Агресивное поведение в младшем школьном и подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание

Проблема агрессивного поведения в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с неуклонным ростом числа насильственных преступлений. Очевидно, что его и насильственные преступления нельзя отождествлять, но можно с полным основанием утверждать, что агрессивное поведение лежит в основе насильственных преступлений.

Содержание

Введение……….………………………………………………………..3
1. Проблемы агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………..5
2. Агрессивное поведение ребенка младшего школьного и подросткового возрастов……………………………………………………15
3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей.
Заключение……………………………………….……………………
Список литературы…………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

реферат по минаковой.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)
 

    Государственное Общеобразовательное Учреждение

    Высшего Профессионального Образования

    Карельская  Государственная Педагогическая Академия 
 

    Кафедра физического и психического здоровья ребенка

    Факультет дошкольной и социальной педагогики и психологии.  
 
 
 
 
 

    АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ

    И ПОДРОСКОВОМ ВОЗРАСТЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание:

    Введение……….………………………………………………………..3 

    1.    Проблемы агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………..5

    2. Агрессивное поведение ребенка младшего школьного и подросткового возрастов……………………………………………………15

    3.       Роль семьи в формировании  модели агрессивного поведения  детей.  

    Заключение……………………………………….…………………… 

    Список  литературы………………………………………………….. 

 

     Введение.

    В школьном и подростковом возрасте можно наблюдать особенности сформированной личности в дошкольном возрасте, куда входит поведение. Не всегда поведение ребенка положительно направлено на окружающих,  например, агрессивное поведение.  

    Проблема  агрессивного поведения в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с неуклонным ростом числа насильственных преступлений. Очевидно, что его и насильственные преступления нельзя отождествлять, но можно с полным основанием утверждать, что агрессивное поведение лежит в основе насильственных преступлений.

    Интерес к данной проблеме активно начал  проявляться в начале 60-х гг. Отдельные  вопросы психологии агрессивности  изучали Левитов Н.Д., Фельдштейн Д.И., Антонян Ю.М., Личко А.Е., Реан А.А., Осницкий А.К., Семенюк Л.М., Румянцева Т.Г., Беличева С.А., Фурманов И.А., Можгинский Ю.Б., Ениколопов С.Н., Ольшанская Е.В., Кондрашенко В.Т., Миньковский Г.М., Невский И.А. и др.   Однако на сегодняшний день нельзя считать эту проблему исчерпанной. Многое в ней остается столь же неясным, как и до начала активных исследований. Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности. Большинство психологов и педагогов оказались совершенно неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем детской, подростковой агрессивности. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса о детерминации агрессивности.

    Следует отметить, что сама по себе тема «детского  агрессивного поведения» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Но даже в тех случаях, когда обсуждались проблема детского агрессивного поведения, ему однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом и привели к отрицанию социально одобряемого агрессивного поведения. Действительно, если рассматривать чрезмерные проявления агрессии или развитие агрессивности по типу акцентуации, то такие черты личности, как доминантность, конфликтность, неспособность к социальной кооперации, могут вызывать негативное отношение. Однако его никак нельзя признать справедливым. Во-первых, агрессивное поведение является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказывается качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, конформтности, пассивности поведения. При этом нужно признать: агрессивные реакции часто ситуативны и имеют рационально-избирательную направленность. Направленность агрессии от особенностей мотивационно-потребностной сферы человека, системы его ценностей и ориентации. Поэтому, вероятно, уместно разделение на конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости. Если говорить про агрессивное поведение у детей дошкольного возраста, то оно еще не так проявляется, некоторые его моменты детьми не осознаются, а вот в школьном возрасте дети уже начинают понимать свои действия и что за ними может следовать, также и в подростковом возрасте, где дети могут совершать обдуманные, целенаправленные действия агрессивного характера и также знают о последствиях своих поступков.

 

     1.  Проблема агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных психологов.

    Отклонения  в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных  биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Нарушенное поведение — понятие неоднозначное как в терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «нарушения в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», а также «агрессивное поведение».

    Агрессия  - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. [1], [3,4]

    Агрессия - это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу. [11, 10]

      «Агрессию следует изучать не только как поведенческий акт, но и состояние, выделяя в нем эмоциональный, волевой, познавательный компоненты».[12,90]

    Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.[3,4]

    Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное (так считает Э. Фромм).[12]

    Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. [1]

    Агрессивность- свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивному поведению.[12,91] 

    Агрессивное поведение - мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. 

    Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.[1]

    Агрессивное поведение – такое поведение, при котором имеют место «губительные» для жертвы последствия.[12,91]

    Психологи дают каждый свое определение агрессивного поведения, агрессии и агрессивности, но суть в них остается одинаковой, определения дополняют друг друга.

    Агрессивность - это свойство личности, готовность к агрессии, предпочтение использования насильственных средств для реализации своих целей, восприятие поведения другого как враждебное, агрессия - это поведение, проявление агрессивности, цель: нанесение вреда другим, живым и неживым объектам. Агрессивное поведение - мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила, форма реагирования на какой-либо дискомфорт, стресс, средство достижения цели, наносящее вред, причиняющее боль и страдания окружающим, оно может быть секундным, одномоментным.

    По  мнению К. Лоренца, агрессия человека имеет  биологические предпосылки и  обусловлена генетически; при этом ее смысл заключается не в разрушении, а в адаптации к условиям жизнидеятельности. Если эти условия не позволяют агрессивной энергии реализоваться, то она подавляется, пока не появится более или менее подходящий повод для ее проявления. Кроме того, у человека нет врожденных механизмов торможения агрессии - торможение обеспечивается лишь культурными нормами. [5,74]

    Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при  работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент — умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.[2, 60]     

      В настоящее время существуют  три основные теории в исследовании агрессивного поведения.     

    Первая  связывается с именами З. Фрейда и К. Лоренца, рассматривающих агрессивность в качестве врожденного инстинкта или влечения, обладающего своей собственной «энергией», которая периодически разряжается в форме разрушительных, агрессивных действий субъекта. Большинство современных исследователей агрессии скептически относятся к данному взгляду на ее природу, но среди этологов и биологов эта точка зрения до сих пор пользуется популярностью. Ими утверждается, что корни человеческой агрессивности носят сугубо биологический, инстинктивный характер.  От животных человека в этом плане отличает лишь «меньшая» сила «моральных запретов», так как от природы он «менее вооружен».  Страх – единственное, что сильнее человеческой воинственности и не дает людям окончательно уничтожить друг друга. «Так что не стоит обольщаться: человек не изобрел ничего нового, а лишь довел до абсурда заложенные в него природой агрессивные инстинкты». Совершенно очевидно, что при таком понимании природы агрессивного поведения усилия по его профилактике во многом теряют свой смысл. Самым действенным способом является направление «энергии» инстинкта агрессии по социально приемлемым каналам. [12]

    Вторая -  Фрустрационная теория агрессии  И. Долларда,  Л. Дуб,  Н.Е. Миллера, Х.О. Моурера и др. Согласно этой теории, агрессивное поведение – результат фрустрации, возникающей из-за препятствий на пути целенаправленных действий субъекта или невозможности достижения цели. Сторонники этой теории жестко связывают между собой фрустрацию и агрессию, утверждая, что последняя всегда возникает в результате фрустрации. Не отрицая роли фрустрации в возникновении агрессивного поведения, критики данной теории подвергают сомнению однозначность связи между фрустрацией и агрессией.[12] 

    Третья - Теория социального научения Бандуры. Центральное место в ней занимает принцип научения через наблюдение, по образцу, модели. Для возникновения агрессивного поведения необходимо наличие  побуждающего фактора (например, гнева) и «пусковых раздражителей», опосредовано или непосредственно связанных с побуждающим фактором. Сам побуждающий фактор в отдельности, по мнению А. Бандуры, не является ни достаточным, ни необходимым условием агрессивного поведения и может вызвать его лишь при условии, что последствия агрессии привлекательны для субъекта. Привлекательность является функцией предыдущих подкреплений и самоподкреплений агрессивного поведения.  При несоблюдении данного условия тот же гнев может привести и к другим формам поведения, не носящим агрессивного характера, но которые более привлекательны в данной ситуации.[12]     

      Рассмотрение различных теорий агрессивного поведения позволяет сделать вывод, что при всех нюансах, отличающих их друг от друга, существенно общим является прямое или косвенное признание роли враждебности в качестве мотивационной основы агрессивного поведения. [12]

    Генри Паренс выделяет 2 главные формы  агрессии, с которыми приходиться  сталкиваться родителям. Первая - недеструктивная  агрессия, т.е. настойчивое, невраждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Вызывается врождебными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижений цели. Вторая - враждебная деструктивность, т.е. злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже может быть формой защиты, однако порождают много личных проблем и заставляют страдать окружающих. Вызывается и активизируется в результате сильных, неприятных переживаний. «вся наша эмоциональная жизнь находиться под влиянием этих двух форм агрессии»,- говорит Генри Паренс.[13,11] Э. Фромм по-другому называет эти формы агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная».[12,11]

Информация о работе Агресивное поведение в младшем школьном и подростковом возрасте