Воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям

Автор работы: a***@pivovaroff.name, 28 Ноября 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является определение педагогических условий для воспитания уважительного отношения подростков к пожилым людям.
Для решения педагогической задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросам воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям. Вопросами воспитания уважительного отношения занимались такие авторы как Смирнов И.Б., Шемшурина А., Шутова В. Изучением возрастных особенностей подростков занимались Н.В.Клюева, М.В.Попова, Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, Л. И. Божович.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Характеристика возрастных особенностей подростков.......................6
2. Теоретические аспекты воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям ................................................ 10
1.1 Определения понятия «уважительное отношение» и методы его воспитания.....................................................................................................10
1.2 Пожилые люди как социальная общность. Роль старшего поколения в воспитании молодежи................................................................15 1.3 Роль религии в воспитании уважительного отношения у подростков по отношению к пожилым людям...............................................19
1.4 Влияние средств массовой информации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям..................................................20
1.5 Влияние научного прогресса и равтия компьютеризации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям......................21
3. Анализ практики решения педагогической задачи..............................24
4. Предложения и рекомендации по решению педагогической задачи...........................................................................................26
Заключение..........................................................................................................27
Рефлексия............................................................................................................28
Список литературы.............................................................................................30
Приложения.......................................

Работа состоит из  1 файл

Воспитание уважительного отнашения.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

     Одна  из тенденций, наблюдаемых  в  последние  десятилетия  в  развитых странах мира, —  рост  абсолютного  числа  и  относительной  доли  населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения  в общей  численности  населения  доли  детей  и  молодежи  и  увеличения  доли пожилых.

      К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых  и  крепких до  глубоких  стариков,  обремененных  недугами,  выходцы  из  самых  разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации  и  разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости.

     Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания у православных христиан стали складываться в VI—IX вв. По мере разделения поселений на городские и сельские формировался не только разный уклад жизни, но и некоторые воспитательные традиции. Сказывался и социальный статус семьи — простых селян или князей. Но в целом характер воспитания определяла вера, ибо православие лежало в основе всей духовной жизни славян.

     Семья в крестьянской общине была важнейшим  институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя социально защищенным. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу. Что позволяло ей обрести эту силу? В общинах господствовал культ семьи. Об этом свидетельствуют многие поговорки: « семье и каша гуще», «За общим столом еда вкуснее», «Каков батька, таковы и детки», «Каково дерево, таков и плод», «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын», «Родительское слово на ветер не молвится» и др.

     Авторитет родителей был чрезвычайно велик. Их взаимоотношения с чадами были основаны на безусловном послушании детей — независимо от их возраста. Взрослые сыновья приводили невесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об их отделении.

     Нежентаых общество порицало. Беднякам во время свадьбы помогали всем миром -деньгами и продуктами. Устраивалась «помочь» — коллективно и безвозмездно возводился дом.

      Воспитание  детей происходило как бы исподволь, опосредованно. Отец никогда не говорил  сыну: «Я тебя воспитал». Чаще всего утверждал: «Я тебя выкормил и выпоил».

     Согласно  семейному этикету, мужчина при  посторонних не играл с детьми, не обращался к жене с праздными разговорами. Она чаще всего уважительно обращалась к нему, называя по имени отчеству.

     Родители  стремились воспитывать в детях  смелость, трудолюбие, правдивость, честность, вежливость, почтительное отношение к старшим.

     Важнейшим правилом было воспитание у детей уважения и почтительности к старшим. Действовал принцип: «Старший сказал — делай». И неважно, кто был старшим: отец или дед, старший брат или сосед. Старики особо почитались. На улице при виде старика замедляли шаг, снимали шапку, спешили поклониться. Нарушение этого правила не проходило незамеченным. Крестьянская община «чужих» детей не знала. Старший обязательно спрашивал провинившегося: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайду». И тот непременно сообщал дома (отцу, деду) о своем проступке и обязательно подвергался самому суровому внушению, а то и наказанию. I    Вечерами старики действительно собирались, беседовали о прошлой и настоящей жизни. Молодежь в их разговоры никогда не вмешивалась.

     При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед ними без головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртное, а взрослые не пили в будни.

     Домашние  воспитатели — дедушка и бабушка. Поскольку мать и отец были заняты тяжелым земледельческим трудом, старики последние годы своей жизни посвящали внукам. Они становились главными воспитателями детей, передавая им нравственные нормы и заповеди, трудовые навыки и народные знания. Общаясь с дедушками и бабушками, дети усваивали важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать того, что они не велят, нельзя бездельничать, когда мать и отец трудятся, нельзя требовать от родителей того, что они дать не могут.

     Воспитательное  влияние на внуков подкреплялось культом предков. По тогдашним верованиям, они оставались покровителями детей и после своей смерти: дух их продолжал обитать в жилище, помогал потомкам в случае беды. Считалось, что живут духи под печью. Когда семья переходила в новопостроенное жилище, самая старая женщина обращалась к печи и говорила: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жилы». Тут же прямо дается домовому название «дедушка».

     В деле духовного воспитания большую роль играют национальные традиции. Россия – многонациональная страна. У каждого народа свои традиции, свои требования к поведению в обществе. Но в любом народе к старшим относятся уважительно, почтительно.

     У горцев Дагестана, например, почитание  родителей является одной из главных  моральных заповедей. Считается большим позором для сына и невестки, если они, живя с родителями, позволят им выполнять тяжелую работу в домашнем хозяйстве или на производстве. Единственная их забота –  руководить ведением хозяйства и присматривать за детьми. Притеснение родителей становится предметом всеобщего осуждения. Бабушки дедушки, оставаясь с детьми, знакомили их с национальным фольклором. Даже на сказках дети учились узнавать «добро» и «зло». Основными методами воспитания были, приучение, внушение, требование, похвала и порицание, иногда прибегали к наказанию, в случаях аморальных поступков. В Дагестане принято афишировать, подчеркивать обязанности детей по отношению к родителям. 5

     В этнопедагогике адыгов, в ее идеях  и самой практике воспитания, пожалуй, более всего внимания уделяется проблемам семейного воспитания. И это понятно. Если у ряда народов общественное, школьное воспитание имеет многотысячелетнюю историю, то у адыгов учреждения, специально предназначенные для обучения и воспитания подрастающего поколения, возникли совсем недавно - их история насчитывает не более двух столетий. Передача накопленных старшими знаний, умений, навыков, их опыта выживания, общения, совместной трудовой деятельности младшим происходила у них, прежде всего, в семье.

     Уважение  к старшему, особенно к людям преклонного возраста, считалось первейшим положительным качеством юношей и девушек. «Кто не уважает старших, тот уважения не заслужит», - гласит кабардинская поговорка. Отношение общества к молодым людям, имидж последних определялись на основе их отношения к старшим. «Не почитающий пожилых не будет почитаем сам, когда придет его старость».

     Уважение  к людям преклонного возраста, к старшим, своим основанием имело  признание того, что они:

1) много прожили, много сделали, много видели, много знают, у них богатый опыт, которым они делятся с молодыми; 
2) подрастающее поколение им обязано своей жизнью, благополучием; 
3) у старых нет перспектив, иной радости, кроме уважения и внимания молодых; 
4) не уважать старших - бесчеловечно, негуманно, неблагородно; 
5) уважать старших сегодня, это значит - заслужить к себе уважение в будущем.

Уважение  младшими старших проявлялось во всем - в учтивости, в том, что им давалось лучшее место, им уступали дорогу, им дорогу не переходили, при них  не садились, громко не говорили, на их вопросы отвечали кратко и тихо, все их просьбы и желания выполнялись беспрекословно.

      

     1.3 Роль религии в  воспитании уважительного  отношения у        подростков по  отношению к пожилым  людям.

     В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

     Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции.

     Однако  сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее воздействие на личностное становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего содействуют формированию у них самостоятельности и способности противостоять неблагоприятным воздействиям среды.

     Во  всех религиях мира можно найти общие принципы и системы нравственных ценностей. Поскольку религии содержат мудрость очень многих людей и выдержали испытание временем, можно говорить о существовании общечеловеческих идеалов. Для примера приводим «Золотое Правило», проповедуемое шестью мировыми религиями.

Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.     

Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому.

Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю — своей потерей.

Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе.

Христианство: Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой.

     Эти принципы пронизывают все культуры и религии, определяя истинный смысл человеческого бытия и его нравственные идеалы.

     Религия со времен своего возникновения старалась  охватить всю духовную жизнь человека от момента его рождения до смерти. Все религии мира включают в себя основные заповеди, направляющие поведение человека, основные духовные истины, одной из которых является заповедь:

Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой. 

1.4 Влияние средств  массовой информации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям

     В этом важном процессе вовлечения подростков в общественно полезную деятельность, в воспитании уважительного отношения  к пожилым людям, к старшему поколению, огромную роль играют средства массовой информации, особенно телевидение. С  переходом страны к капиталистическому устройству, рыночные отношения установились и в сфере средств информации. В условиях переходного периода, когда для государственных программ не хватало средств, создавались низкобюджетные фильмы и программы по подобию дешевых западных образцов далеко не высокохудожественного содержания, где зачастую проповедовался культ насилия, откровенной порнографии, пренебрежения общественной моралью. Эти фильм заполнили экран всех каналов, шли в кинотеатрах. Появились яркие журналы того же содержания. Для еще не сформировавшихся нравственно подростков этот вал обрушившейся на них информации оказал отрицательное воздействие. У подростков появились глянцевые отфотошопинные идолы для подражания. Снизились критерии нравственности, стали забываться вековые обычаи русского народа: помогать нуждающимся, проявлять доброту к слабым, убогим, калекам, давать приют странникам, всем обществом строить храмы и больницы. В русской литературе XIX века много свидетельств этому. В книге Василия Белова «Лад» читаем: «Не подать милостыню считалось величайшим в мире грехом», «слепых без поводырей переводили от деревни к деревне, устраивали на ночлег». Дети в семье запоминали впечатления о добрых поступках родителей на всю жизнь. Способность различать доброе от злого и есть основа нравственности, порядочности. По наблюдениям психологов М.Воловиховой и Л.Гренковой, между поколениями в современной российской действительности лежит некая грань, связанная с дефицитом положительных нравственных впечатлений. Дети в их социологических опросах считали, что «нравственность – это то, что было в прошлом, во времена бабушек и дедушек».

     У каждого народа есть свои пути поддержания  и восстановления нравственности. Для  России всегда большую роль играло слово (рассказы, сказания, произведения великой русской литературы). Создано много хороших фильмов, заставляющих задуматься о порядочности, доброте, достоинстве, честности, милосердии. Как мудро заметил академик Д.С.Лихачев: «Самая большая ценность, которой награждает человека искусство – это ценность доброты». Ценность – то, что значимо для жизни человека, влияет на его жизнь.  

1.5. Влияние научного прогресса и развития компьютеризации на подростков  в  деле воспитания уважения к пожилым людям.                                         

      Представляется возможным и целесообразным рассмотрение этого  аспекта в рамках данной работы в связи с тем, что на сегодняшний день немалый процент подростков (по данным некоторых источников – до 28%) начинает свою трудовую деятельность иногда с 13-14 лет, а первая работа в жизни подростка налагает порой серьезный отпечаток на всю его дальнейшую трудовую жизнь.

     Нельзя  не отметить  ситуацию, сложившуюся  в последнее десятилетие в  сфере профессиональной деятельности  многих слоев трудоспособного населения. Речь идет о все большем объеме компьютеризации всех видов производства и рынка услуг в нашем обществе. При неопровержимом  положительном начале данного процесса – повышение производительности труда, облегчение умственного и физического труда, ускорение производственных процессов,  улучшение качества производимого продукта потребления, и т.д., -  у него есть несколько важных отрицательных  социальных аспектов.

       Во-первых, в рыночных условиях  экономики очевидно  нежелание   работодателя вкладывать деньги  в обучение  основам работы с компьютерами  людей более старшего возраста. В ход идет совершенно разная мотивация такого поведения – якобы у всех людей старшего возраста снижено внимание, интерес, работоспособность и пр. В таком случае на работу берут молодого человека вместо человека пожилого возраста (но не пенсионного),  либо создают преференции для профессионального роста именного молодому. В данной ситуации совершенно очевидна реакция со стороны пожилого человека.  Такое поведение впоследствии переносится пожилым человеком на всех без исключения представителей молодежи, что зачастую сказывается и в повседневной жизни. В данном случае о внимательном, взвешенном, терпеливом подходе пожилых людей  к адекватному восприятию проблем молодых людей вряд ли будет идти речь.

Информация о работе Воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям