Воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям

Автор работы: a***@pivovaroff.name, 28 Ноября 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является определение педагогических условий для воспитания уважительного отношения подростков к пожилым людям.
Для решения педагогической задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросам воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям. Вопросами воспитания уважительного отношения занимались такие авторы как Смирнов И.Б., Шемшурина А., Шутова В. Изучением возрастных особенностей подростков занимались Н.В.Клюева, М.В.Попова, Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, Л. И. Божович.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Характеристика возрастных особенностей подростков.......................6
2. Теоретические аспекты воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям ................................................ 10
1.1 Определения понятия «уважительное отношение» и методы его воспитания.....................................................................................................10
1.2 Пожилые люди как социальная общность. Роль старшего поколения в воспитании молодежи................................................................15 1.3 Роль религии в воспитании уважительного отношения у подростков по отношению к пожилым людям...............................................19
1.4 Влияние средств массовой информации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям..................................................20
1.5 Влияние научного прогресса и равтия компьютеризации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям......................21
3. Анализ практики решения педагогической задачи..............................24
4. Предложения и рекомендации по решению педагогической задачи...........................................................................................26
Заключение..........................................................................................................27
Рефлексия............................................................................................................28
Список литературы.............................................................................................30
Приложения.......................................

Работа состоит из  1 файл

Воспитание уважительного отнашения.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Российский Государственный Педагогический Университет  им. А. И. Герцена»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики 
 
 
 

Киржакова Анна Владиславовна 

Воспитание  у подростков уважительного  отношения к пожилым  людям 
 

Курсовая  работа

Образовательная программа подготовки бакалавра

Направление подготовки 05007.62 – Педагогика

(Профиль  Воспитательная работа) 
 
 
 
 

Научный руководитель:

Христофоров Сергей Владимирович 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2008 

Оглавление:

    Введение.............................................................................................................3

      1. Характеристика  возрастных особенностей подростков.......................6

      2. Теоретические аспекты воспитания уважительного                отношения у подростков к пожилым людям ................................................ 10

     1.1 Определения понятия «уважительное отношение» и методы                  его    воспитания.....................................................................................................10

         1.2 Пожилые люди как социальная общность. Роль старшего             поколения в воспитании молодежи................................................................15        1.3 Роль религии в воспитании уважительного отношения у         подростков по отношению к пожилым людям...............................................19

        1.4 Влияние средств массовой информации на подростков в                  деле воспитания уважения к пожилым людям..................................................20

      1.5 Влияние научного прогресса и равтия компьютеризации                            на подростков  в  деле воспитания уважения к пожилым людям......................21

     3. Анализ практики  решения педагогической задачи..............................24

     4. Предложения и рекомендации по решению                                  педагогической задачи...........................................................................................26

      Заключение..........................................................................................................27

      Рефлексия............................................................................................................28

      Список литературы.............................................................................................30

      Приложения.........................................................................................................32 
     
     
     
     
     
     
     

Введение:

     На  протяжении последних нескольких десятилетий  в экономически развитых странах, в  связи с увеличением продолжительности  жизни и уменьшением рождаемости  увеличился удельный вес пожилых  людей в обществе. А это значит, что увеличилось число людей, нуждающихся в опеке со стороны общества, в помощи не только финансовой, но и в психологической, в простом внимании и участии окружающих людей.

     В наш век технического прогресса, возрастающих скоростей, жесткой конкуренции  во всем, дефицита свободного времени, значительная часть пожилых людей ощущает себя путником, бредущим по обочине скоростной трассы, где мимо пролетают машины и редко кто предлагает помощь. Поэтому так необходимо воспитывать уважительное отношение у подростков к пожилым людям.

     Воспитанию  подрастающего поколения человечество уделяло много внимания, но задачи воспитания, в основном ложились на старшие поколения. Начиная с рождения и до вступления в самостоятельную жизнь, ребенок чувствует рядом поддержку старших – сначала родителей, затем учителей, наставников. Вступающий в жизнь человек пользуется всем тем, что создало старшее поколение – всеми материальными благами, достижениями науки и техники, культурным наследием. Из поколения в поколение в народе передавались понятия добра и зла, на которых строилось воспитание. Каждая общественная формация вырабатывала свои законы, создавало свой образец устройства, свои основы морали, но непреходящие истинные моральные ценности всегда существовали и существуют, и старшее поколение стремилось и стремится передать младшему.

     Актуальность  проблемы взаимоотношения подрстков с пожилыми людьми подтверждается реальной жизнью. Мы провели исследование на базе государственного общеобразовательного учреждения средней гуманитарно-экологической школы №618 Приморского административного района города Санкт-Петербурга в 7 «в» классе.

     В этом классе обучается 23 человека. В  ходе исследования было выявленно, что  в классе есть проблемы во взаимодействии с пожилыми людьми. Было отмечено, что ученики данного класса неуважительно относятся к  учителям приклонного возраста. На уроках этих учителей нарушена дисциплина.

     При обсуждении данных наблюдений  сделаны  выводы о необходимости создания рекомендаций и проведения мероприятий по воспитанию у детей уважительного отношения к пожилым людям. С этой целью нами проводилось исследование. В результате исследования было выявлено, что из 23 учеников класс у 9 нет бабушек и дедушек, и они воспитываются только своими родителями. Эти же подростки отмечали в своих анкетах отсутствие интереса к тем предметам, которые ведут у них учителя приклонного позраста. Эти ребята являются подстрекателями негативного отшошения к учителям пожилого позроста.

     Таким образом, основная задача педагого-воспитателя  в данном классе заключается в создании мероприятий, направленных на воспитание у подростков уважительного отношения к пожилым людям.

     Краткая характеристика поведения некоторых  учеников класса.

     Ярослава  Б., ученик 13 лет, всячески проявляет неуважительное отношение к учителям приклонного возраста. На уроках он является инициатором нарушения дисциплины, иногда позволяет себе даже оскорбительные шутки в адрес этих учителей. В то же время он хорошо взаимодействует с молодыми учителями, ему нравятся только те предметы, которые они ведут. На их уроках он не позволяет себе оскорбительное поведение и дисциплинарные нарушения.

     У Сергея М., ученик 12 лет, заметно отличается от поведения Ярослава. Он, в отличие от своего одноклассника, не является лидером в классе, хотя очень к этому стремится. В следствие чего ему приходится во всем подражать Ярославу. Он также нарушает дисциплину, оскорбляет учителей. В своей анкете Сережа отметил, что у него нет бабушки с дедушкой, что, вероятно, повлияло на формирование его ценностей. Отмечается также низкий уровень учебной успеваемости.

     У этих ребят отчетливо прослеживается неуважительное отношение и проблемы во взаимодействии с людьми пожилого возраста.

     Целью настоящей работы является определение педагогических условий для воспитания уважительного отношения подростков к пожилым людям.

     Для достижения цели выделены следующие  задачи:

  1. Определить возрастные особенности подростков 11-14 лет.
  2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям;
  3. Составить методические рекомендации участникам образовательного процесса с целью воспитания уважительного отношения подростков к пожилым людям.

     Для решения педагогической задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросам воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям. Вопросами воспитания уважительного отношения занимались такие авторы как Смирнов И.Б., Шемшурина А., Шутова В. Изучением возрастных особенностей подростков занимались Н.В.Клюева, М.В.Попова, Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, Л. И. Божович. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть курсовой работы

1. Характеристика  возрастных особенностей подростков.

     В этом параграфе мы рассматрим возрастные особенности  подростков, предложенные различными авторами для решения педагогической задачи – воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям.

     Хотя  личность формируется еще с младенческих лет, особенно важен в этом смысле подростковый возраст. По мнению Л. И. Божович, в этом возрасте происходит самоутверждение формирующейся личности в окружающем обществе. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Подросток сравнивает себя с окружающими людьми, постоянно дает свою оценку всему и всем, с кем сталкивается в жизни. В этот период формируются нравственные убеждения, принципы и идеалы. Воспитание уважения к старшим необходимо особенно интенсивно проводить именно в подростковом возрасте. Для этого воспитателю необходимо знать особенности психического развития в подростковом возрасте. Их исследованием занимался Крутецкий В.А. Автор приводит возрастные особенности подростков.

     Идеалом для подростка является не конкретный человек, а обобщенный образ, поэтому очень важно, кто и что его окружает, как к нему относятся прежде всего в семье, как относятся родители к своим родителям, то есть идет воспитание личным примером. Как писал Франсуа Мариак в «Воспоминаниях», «если ты помнишь о своих грехах, в чем ты смеешь упрекать своего сына?».

     В процессе воспитания подростков невозможно переоценить значение семьи. Семья сохраняет значение приоритетной ценности для многих россиян. В семье закладываются основы всех черт поведения будущего члена общества. Имеет значение не только сознательное воспитательное воздействие родителей, но и внутрисемейная атмосфера, например родителей, семейные традиции, желание родителей быть ближе к своим детям, отношения между родителями и их отношения к своим родителям, материальное положение семьи, когда из-за постоянного недостатка средств родители вынуждены мало времени уделять детям.

     Внутрисемейные  отношения выступают в форме  межличностных отношений в процессе общения. Межличностное общение  является одним из социально-психологических  механизмов становления личности. Именно в процессе общения со взрослыми  ребенок приобретает навыки речи и мышления, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, усваивает правила человеческих взаимоотношений, вырабатывает отношение к основным человеческим ценностям, знакомится с понятием долга, милосердия, скромности, справедливости, достоинства, сопереживания, сострадания. Важным фактором влияния на нравственное развитие подростков является авторитет родителей. Как писал А.С.Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими или о других, как вы радуетесь или печалитесь. Как вы общаетесь с друзьями или с врагами – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят ло него невидимыми путями, вы их не замечаете».

     Как выделяют Д.Б.Эльконин и Т.В. Драгунова одной их самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки старших как в семье, так и в школе. Педагогу необходимо строить общение и взаимоотношения с подростками на основе восприятия их как равных и в то же время соблюдать дистанцию, основываясь на наличии педагогического опыта. У подростка возникает чувство взрослости, которое выражает в отношении подростка к себе, как к взрослому. Подросток стремится к самовыражению и самовоспитанию. Стараясь казаться «взрослым» подросток стесняется при своих сверстниках проявлять подчинение старшим, боясь показаться слабым.

Информация о работе Воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям