Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных формах работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 07:45, курсовая работа

Описание

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития патриотизма
Понятие патриотизма и гражданственности……………………8
Сущность, функции и система гражданского воспитания………………………………………………………….15
Воспитание гражданина в современной школе………………………...20
Глава II. Опытно экспериментальное исследование по развитию уровня патриотизма у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования уровня патриотизма у младших школьников……………………24
2.2. Анализ результатов диагностики………………………………………….29
2.3.Рекомендации учителю…………………………………………..................31
Заключение……………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Воспитанию.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

         Воспитательная функция гражданско-политической  работы с детьми проявляется  по мере включения учащихся  в посильную и доступную общественно-гражданскую  деятельность. Именно в ней происходит  формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.

        Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления.  Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием. [27, с. 144]

   Цели-функции  гражданского политического воспитания  реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий.

     Цели  и функции гражданского воспитания  школьников достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана. Естественно-математические дисциплины сегодня прямо выходят на проблемы глобальной политики. В свете глубоко революционных научных открытий миролюбивая полтика России предстает перед учащимися как политика борьба за выживание человечества, сохранение жизни на Земле. Просчеты в воспитании, кризисные явления в жизни общества порождают у некоторой части молодежи политическую инфантильность и индифферентность, современную обломовщину, стремление замкнутся в кругу узколичных эгоистических интересов.

Обыденное отношение  школьников к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении, под воздействием неорганизованных влияний средств массовой информации. Некоторые ребята, получая в школе гражданско-политические знания, оценки политических событий, сталкиваются в семье с равнодушным отношением к трагическим событиям в стране, с мещанскими взглядами, аполитичными высказываниями, с эгоистическим укладом семейной жизни.  

1.3Воспитание гражданина в современной школе.    

 Закончился  XX век, который принес нашей  стране великие бедствия: революции,  войны, массовые репрессии народов России со стороны государства, непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы. Иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества на решение возникших перед ним задач, облегчающим преодоление трудностей и испытаний. Согласно И. Канту, самосознание и осознания внешнего мира согласуются между собой: "Сознание моего собственного бытия есть одновременно непосредственное осознания бытия других вещей, находящихся вне меня". Не осознав себя представителем одного из этносов, носителем одной из национальных культур, человек неизбежно будет считать свою культуру, свой обычай и традиции единственно разумными и верными. Все отличное будет казаться ему чуждым,враждебным. 

      Современная школа призвана осуществить  гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. "Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства:" (Закон РФ "Об образовании". Преамбула). 
    Считаю, что воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания:

1)необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание;                                                                                   2)воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий  материал;                                                             3)необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство" (как показывают ученические работы), не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.    

 На роли  гражданского образования в системе  патриотического воспитания бы хотелось остановиться подробнее. Как уже отмечалось, после краха старой партийно-государственной идеологии наблюдалась некоторая растерянность у педагогов, особенно гуманитарного цикла. Со временем стало ясно, что все-таки необходима система позиций, принципов, целей, которая должна объединять общество. Такой объединяющей системой может стать гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отставать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы.

       Гражданственность – это единство  правовой, политической и нравственной  культуры. Содержание всех школьных  предметов нацелено на формирование  гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде всего литературы, обществознания, истории. Еще Н.М. Карамзин утверждал: "Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества". 
    Большие возможности для гражданского образования школьника содержатся в содержании большинства учебных предметов.  
    Таким образом, при соответствующей организации учебного и воспитательного процесса, определили национальных приоритетов возможно воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека. Мы живем в жесткое время, полное драматизма, но граждан страны не покидает надежда на возрождение России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Опытно экспериментальное исследование по развитию  уровня патриотизма у младших школьников 
 

2.1 Организация и методы исследования уровня    патриотизма у младших школьников 

В настоящее  время особо остро встаёт проблема формирования чувства патриотизма как одного из компонентов гармоничного и всестороннего развития личности, обуславливающего её бесконфликтное взаимодействие в условиях функционирования многонационального общества.

Особая роль в этом принадлежит школе, как одному из важнейших институтов социализации личности, приобщающих подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям.

При организации  экспериментального исследования, направленного  на выявление уровня сформированности патриотизма у детей младшего школьного возраста, мы руководствовались теоретическими положениями, изложенными в первой главе.

Цель исследования: выявление уровня развития патриотизма  в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: педагогические условия формирования чувства патриотизма младших школьников.

Для достижения цели были намечены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы формирования чувства патриотизма.

2. Выявить педагогические особенности и факторы, обуславливающие формирование чувства патриотизма в младшем школьном возрасте.

3. Разработать критерии, определяющие уровень сформированности чувства патриотизма у обучающихся.

4. Исследовать уровень сформированности чувства патриотизма у младших школьников.

5.  Разработать и рекомендации для учителей начальных классов. 

Осуществлялась  комплексная диагностика сформированности начального уровня чувства патриотизма  младших школьников, разработка критериев, определяющих уровень развития их патриотизма.

 Формирующий  этап исследования заключался  в организации системной работы с учащимися младшего школьного возраста, направленной на оптимизацию формирования их чувства патриотизма в условиях общеобразовательной школы.

Для определения  уровня сформированности чувства патриотизма  использовались разработанные нами критерии, в основу которых были положены основные ее компоненты. Содержание анкетных вопросов строилось с опорой на *\ данные критерии.

Аналитический этап исследования включал в себя интерпретацию полученных результатов, их обобщение, формулировку выводов  и заключения, разработку методических рекомендаций по оптимизации формирования чувства патриотизма младших школьников.

В опытно-экспериментальной  работе использовались следующие виды анализа:

- уровневый анализ, позволивший изучить особенности  сформированности' чувства патриотизма

- сравнительный  анализ, позволивший выделить особенности  развития чувства патриотизма  младшего школьника, определить  общее и особенное в его  функционировании.

Базой исследования были выбрана МОУ СОШ с.Кусак. Испытуемыми явились дети младшего школьного возраста, учащиеся четвертого класса.

В опытно-экспериментальной работе всего приняло участие 15

Экспериментальной группой были выбраны учащиеся 4 – го класса  МОУ  СОШ с.Кусак  в количестве 15 человек.

Выбор испытуемых был обусловлен тем, что период младшего школьного возраста является наиболее сенситивным для формирования основных компонентов патриотизма, толерантного отношения к представителям разных этнических групп, приобщения детей к системе общечеловеческих ценностей. При этом ведущая роль в формировании чувства патриотизма принадлежит школе как важнейшему социальному институту наряду с семьей.

В диагностике  чувства патриотизма были использованы следующие методы и методики:

- анкетирование,  которое проводилось как с  детьми

Разработанная нами анкета  для учащихся младших классов имела цель выявить отношение детей к представителям своей национальности (своего этноса).

1. Представителем  какой национальности ты являешься?

2. Отождествляешь  ли ты себя со своей национальностью? (да, не совсем, нет).

3. Как ты относишься  к своей национальности? (положительно, нейтрально, отрицательно).

4. Знаешь ли  ты свой родной язык? (хорошо  знаю, умею читать, писать; умею изъясняться,  но не могу читать и писать; не знаю).

5. Интересуешься  ли ты историей своего родного языка? (да, нет, иногда).

6. Знаешь ли  ты свою историческую родину (место  проживания этноса)? (да, нет, затрудняюсь  с ответом).

7. Какие обычаи  и традиции своей национальности  ты знаешь? (перечислить)

8. Знаешь ли  ты поговорки, пословицы, сказки своего народа?

9. Какие национальные  праздники ты знаешь? (перечислить).

10. Знаешь ли  ты национальные игры и забавы  своего народа?

11. Какие черты  характера в большей степени  проявляются у представителей  твоей национальности?

12. Считаешь ли  ты свою национальность лучше других? (да, нет, не знаю)

13. Гордишься  ли ты своей национальностью? (да, нет, не знаю)

14. Обсуждаешь  ли ты с родителями проблемы  своей национальности? (да, нет, иногда)

Информация о работе Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных формах работы