Возрастные особенности музыкального развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:54, реферат

Описание

Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка.

Содержание

Введение.
1.Возрастные особенности музыкального развития ребенка.
2.Построение утренника.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 21.77 Кб (Скачать документ)

План.

Введение.

1.Возрастные   особенности   музыкального развития ребенка.

2.Построение утренника.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Музыкальное воспитание –  это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия  музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие — это результат  формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка.

Ребенок в том случае успешно  усваивает различные виды музыкальной  деятельности, если учитываются его  индивидуальные особенности, возрастные возможности. Правильно организовывать и направлять музыкальную деятельность с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, задача педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возрастные   особенности   музыкального развития ребенка.

Первый год жизни.

Психологи отмечают, что  у детей рано появляется слуховая чувствительность. У малыша на 10-12-й  день жизни возникают реакции  на звуки. На втором месяце ребенок  прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4-5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных  звуков: ребенок начинает реагировать  на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально  развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или  успокаивается. К концу первого  года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации  гулением, лепетом. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

Второй год жизни.

При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное  настроение. Слуховые ощущения более  дифференцированы: ребенок различает  высокий и низкий звуки, громкое  и тихое звучание и даже тембровую  окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые  певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания  музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями; хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвертый  годы жизни.

У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенноrо мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни

Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов; «почему?», «отчего?». Ребенок  начинает осмысливать связь между  явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Освоение основных видов движения — ходьбы, 6era, прыжков — дает возможность детям, шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Шестой и седьмой годы жизни

Это период подготовки ребят  к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут  не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных  средствах, почувствовать разнообразные  оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно  и для воспитания эстетического  отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность, может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведенные в области  сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность.

Целостное восприятия музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам

У детей 6-7 лет еще более  укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается  диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются  самостоятельно, выразительно и в  какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности  проявляются ярче. Понимание возрастных особенностей музыкального развития позволяет  педагогу уточнить последовательность задач и содержания музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания.

2. Построение утренника.

  Построение и методика проведения праздников в дошкольных учреждениях определяются особенностями каждого из них и возрастом детей, для которых он проводится.

В младшей группе основная нагрузка ложится на плечи воспитателей, которые преображаются в сказочных персонажей и вместе с детьми поют песни, водят хороводы, знакомят детей с волшебным миром сказки. Он постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием, так как новая обстановка, яркие впечатления часто вызывают у них заторможенность, скованность. Воспитатель, не торопясь показывает оформление помещения,  где проходит утренник, дает детям возможность осмотреть его.  Составляя сценарий утренника для этих детей, музыкальный руководитель обращает внимание на то, чтобы активное их участие чередовалось с играми, отдыхом.

 Построение утренников  для малышей отличается своеобразными  чертами. Здесь используется материал, пройденный на музыкальных занятиях  и хорошо усвоенный. Поэтому,  попадая и в новую, необычную  обстановку, дети чувствуют себя  естественно и непринужденно,  хорошо поют, танцуют, проявляют  активность, выполняя знакомые действия.

Интерес вызывают и различные  зрелищные моменты (появление сказочных  персонажей), которые чередуются с  детским исполнением. Для самых  маленьких простейшим выражением их являются показ и обыгрывание  красочных атрибутов, игрушки. 

В двухлетнем возрасте активность ребенка проявляется главным  образом, при восприятии зрелищ и  выражается в сосредоточенном внимании, улыбке, отдельных репликах, хлопках  в ладоши. Ввиду  малого объема детских  навыков, небольшого репертуара приходится ограничиваться приглашением малышей  спеть знакомую песенку, прочитать  стихотворение, поиграть в игру.    Во второй младшей группе активность возрастает, дети чаще начинают выступать  по собственному желанию. Подготавливая  к участию в выступлениях, воспитатель  учит их согласовывать свои действия, передавать обращение интонацией, подбирает  простые стихотворения, песенки, небольшие диалоги.  У трехлетних детей обычно наблюдается более оживленная реакция, больший контакт с воспитателем,- ответы на его вопросы. К ранее подготовленным песням, танцам добавляются соответствующие возрасту игры, загадки, с которыми детей заранее не знакомят, чтобы на празднике активизировать их внимание новым видом деятельности. В праздничном утреннике трехлетних детей в разных эпизодах сценария могут участвовать дети старших групп. Это воспитывает в детях внимательное отношение к выступающим товарищам, воспитывает теплые, ласковые чувства к малышам, развивает определенные навыки поведения в коллективе.

 Праздничный сценарий  для старших дошкольников музыкальный  руководитель строит не только  на заранее подготовленных выступлениях, но и  обогащает  занимательными  играми, веселыми детскими конкурсами  – импровизациями.

На утреннике проявляется  и музыкально-игровое творчество детей в инсценировках, играх-драматизациях, в основе которых лежит создание образа персонажа. Если дети на занятиях не только повторяют по подражанию движения, заранее спланированные и  показанные взрослым, но и ищут их сами, проявляя свои индивидуальные черты, то найденные ими способы воплощения могут проявиться и на празднике.

Музыкальный руководитель фиксирует  детское внимание детей на появлении  новых персонажей  звучанием характерной  музыки.

Дети второй младшей и  средней групп во многом самостоятельны, у них уже есть некоторый опыт поведения на праздниках, однако и  им необходима помощь взрослого, который  также обращает внимание на оформление помещения, но этот момент проходит быстрее, так как многие детали ребенок  этого возраста замечает сам. Большая  самостоятельность наблюдается  и в выступлениях детей: если в  пении  и танцах им нужна поддержка, то  играют они без помощи воспитателя!

Старшие дошкольники самые  самостоятельные  на своих утренниках, поют, танцуют, читают стихи без помощи взрослых. исполняют  роли, которые в предыдущих группах на праздниках выполняли взрослые. Активность детей в старшем возрасте наблюдается прежде всего в большей ответственности за собственное выступление и выступления своих сверстников. Проявляя выдумку и инициативу, они вместе с воспитателем участвуют в организации утренников, в изготовлении необходимых атрибутов.

Хорошая подготовка, продуманный  сценарий, четкая организация —  все это определяет поведение  и настроение каждого ребенка  на празднике. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.

Большую роль в создании праздничной атмосферы играет ведущий. Если он ведет праздник в хорошем  темпе, речь его выразительна, он быстро реагирует на неожиданно возникающие  ситуации, то создается веселая, непринужденная обстановка.

 

Воспитателям следует  помнить, что праздничный утренник — это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом и выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей.

Уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы. (Однако музыкальная информация, получаемая ребенком дома, шире намеченного в программе.)

 Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Методика музыкального  воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.

2.Метлов Н.А. «Музыка  детям»-М,1985

3.Программа воспитания  и обучения в детском саду/Под редакцией Васильевой М.А./Мозайка-синтез ,2009

Информация о работе Возрастные особенности музыкального развития ребенка