Физкультура для работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:28, контрольная работа

Описание

Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов, будущих бакалавров, магистров и др. специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности трудящихся в современном производстве. Мы живем в эпоху научно-технического прогресса и высоких технологий.

Содержание

Введение 3
1. Особенности умственного труда 5
2. Социально-экономическое значение оздоровительных систем физической культуры 7
3. Средства реализации профессионально-прикладной физической подготовки 8
4. Прикладные, виды спорта, их элементы и упражнения на службе физкультуры 10
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Физ-ра для работков умст-ого труда.docx

— 38.36 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 3

1. Особенности умственного труда 5

2. Социально-экономическое значение оздоровительных систем физической культуры 7

3. Средства реализации профессионально-прикладной физической подготовки 8

4. Прикладные, виды спорта, их элементы и упражнения на службе физкультуры 10

Заключение 16

Список используемой литературы 17

 

 

 

Введение

 

Общественное  значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов, будущих  бакалавров, магистров и др. специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано  с нарастающей тенденцией социально  опасного снижения двигательной активности трудящихся в современном производстве. Мы живем в эпоху научно-технического прогресса и высоких технологий.

Вследствие  механизации и автоматизации  трудовых процессов в промышленности и в народном хозяйстве существенно  уменьшается доля физического труда, связанного с активной двигательной деятельностью, насущно необходимой  для нормального функционирования нашего организма.

Развитие  цивилизации способствует лавинообразному  увеличению доли умственного труда, сопряженного с ограниченной подвижностью.

В процессе умственного труда наиболее типичным является рабочее положение, сидя за столом. В таком, многократно согнутом в различных суставах ног, рук, туловища и шеи, положении, с несколько  наклоненными вперед головой и туловищем, кровь распределяется по органам  и тканям очень неравномерно, могут  проявляться неблагоприятные застойные  явления в мозге, брюшной полости, полости таза, в ногах.

Многие  мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические  напряжения, особенно мышцы шеи и  поясницы. В результате такого длительного, специфически наклоненного положения  тела у работников умственного труда, не занимающихся физкультурой и спортом, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость  легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы  скелета, понижается обмен веществ.

Таким образом, научно-технический прогресс, наряду с улучшением условий жизни и работы в современно обществе, создает предпосылки для малоподвижного образа жизни. Ограничение функции движения вызывает особое состояние – гипокинезический синдром или болезнь. Гиподинамия (или гипокинезия) как ржавчина разъедает профессиональную работоспособность, ухудшает здоровье, сокращает продолжительность жизни. Недостаток движений – это начало болезней, ведущее место среди которых занимает сердечно-сосудистая патология: гипертония, атеросклероз, ишемия, инфаркты и др.

 

1. Особенности умственного труда

 

Умственный  труд внешне выражается в различных  видах деятельности. По организации  рабочего процесса распределении нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения в нем условно выделяются следующие  разновидности:

Характер  труда инженеров, экономистов, бухгалтеров, работников канцелярий отличается преимущественно напряжением мыслительных процессов, осуществляемых по разработанным планам.

Управленческий; труд руководителей учреждений, предприятий, фирм, преподавателей связан с неравномерностью нагрузок, необходимостью принимать  нестандартные решения, возникновением и разрешением конфликтных ситуаций.

Труд  научных работников, конструкторов, художников, композиторов, писателей, артистов характеризуется созданием  новых продуктов творческой деятельности, нерегламентированностыо, периодически нарастающими нервно-эмоциональным  напряжением.

Труд  операторов связан с управлением  машинами, оборудованием, технологическими процессами и отличается особой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным  напряжением.

Особенностями труда медицинских работников является то, что он связан с большой ответственностью, часто с дефицитом информации, необходимой для принятия правильного  решения, сложностью взаимоотношений  с больными, что обуславливает  его высокое нервно-эмоциональное  напряжение.

Труд, связанный  с освоением новых знаний, требующий  от обучающихся напряжения памяти, внимания, мыслительных процессов, необходимых  для восприятия и воспроизведении  новой информации.

Интеллектуальная  деятельность с позиций физиологии отличается большим мозговым напряжением, обусловленным концентрацией внимания на ограниченном круге явлений или объектов. В силу этого возбудительный процесс в центральной нервной системе (ЦНС) сосредоточен в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление. Поэтому отличительными чертами умственного труда принято считать высокое напряжение ЦНС и органов чувств при ограниченной двигательной активности.

Работающий  мозг потребляет значительно больше кислорода, чем другие ткани тела. Составляя 2-3% общей массы тела мозговая ткань в состоянии покоя поглощает  до 20% кислорода, потребляемого всем организмом. Наблюдения над человеком, прорабатывающим трудную книгу  показали, что при чтении первых 8 страниц выделение углекислого  газа повысилось у него на 12% по сравнению  с покоем, после 16 страниц – на 20%,а после 32-на 35%.

Обмен веществ  и энергии мозга в состоянии  покоя составляет в среднем 35 калорий  в минуту или всего 3% от общего обмена в организме. Возрастание интенсивности  умственной работы сопровождается усилением  расхода энергии.

Влияние умственного труда на организм слагается  из непосредственного воздействия  в конце рабочего дня /острое влияние/ и на накапливающегося годами (хроническое  влияние).

Острое  влияние выражается в следующем:

  • связанное с малой двигательной активностью уменьшение импульсации от мышц в ЦНС снижает ее тонус и ведет к развитию тормозных процессов в коре головного мозга;
  • значительно снижается тонус мышц всего тела;
  • ослабляется функция внутренних органов, становятся вялыми обменные процессы.

Эти неблагоприятные  явления вызваны, главным образом, снижением двигательной активности и могут быть устранены после  окончания работы.

2. Социально-экономическое значение оздоровительных систем физической культуры

 

Специальные задачи физкультуры – развитие физических способностей, отвечающих требованиям избранной профессиональной деятельности; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, которые необходимы в избранной профессии; повышение резистентности организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности; воспитание средствами физической подготовки необходимых морально-волевых качеств, требующихся в избранной профессии.

С позиции  социально-экономической значимости внедрение физкульты в практику физического воспитания студентов вузов, рабочих промышленных предприятий создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда. Физкультура эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению производственного травматизма. Труд систематически занимающихся профессионально-прикладной физической подготовкой – более квалифицирован, производителен, надежен, экономичен. Эти специалисты сравнительно меньше утомляются во время работы и гораздо успешнее справляются с ней.

 

3. Средства реализации профессионально-прикладной физической подготовки

 

Средствами  ППФП являются традиционные средства физического воспитания, подобранные  и организованные в полном соответствии с ее конкретными задачами. В зависимости  от направленности и форм использования  средства ППФП можно разделить на следующие группы:

1.Прикладные  физические упражнения

2.Прикладные  виды спорта.

3.Оздоровительное  влияние природной среды 

4. Гигиенические  факторы.

Основным  средством ППФП являются физические упражнения. Они заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений актуальных для этой цели видов спорта, общей  физической подготовки, лечебной физкультуры  и используемой трудовой деятельности.

Физические  упражнения, применяемые в ППФП, классифицируются по группам. В зависимости  от преимущественной направленности упражнений, их влияния на функционирование и  надежность отдельных органов и  систем, выделяют упражнения, развивающие  и совершенствующие сердечно-сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т.д. Они чаще всего берутся из арсенала лечебной и оздоровительной физкультуры.

Физические  упражнения ППФП разделяют на упражнения для развития нужных психофизических  качеств: силы, быстроты движений, общей  и статической выносливости, гибкости, ловкости, внимания, эмоциональной устойчивости и т.д. Такие упражнения широко используются в общей физической и спортивной подготовке студентов. Выделяют упражнения для формирования навыков прикладного характера в лазании, работе на высоте, переноске рабочих грузов, рациональной ходьбы и др. Они преимущественно заимствуются из основных и специальных упражнений подходящих видов спорта (альпинизм, скалолазание, гимнастика, тяжелая атлетика, туризм, легкая атлетика).

Наряду  с физическими упражнениями для решения задач ППФП активно используются природные факторы – солнце, воздух и вода. Правильное их применение усиливает эффект использования физических упражнений и вместе с тем может служить относительно самостоятельным средством ППФП. Например, пребывание в высокогорных условиях в течение 30-40 дней повышает физическую и умственную работоспособность, общую резистентность организма, способствует улучшению переносимости различных экстремальных факторов окружающей среды.

К гигиеническим  факторам, способствующим рациональному решению задач профессионально-прикладной физической подготовки, относятся: санитарно-гигиеническая обстановка мест учебных или трудовых занятий и оборудования (чистота используемого помещения, воздуха, температура, влажность, освещение); режим дня, сна; режим и рацион питания; отказ от вредных привычек; гигиена кожи; вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности организма (массаж, душ, парная баня, портативная тепловая камера).

В качестве адекватных средств ППФП могут быть использованы также отдельные актуальные элементы профессиональной деятельности, например, лазание и взбегание  по крутой лестнице, вождение автомобиля, пилотирование самолета или планера  и т.п.

 

4. Прикладные, виды спорта, их элементы и упражнения на службе физкультуры

 

Гимнастика. Занятия по гимнастике используются главным образом для развития таких качеств как координация  движений, ловкость рук, статическая  выносливость мышц брюшного пресса, спины, туловища, концентрированное внимание, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность.

Ловкость  и координация рук развиваются  с помощью вольных упражнений, упражнений с предметами, средними и малыми мячами.

Гимнастика  позволяет целенаправленно воздействовать на определенные мышечные группы нуждающиеся  в нагрузке.

Оздоровительная гимнастика позволяет людям, ведущим  малоподвижный образ жизни укрепить мышцы спины, создать надежный мышечный корсет, который необходим для  профилактики возрастных заболеваний в различных отделах позвоночника, других суставах. Общеразвивающие упражнения, проводимые в увеличенном объеме, могут быть самостоятельными средствами повышения двигательной активности. Для занятий используются различные формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика, физкультпаузы, индивидуальное выполнение целенаправленных комплексов.

Атлетическая  гимнастика – это те же гимнастические упражнения, выполняемые с отягощениями. Целесообразное дозирование веса отягощений позволяет регулировать нагрузку при сохранении разумного предела повторений упражнений. Рекомендуется работа с отягощениями не более 50% от максимального веса, а подъем тяжестей осуществлять в фазе вдоха, что автоматически исключает задержку дыхания и нивелирует отрицательное действие натуживания. Во время натуживания в результате снижения притока крови к сердцу и сердечного выброса резко падает систолическое и повышается диастолическое давление. Сразу же после окончания упражнения, вследствие активного кровенаполнения желудочков сердца, систолическое давление поднимается до 180 мм.рт.ст. и более, а диастолическое резко падает. Поэтому атлетические упражнения необходимо сочетать с упражнениями, способствующими повышению аэробных возможностей и общей выносливости (бегом, играми и др.).

Ритмическая гимнастика (аэробика) характеризуется  тем, что темп движений и интенсивность  выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на организм: беговые и прыжковые упражнения влияют преимущественно на ССС, наклоны и приседания – на двигательный аппарат, методы релаксации и самовнушения – на ЦНС. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые – выносливость, танцевальные – пластичность и т.д. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. Упражнения партерного характера в положении сидя, лежа/ оказывают наиболее стабильное влияние на систему кровообращения и носят выраженный аэробный характер при ЧСС 130-140 уд/мин. Упражнения, выполняемые стоя, локальные упражнения для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130-140 уд/мин., танцевальные движения до 150-170 уд/мин., а глобальные /наклоны, глубокие приседания/ – до 160-180 уд/мин. Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают беговые и прыжковые упражнения, которых при оп­ределенном темпе ЧСС может достигать 180-200 уд/мин., а их выполнение носит аэробный характер.

Информация о работе Физкультура для работников умственного труда