Агресивное поведение в младшем школьном и подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание

Проблема агрессивного поведения в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с неуклонным ростом числа насильственных преступлений. Очевидно, что его и насильственные преступления нельзя отождествлять, но можно с полным основанием утверждать, что агрессивное поведение лежит в основе насильственных преступлений.

Содержание

Введение……….………………………………………………………..3
1. Проблемы агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………..5
2. Агрессивное поведение ребенка младшего школьного и подросткового возрастов……………………………………………………15
3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей.
Заключение……………………………………….……………………
Список литературы…………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

реферат по минаковой.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

    Если  рассматривать почему же возникает  агрессия, то некоторые психологи  выделяют факторы:

    · индивидуальный фактор — психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;

    · психолого-педагогический фактор —  дефекты школьного и семейного  воспитания;

    · социально-психологический фактор — неблагоприятные особенности  взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;

    · личностный фактор — активно-избирательное  отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям  своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения;

    · социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями.[1]

    Агрессии, как и всякой другой реакции, можно  научиться через подражание. Дети дошкольного возраста, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии, впоследствии подражали действиям взрослых, включая самые необычные: избиение куклы, выкалывание у нее глаз, выдергивание волос. Задача родителей – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. Бывают случаи, когда дети не могут посещать детский сад и тратить энергию на игры и прогулки со сверстниками, сидят дома с бабушками или нянями. Они не имеют достаточно возможностей, чтобы побегать, поиграть в активные игры с другими детьми, им не хватает свежего воздуха и новых впечатлений. Следствием этого может быть агрессивное поведение, как выход накопившейся энергии.

    Такому  подражанию в первую очередь способствует средства массовой информации, транслирующие, как нам кажется, очень много фильмов - и тем более мультфильмов - агрессивной тематики. После просмотра таких фильмов дети плохо засыпают, спят тревожно, днем раздражительны и агрессивны. Часто у детей со слабой психикой случаются нервные срывы. В детском саду они днем  почти никогда не спят, нарушают дисциплину.

    Существует  зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители-ребенок», эмоциональной депривацией (лишение) в семье и агрессией. Если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития позитивности самооценки и Я-концепции не находит поддержки и опеки, то вероятность девиантного поведения уже в дошкольном возрасте существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям. Также еще одной причиной может послужить ревность. Им кажется, что мама с папой любят кого угодно только не их. Но самый очевидный «виновник» ревности к родителям – младший брат или сестра, появление которых сразу же начинает отнимать у ребенка большую долю родительского внимания.[9]

    Между строгостью наказания и уровнем  агрессивности детей существует прямая зависимость, которая распространяется и на те случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, т.е. используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и на формирование неагрессивного поведения ребенка. Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление гнева. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать специально действовать «назло».

    Кандидат  педагогических наук Л. Пасечник изучал агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста. Выделил 2 уровня реагирования родителей на агрессивное поведение ребенка. К первому уровню реагирования относятся пробы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения; ко второму уровню словесное порицание, выговоры, брань; к третьему уровню наказаний относятся различные физические воздействия, в том числе шлепки, подзатыльники и т.д.

    В результате исследования было обнаружено: те дети, которые со стороны родителей  подвергались строгим наказаниям, в своем поведении проявляли большую агрессию и, соответственно, характеризовались другими детьми как агрессивные. Также наблюдения Л.Пасечника показали, что вмешательство родителей при агрессии между братьями и сестрами может на самом деле оказывать обратное воздействие и стимулировать развитие агрессии. [11, 75]

    Обобщение результатов подобных исследований приводит специалистов к предложению  относиться к агрессии между братьями и сестрами особым образом, т.е. игнорировать ее, не реагировать на нее. Однако такой вывод представляется слишком радикальным. Иногда не реагировать на подобную агрессию родителям просто невозможно, а подчас вредно и небезопасно.

    В ряде случаев нейтральная позиция  родителей может только способствовать дальнейшей локализации агрессии. Более того, такая позиция может создавать благоприятные условия для социального научения агрессии, закрепления ее как устойчивого поведенческого паттерна личности, что имеет уже долгосрочные негативные последствия.

    В исследовании, о котором говорилось выше, изучались лишь две формы реагирования родителей на агрессию между братьями и сестрами: нейтральная позиция, т.е. игнорирование фактов агрессии, и наказание детей.

    Очевидно, при такой суженной альтернативе нейтральная позиция действительно  оказывается относительно лучшей. Однако возможны и другие способы родительского реагирования, а так же любого другого взрослого, например, воспитателя в детском саду, на агрессию между братьями и сестрами и вообще сверстниками. Необходимо отметить, что агрессивные дети отличаются от неагрессивных именно отсутствием способов разрешения конфликтов.[5,74]

    Структуру агрессивного проявления предложили в  своих работах Заградова Й, Осинский А.К., Левитов Н.Д.:

    По  направленности:

  • Агрессия, направленная вовне, характеризуется открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц, либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение. Ребенок набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и пр.;
  • Аутоагрессия - направленная на себя, характеризуюется выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Ребенок мучается «угрызениями совести», занимается самонаказанием, а иногда самоистязанием. В тяжелых случаях наблюдается физическая аутоагрессия, когда ребенок причиняет себе боль: бьет, царапает.

    По  цели:

  • Инструментальная агрессия, когда ребенок заранее планирует свое поведение, при чем оно может быть как в положительном, так и отрицательном направлении;
  • Враждебная агрессия, когда в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку.

    По  методу выражения:

  • Физическая агрессия, предпочтительное использование физической силы против другого лица.
  • Вербальная агрессия - выражается в словесной форме.

    По  степени выраженности:

  • Прямая агрессия;
  • Косвенная агрессия, - действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком или ни на кого не направленные.

    Также Ивашина, И.В. выделяет оборонительную агрессию - не запланированную, в результате отрицательного воздействия какого-либо раздражителя на человека.[6]

    Борякова, Н.Ю. выделяет негативизм - оппозиционную  форму повеления, направленную обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать  от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.[2, 23].

    По  способу выражения существуют:

  • Произвольная, возникающая из желания, намерения воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить.
  • Непроизвольная, представляющая собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта. Наиболее иллюстративной в данном случае может быть детская истерика, когда ребенок бросает в обидчика все, что подвернется под руку, всех оскорбляет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Агрессивное поведение  ребенка младшего  школьного и подросткового  возрастов. 

              Возрастные проявления агрессивного поведения. 

               Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. Его агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим.

    В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты  и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78% . В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физической агрессии, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами адаптации ребенка, а именно «удержанием и отпусканием». Конфликты между «обладать» и «отдавать» могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам. Поэтому удержание может становиться как деструктивным и грубым захватом или задержанием, так и  превращаться в способ заботы: иметь и сохранять. Отпускание также может превращаться в стремление давать волю своим разрушительным страстям или же становиться пассивной готовностью оставлять «все как есть» и полагаться на естественный ход событий. [2, 61]

         По мнению И.А. Фурманова, конфликты  между детьми, связанные с обладанием вещами и игрушками, возникают, когда эти границы пересекаются, т.е. несколько детей «кладут глаз» на одну и ту же игрушку или один из детей пытается расширить свои границы путем экспансии или захвата чужих игрушек.[2, 61]

    Было  замечено, что наибольшее число конфликтов, связанных с агрессивным поведением, наблюдалось между младшим, старшим и средним ребенком, в то время как между младшим и старшим конфронтация была минимальна. Обратил на себя внимание и тот факт, что конфликты возникали только по поводу обладания определенными игрушками. Удивительно, что были игрушки, вокруг которых совершенно не возникало конфликтов. Представлена только общая картина, но следует признать, что на ее композицию могут влиять различные факторы, которые могут вносить некоторые изменения в поведение детей: пол детей, разница в возрасте между детьми, количество игрушек, условия, в которых дети играют (дома, во дворе, в детском саду) и пр. [2,60]

    Вышеизложенное  подтверждается и данными других экспериментальных исследований. В частности, изучалось влияние социализации на соотношение вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления, обвинения, критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей различного возраста.

      Результаты показывают, что у  дошкольников и младших школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек – вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей и кроме того они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску. У мальчиков на протяжении всех возрастных этапов устойчиво доминируют физическая агрессия и негативизм, а у девочек– негативизм и вербальная агрессия. [10]

    В возрастном аспекте следует отметить общее нарастание агрессивных  и негативистских тенденций как у мальчиков, так и у девочек. Вместе с тем, примечательно временное снижение физической и вербальной агрессии у мальчиков к 16–ти годам, а также косвенной агрессии и негативизма к 14–ти и 16–ти годам. У девочек – ослабление реакций физической и вербальной агрессии отмечается в 14–ти летнем возрасте, а косвенная агрессия и негативизм имеют постоянные тенденции к  нарастанию. Существуют и половые различия в силе проявления агрессивных реакций. Мальчиков отличает преобладание реакций физической агрессии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальной, косвенной и негативизму. Возможно, это связано с тем, что агрессия мальчиков направлена «наружу», а девочек – «вовнутрь».[7]

    Традиционные  представления о мужской и  женской агрессивности сказываются  и на дальнейшем поведении: и мальчики, и девочки в той или иной степени научаются подавлять  собственные агрессивные побуждения, однако мальчики все же имеют больше возможностей для свободного проявления агрессивности. Кроме того, если в процессе развития ребенок не научается контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это «грозит» преимущественной ориентацией на сверстников – в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению – в юношеском. Так, например, установлено, что спонтанное выражение гнева и совершение насилия в отношении окружающих в 8 лет приводит к использованию физической силы против других лиц, скитанию по улицам, влечению в компании, поиску удовольствий в курении, принятии алкоголя и общении с противоположным полом – в 14 лет, а в дальнейшем в 20 лет – к деструктивным поступкам, конфликтам с родителями, потребности во встречах с друзьями, выпивке, курении и половых связях [2, 70].

Информация о работе Агресивное поведение в младшем школьном и подростковом возрасте