Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных формах работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 07:45, курсовая работа

Описание

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития патриотизма
Понятие патриотизма и гражданственности……………………8
Сущность, функции и система гражданского воспитания………………………………………………………….15
Воспитание гражданина в современной школе………………………...20
Глава II. Опытно экспериментальное исследование по развитию уровня патриотизма у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования уровня патриотизма у младших школьников……………………24
2.2. Анализ результатов диагностики………………………………………….29
2.3.Рекомендации учителю…………………………………………..................31
Заключение……………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Воспитанию.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

" Алтайская  государственная педагогическая  академия"

(Алт  ГПА)

Институт  психологии и педагогики

Кафедра психологии и педагогики начального образования

Воспитание  патриотизма и гражданственности  во внеклассных формах работы

Курсовая  работа

Выполнила студентка

     3 курса ОЗО, группы Б-1

Маглели Е.И

_______________

подпись

Научный руководитель:

кандидат  пед.наук, доцент

Богуцкая Т.В

_______________

подпись

"____" ___________2011г  

 отметка_____________ 
 
 
 
 
 

Барнаул 2011 

                                         

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы развития патриотизма

    1. Понятие патриотизма и гражданственности……………………8
    2. Сущность, функции и система гражданского воспитания………………………………………………………….15
    3. Воспитание гражданина в современной школе………………………...20

Глава II. Опытно экспериментальное исследование по развитию  уровня патриотизма у младших школьников

2.1. Организация и методы исследования уровня    патриотизма у младших школьников………………………………………………….…24

2.2. Анализ результатов  диагностики………………………………………….29

2.3.Рекомендации  учителю…………………………………………..................31

Заключение……………………………………………………………….36

Список литературы……………………………………………………………..38

 
 
 
 

                                      
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Воспитатели учителя должны 

знать, кого им  нужно воспитывать или выучить,

 знать не только тот педагогический материал,

 который  сидит или бегает под их руководством,

 но  и тот умственный и нравственный  идеал,

 к  которому они обязаны приближать 

эти вверенные  им маленькие живые будущности.

В.О.Ключевский

                                                                                                                                         .

        Российская земля - край щедрой  природы, незыблемых традиций  и богатой событиями истории.  Все дальше в глубь истории  уходят героические и трагические  события Великой Отечественной  войны, но живут в нашей памяти  имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

         Отечество требует от своих  сынов и дочерей, чтобы каждый  из них почувствовал великую  ответственность за судьбу государства  и ясно понял, что благополучие  нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.

       К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. [2,с. 112]

      Воспитание - работа творческая. Она  не знает универсальных средств  на все случаи жизни, требует  постоянного поиска, умения поспевать  за жизнью. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом.

     Героическая  история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Актуальность темы. Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, -  что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм». [15, с.173]

 В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.).

В условиях школы  патриотизм традиционно формируется  в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данного исследования: «Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных формах работы». [26, с. 101]

     Гипотеза исследования, основывается на том, что в современной России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И, поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы работы.

     Объект  исследования: система воспитания гражданственности и патриотизма школьников.

     Предмет  исследования: воспитательный процесс,  формирующий гражданственность  и патриотизм через различные  формы во внеклассной и внеурочной  работе.

     Цель исследования: изучить условия патриотического и гражданского воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса.

         Задачи исследования:

        1)изучить и проанализировать  теоретические основы патриотического  и гражданского воспитания в  России;

        2)определить специфику работы  по патриотическому и гражданскому воспитанию с младшими школьниками;

        3)разработка во внеклассной и  внеурочной работе различных  форм патриотического и гражданского  воспитания;

       4)выработка рекомендаций по совершенствованию  системы патриотического и гражданского воспитания в школе.

      Методы исследования:

  1. Беседа.

        2.Изучение и анализ передового  педагогического  опыта.

        3.  Наблюдение

        4.Анализ творческой деятельности  детей

         
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы развития патриотизма 

1.1 Понятие «патриотизма  и гражданственности».

        Впервые слово «патриот» появилось  в период Французской революции  1789- 1793гг. Патриотами тогда себя  называли себя борцы за народное  дело, защитники республики в  противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

        В толковом словаре В. И.  Даля значение этого слова  трактуется так: «Патриот - любитель  отечества, ревнитель о благе  его, отчизнолюб».

       «Патриот – говорится  в  другом словаре, - человек,    любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».

         Более четко определено моральное  содержание этого понятия в  философском словаре. «Патриотизм  (греч. Patris - отечество),- говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

      Что же такое «патриотизм»  и какого человека можно назвать  патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне. [30, с. 304]

        Дадим понятиям «патриотизм»  и «патриот» более четкие определения:

            1. Главный из них - наличие среди  основных здоровых эмоций каждого  человека почитания места своего  рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов.

2. Уважение к  своим предкам, любовь и проявление  терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству".

               3. Делать конкретные каждодневные  дела для улучшения состояния  своей родины, ее приукрашения  и обустройства, помощи и взаимовыручки  своих земляков и соотечественников  (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом). [3, с.  74]

Информация о работе Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных формах работы