Воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям

Автор работы: a***@pivovaroff.name, 28 Ноября 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является определение педагогических условий для воспитания уважительного отношения подростков к пожилым людям.
Для решения педагогической задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросам воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям. Вопросами воспитания уважительного отношения занимались такие авторы как Смирнов И.Б., Шемшурина А., Шутова В. Изучением возрастных особенностей подростков занимались Н.В.Клюева, М.В.Попова, Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, Л. И. Божович.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Характеристика возрастных особенностей подростков.......................6
2. Теоретические аспекты воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям ................................................ 10
1.1 Определения понятия «уважительное отношение» и методы его воспитания.....................................................................................................10
1.2 Пожилые люди как социальная общность. Роль старшего поколения в воспитании молодежи................................................................15 1.3 Роль религии в воспитании уважительного отношения у подростков по отношению к пожилым людям...............................................19
1.4 Влияние средств массовой информации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям..................................................20
1.5 Влияние научного прогресса и равтия компьютеризации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям......................21
3. Анализ практики решения педагогической задачи..............................24
4. Предложения и рекомендации по решению педагогической задачи...........................................................................................26
Заключение..........................................................................................................27
Рефлексия............................................................................................................28
Список литературы.............................................................................................30
Приложения.......................................

Работа состоит из  1 файл

Воспитание уважительного отнашения.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

     Как считает Н.В.Клюева, главной задачей  развития в подростковом возрасте являеся  самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми. Подросток приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, формирует более независимые отношения с родителями (уменьшается эмоциональная зависимость при сохранении потребности в материальной поодержке), пытается ставить задачи, связанные с будущим, осваивает «новое тело». Подростки стремятся быть самостоятельными и независимыми от мнения родителей. Центральная потребность подростка – быть и чувствовать себя взрослым. Чувство взрослости часто выражается в повышенной критичности по отношению к учителям и другим взрослым. Родители начинают раздражать подростка, появляется желание изолироваться от них, возрастает количество конфликтов между родителями и детьми.

     По  мнению М.В.Поповой, сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Родители осознаются подростками как люди, обеспечивающие их настоящие и будущее. В связи с этим подростки очень эмоционально и заинтересованно относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу отца и взаимопониманию с матерью. В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих напрвлениях:

  1. Появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых.
  2. Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
  3. Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
  4. В целом уменьшается влияние семьи, хотя по сути она остается важной референтной группой.

   Наблюдается следующая динамика мотивов общения  со сверстниками: в 12-13 лет подростку  важно занять определенное место  в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения – лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Примерно в 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении и особенностяхсобственной личности. Появляется срособность брать ответственность на себя за спешность своего общения с окружающими. В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность.

   Таким образом, осознавая особенности  старшего подросткового возраста, его проблемы, воспитатель должен помочь ученику в их разрешении, учитывая особенности возраста, не нарушая внутреннего мира личности. Учителю необходимо уметь использовать данные особенности на благо воспитательного процесса и самого подростка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Теоретические   аспекты   воспитания  уважительного  отношения у подростков к пожилым людям.

     В данном параграфе для определения  методов воспитания уважительного  отношения у подростков к пожилым  людям будут рассмотрены следующие  вопросы:

      - определения понятия «уважительное отношение» и методы его воспитания;

      - пожилые люди как социальная общность; роль старшего поколения в воспитании молодежи;

      - роль религии в воспитании уважительного отношения у  подростков по отношению к пожилым людям;

      - влияние средств массовой информации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям;

      - влияние роста продолжительности жизни людей  на подростков  в  деле воспитания уважения к пожилым людям. 

    1. Определения понятия «уважительное  отношение».

     В данном пункте параграфа будут рассмотрены следующие понятия: «отношение», «уважение», «уважительное отношение».

     Исследование  отношений как философской категории  открывает значительные перспективы  развития науки и заслуживает  самого пристального внимания. Изучением  категории «отношение» занимались многие отечественные ученые (Г. М. Гак, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, Р. А. Зобов, В. Н. Сагатовский, В. И. Свидерский и др.).

     Философы  рассматривают «отношение» как  одну из основных логико-философских  категорий, отражающих способ (род) бытия и познания, как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира.

     Основу  исследования проблемы отношений составляет философский вопрос о взаимосвязи  объективного и субъективного в  отношениях. Философы приходят к единому мнению в том, что отношения личности — результат материальной, экономической основы общества. Однако при ответе на вопрос, являются ли отношения личности по своей природе объективными, их мнения разделились.  

     Ряд исследователей, в частности Г. М. Гак, считает, что отношения личности объективны, так как они есть проявление экономических отношений. Придерживающиеся другой точки зрения полагают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания. Третья группа ученых рассматривает отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного». По их мнению, отношение имеет материальные основы, в нем реализуются объективно существующие потребности личности, класса, общества в целом; но, с другой стороны, оно всегда так или иначе отражается в сознании и оформляется в виде определенных целей.

     Раскрытие психологической природы отношений, психологических данных о становлении  тех или иных отношений личности к действительности остаются открытыми.

     Отечественные психологи активно оперировали  понятием «отношение» в различных  исследованиях и разнообразных  контекстах: Л. С. Выготский выдвинул идею интериоризации отношений как  обязательного момента развития личности ребенка; для С. Л. Рубинштейна отношение у ребенка к другому является генетически более ранней формой, нежели отношение к себе; В. Петровский вводит отношения в социально-психологический контекст, это — многоуровневая система межличностных связей; для В. Н. Мясищева отношение — система индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности; у А. Н. Леонтьева отношение — смысловая сфера сознания, направленность личности. Все же четкого определения понятия «отношение» так и не было выработано, на это неоднократно указывала Л. И. Божович, признавая важность его включения в изучение личности ребенка. Категория «отношение» представляет собой целостную в системном плане и индивидуализированную категорию, вбирающую в себя как социальное качество связей личности с другими людьми, так и субъективные предпочтения и установки по поводу явлений, событий, ценностей мира.

     В исследованиях Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева рассматривается психологическая  природа отношений, их развитие, основные виды. Именно Б. Г. Ананьев подчеркивал, что необходима дифференциация таких понятий, как «общение» и «отношение».

     В структуре отношений психологи (А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн) выделяют три основных компонента отношений:

а) гностический (когнитивный или информационный);

б) аффективный (эмоциональный, эмотивный);

в) поведенческий (практический).

     При этом гностический (когнитивный) компонент  выступает как система усвоенных  личностью на уровне убеждений социальных знаний — понятий, правил, норм, оценок, ценностей. Когнитивный компонент отношений предполагает наличие относительно устойчивого познавательного интереса к нравственным качествам личности. Аффективный (эмоционально-мотиваци-онный) компонент предполагает личностный смысл, который придается отношению; эмоционально-положительные суждения об окружающих людях. Поведенческий (поведенческо-деятельностный) компонент характеризуется как совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности. Это приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений, целеполагания (процесса выбора и постановки целей, вмешательства в жизненные ситуации); коррекция намеченных целей и способов поведения. Данный компонент предполагает стремление и умение личности устанавливать доброжелательные контакты с другими людьми.

     Наиболее  полное изучение отношений личности в психологическом плане принадлежит В. Н. Мясищеву. В созданной им концепции «психологического отношения» утверждается, что психологические отношения человека в развитом виде представляют собой систему индивидуальных избирательных, сознательных, активных связей личности со всей действительностью или отдельными ее сторонами. Эта система вытекает из всей истории развития человека, выражает его личный, общественно обусловленный опыт и внутренне определяет его действия и переживания. Определение «отношения» отражает важнейший для понимания психики факт — взаимосвязь личности и среды.

      Рассмотрим  понятие «уважение», обратившись  к различным словарям русского языка:

     Уважение - позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением. По Канту, такое уважение, даже скорее, чем симпатия, составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности», позволяющая нам не судить, а понимать другого. Кроме того, уважение – это моральный долг, единственно верная естественная позиция человека перед лицом любой ценности и, в частности, перед лицом любой человеческой личности. Живым опытом человеческого уважения будет тот, который возникает, когда мы встречаем взгляд другого: так, когда тиран встречается взглядом с рабом, он понимает невозможность применения насилия и свой долг «уважать» носителя этого взгляда. После Канта анализом уважения занимались Бубер и Левинас. 1

     Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.2    

     Уважение – 1. Чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо // Признание важности, значимости, ценности чего-либо; высокая оценка чего-либо; 2. Любовь, пристрастие к чему-л.3   

     Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. 4

     Будет целесообразным приведение также нескольких цитат об уважении:

  • Человек редко может заставить любить себя, но заставить уважать себя может всегда.   Б. Фонтенель
  • Уважение - это застава, охраняющая отца и мать так же, как и ребенка: первых оно спасает от огорчений, послед него - от угрызений совести. О. Бальзак
  • Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому. - Пифагор
  • Уважение — это то, чем мы обязаны; любовь — то, что мы дарим. Ф.Бэйли
  • Взаимное уважение возникает только тогда, когда проведены границы и к ним относятся с почтением. - В. Швебель
  • Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. Пушкин А.С.
  • Упрекам и укорам стариков, о люди, с уважением внемлите: Ведь эти люди ведают о зле и о добре всех будущих событий. Ас-Самарканди
  • Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. Пушкин А. С.
  • Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего. Конфуций

          Таким образом, объединяя эти два понятия, мы можем сказать, что уважительное отношение – это выражение почтения одного субъекта по отношению к другому. 
 

1.2 Пожилые люди как  социальная общность. Роль старшего поколения в  воспитании молодежи.

Информация о работе Воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям