Воспитание культуры умственного труда в процессе работы с книгой у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:21, реферат

Описание

Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 59.74 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Данный  реферат посвящен исследованию проблемы воспитания культуры умственного труда в процессе работы с книгой у младших школьников.  Выбор темы не случаен, и в данное время приобретает особую актуальность, так как сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. В России развиваются процессы "кризиса чтения", что говорит о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Культура  умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения и навыки.

Большой интерес к изучению проблемы умственного  труда и интеллектуальной деятельности обучающихся проявляет педагогическая наука и практика. Педагоги выделяют, прежде всего, культуру учебного (умственного) труда (О.А. Абдуллина, СМ. Азизова, М.А. Данилов,                    М.И. Донцова, Н.П. Ерастов, И.В. Игнатова, Н.С. Козлов, И.В. Кондакова, В.Д. Кукушкин и И.Ф. Неволин, Н.Д. Никандров, А. Попова, В.О. Пунский, Г.А. Русакова, Т.Н. Сапожникова, Л.И. Троицкая), технику организации учебной деятельности (В. Граф, И.И. Ильясов, В.П. Кузовлев, А.П. Огаркова,            О.П. Осипова), технику чтения и работы с книгой (Л.П. Доблаев, Г.Г. Гецов, Г.Г. Граник, О.А. Кузнецов, СИ. Поварнин, М.Д. Смородинская,                Г.Ф. Тарасова, И.В. Усачева, О.С Чубарьян).

Интеллектуальный  компонент занимает центральное  место в понятии «культура  умственного труда», являясь «фундаментом», на основе которого строится процесс  обучения, состоящий из умений младших  школьников.

Уровень сформированности умений, входящих в  интеллектуальный компонент культуры умственного труда, а именно: степень  овладения мыслительными операциями, определяет уровень успеваемости школьников.

Книга - величайшее изобретение человека. Работа с ней - важный метод обучения. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию.

Отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика основных составляющих культуры умственного труда

Культура  умственного труда - это синтез качеств  личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение  к учебной деятельности, уровень  её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность  ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил  и времени выполнять любую  умственную работу.

  Таким образом, в понятие «культура умственного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента: личностный, интеллектуальный; организационно-технический, гигиенический.

  Культура  умственного труда представляет  собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической  культур личности, опосредуемых  личностным отношением субъекта  к данной деятельности.

  Воспитание  культуры умственного труда представляет  собой сложную многоуровневую  модель, включающую в себя учебно-организационные,  учебно-информационные и учебно-коммуникативные  умения и навыки.

  Культура  умственного труда школьников  предполагает воспитание каждого  учащегося в индивидуальном режиме.

  Личностное  отношение (отношение учащегося  к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный мир личности) выступает главным компонентом,  оказывающим воздействие на все  остальные компоненты, составляющие  культуру умственного труда.

  При  воспитании культуры умственного  труда особое место отводится  формирования положительного отношения  ученика к учению.

  С  целью формирования у школьников  положительных мотивов к процессу  обучения с 1-ого класса начинается  формирование четырёх взаимосвязанных  стимулов:

«а) осознание  учения как общественного и личностного  дома;

б) убеждение  в возможности и необходимости  развития своих умственных способностей;

в) стремление облегчить учебный труд и сделать  его более производительным;

г) проявление интереса к процессуальной стороне учебно-познавательной деятельности»1. Наивысшего уровня мотивации достигает тогда, когда возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных способностей.

  Для  развития мотивации используется  особая группа приёмов:

 - «пробуждение положительного отношения к учёбе;

- раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала;

- организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся».

  Центральное  место в понятии «культура  умственного труда» занимает  интеллектуальный компонент. Интеллектуальные  умения и навыки при работе  с книгой обслуживают операционную  сторону процесса познания, обеспечивая  качественное овладение содержательной  стороны исследуемого материала.  Интеллектуальный компонент является  решающим при работе школьника  с другими источниками учебной  информации: устным словом, наблюдением,  познавательными задачами, в процессе  выполнения домашних заданий.

  Элементы  личностного и интеллектуального  компонентов выстукают своеобразным  «фундаментом», на основе которого  строится весь процесс обучения. Организационно-технический и гигиенический  компоненты обеспечивают наиболее  экономичное и интенсивное овладение  учебным материалом.

  Отметим,  что в предисловии «Рекомендаций  о развитии общих учебных умений  и навыков школьников»2 отдельно упоминается раздел: организация учебного труда.

  Правильная  организация учебной работы включает  в себя ряд взаимосвязанных  моментов, касающихся внешних и  внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся:  

- правильный режим работы;

- оборудование места для занятий;

- определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю.

  Без  соблюдения этих условий не  могут быть достигнуты сколько-нибудь  серьёзные успехи в учебной  деятельности.

Кроме того, к внутренним условиям можно отнести  умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем  темпе, привычку садиться за уроки вопреки  желанию погулять или поиграть и  т.д.

  Воспитание  привычке к систематической работе  начинается с установления твёрдого  режима занятий, без которого  не могут быть достигнуты серьёзные  успехи в учебе. Вот почему  садится за уроки надо всегда  вы одно и тоже время.

  Одно  из важных правил приготовления  уроков заключается в том, что  бы начинать работу незамедлительно,  т.к. чем дольше человек оттягивает  начало работы, тем больше усилие  потребуется ему для того, чтобы   заставить себя приступить к  ней, тем более длительным будет  период «втягивания» или «вхождения».

По словам психологов, когда человек выполняет  работу, которая не представляет для  него интереса, в его внутреннем состоянии последовательно сменяют  друг друга два этапа. Вначале  человек работает с трудом, неохотно, принуждая себя. Всё строится на сознательном волевом усилии. Человек работает недостаточно эффективно, хотя затрагивает много сил. Но по мере того, как он втягивается в работу, процесс её выполнения постепенно начинает требовать меньшего самопринуждения, меньших волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или к результату, дело идёт быстрее и эффективнее. Как говорят психологи, этап произвольности сменяется этапом постпроизвольности.  

Таким образом, человек, оттягивающий начало  работы, значительно удлиняет её первый тяжёлый  этап, построенный на принуждении  себя. Чем длиннее этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее  будет у него  искушение затянуть начало работы в следующий раз.

Поэтому, обучая детей тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким моментом, как  выработка привычки приступать к  делу без раскачки.

Кроме того, школьник должен иметь постоянное место  для занятий, лучше всего отдельный  столик и полку для книг. Причём в это время никто не должен мешать ему. Подобно тому, как у  человека вырабатывается привычка к  определенному времени работы, точно  так же появляется она и к рабочему месту, что располагает его к  работе, сокращает период втягивания в неё.

Таким образом, организационно-технический и гигиенический аспекты являются важными составляющими культуры умственного труда, наряду с личностным и интеллектуальным компонентами. Конкретное содержание структуры взаимодействия компонентов определяется целями и задачами той или иной учебной работы.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание  культуры умственного труда в  процессе работы с книгой у младших  школьников

Интеллектуальный  компонент является центральным  в понятии «культура умственного труда».

Интеллектуальные  умения на эмпирическом уровне вырабатываются лишь благодаря многочисленным упражнениям, но без разъяснения учителями  и, значит, без осознания школьниками  используемых методов учения и познания, вследствие чего процесс происходит в основном стихийно, интуитивно.

Педагогическая  целесообразность эмпирического пути умственного развития учащихся обусловлена  двумя факторами: возрастной ограниченностью  познавательных способностей и сложностью мыслительных операций. Отметим, что интеллектуальные умения основываются на специальных мыслительных операциях.

Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций. Важнейшими среди  них являются анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация и др.

Исходным  приёмом логического мышления является анализ. На эмпирическом уровне умение анализировать начинает формироваться  ещё в дошкольный период. Однако в процессе школьного обучения термин «анализ» не только не разъясняется, но и почти не употребляется. Даже в  тех случаях, когда, казалось бы, без  этого термина невозможно обойтись, вместо него обычно применяется термин «разбор» (разбор слова, предложения) Между  тем доказано, что переход к  теоретическому уровню формирования данного  умения может быть осуществлён уже  в 4-5 классах. Для начала даётся краткое  определение: анализ - мысленное расчленение  целого на части. В ходе дальнейшего  обучения умение анализировать всё  более совершенствуется: от предметно-наглядного анализа учащиеся переходят к  словесно-логическому; увеличивает количество вычленяющих элементов; осуществляется многоступенчатый анализ и целого, и его частей; параллельно анализируется различные, но сопоставимые явления.

  С  анализом неразрывно связан синтез, который представляет собой противоположную  мыслительную операцию.

Синтезирование  – наиболее трудная для учащихся операция, ведь именно мыслительное соединение элементов требует раскрытия  тех внутренних связей, которые делают элементы составными частями целостного объекта.

«Всё  познается в сравнении» – в  этом общеизвестном афоризме точно  отражена одна из основных закономерностей  процесса познания. Именно поэтому  термин «сравнение» школьники в  своих учебниках начинают встречать  уже во втором классе. В момент его  введения на объяснять учащимся, что сравнением называется раскрытие в изучаемых явлениях общего и различного. В последующих классах используется многие виды сравнения: полное (одновременно раскрываются общие и отличительные признаки) или неполное; комплексное (объекты сравниваются по нескольким линиям или однолинейное; сопоставление сходных или противопоставление противоположных явлений.

  Усвоение  логического приёма, обобщение возможно  лишь в том случае, если школьники  уже овладели такими операциями, как анализ, синтез, сравнение. Обобщение  даёт возможность поднять знания  на более высокий уровень, так  как подводит к усвоению научных  понятий, законов, мировоззренческих  идей. В ходе преподавания различных  учебных предметов проводятся  занятия, специально предназначенные  для осуществления этой мыслительной  операции  и поэтому имеющие  особенно большую образовательную  ценность - обобщающие уроки.

Информация о работе Воспитание культуры умственного труда в процессе работы с книгой у младших школьников