. Тарасова).
  13. Этнологическая акмеология (В.П. Бранский).

 

Творчество  и  созидание –  основные понятия  акмеологии

 

    Объектом акмеологии  является человек зрелый и  созидающий (созидательной является  деятельность, завершающаяся созданием продукта, имеющим социально значимую ценность), способный воплощать искомый результат в продукте деятельности. В этом главное отличие акмеологии от психологии.

    При этом основополагающей  категорией акмеологии в отличие  от любой другой науки  о  человеке является творчество. И   именно оно определяет ключевые  для  акмеологии психологические  понятия, такие как мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности,  креативность, совершенствование, сознание, личность, индивидуальность и т.д.  Соответственно, доминирующей проблематикой  в акмеологии является развитие  творческих способностей человека.

    Кроме того, акмеология  имеет многосторонние связи с  другими науками, искусством, культурой  в целом, как для самосовершенствования,  т. е. уточнения, углубления, осознания  граней собственного предмета  и его закономерностей, так  и для лучшей организации акмеологических  исследований в целях повышения  качества созидательной деятельности  в любой сфере.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Информация о работе Акмеология – наука о совершенствовании