Воспитание культуры умственного труда в процессе работы с книгой у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:21, реферат

Описание

Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 59.74 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2 Практические рекомендации по работе ученика с учебником.

Нередко бывает, что ученик не выучивает домашние уроки, отстаёт  только потому, что не умеет работать над учебником. Предоставленный  самому себе, он механически читает книгу, плохо понимает. Такое чтение не может ему привить навыки и  любовь к чтению. Оно в нём вызывает скуку. Постепенно у него образуется отвращение к книге, к чтению. Он забрасывает учебник, не выполняет  домашних заданий. Из-за этого ему  трудно усваивать и то, что преподается  в классе. Так он попадает в число  неуспевающих. А ведь если бы своевременно ребёнку помочь и научить его, как самостоятельно работать, как читать книгу, как выполнять и другие задания, то этого отставания, может быть, и не получилось бы.

Нужно с самого начала не допускать, чтобы ученики привыкали  читать механически, без ясного понимания  прочитанного. Для этого используются разные методы обучения сознательному  чтению.

При чтении в классе надо останавливаться на каждом труднопонимаемом слове и вопросами убеждаться, что ученики правильно его  восприняли: «Что это значит?», «Как это надо понимать?», «Нельзя ли сказать  по-другому?». Вопросы задаются тогда, когда ученик прочитал до точки.

Если нужно, то учитель  дополняет прочитанную статью не многими, но яркими и доходчивыми  словами. Он может вопросами углубить понимание содержания, обобщить его  и выделить в процессе чтения использовать рисунки.

Учитель должен следить за тем, чтобы в задаваемых текстах  не было незнакомых ученикам слов. Если такие слова встречаются, то необходимо их предварительно объяснить и закрепить  в памяти детей правильное понимание, произношение и правописание их. Постоянно  следует приучать ребёнка к осмысленному чтению, развивать в нём способность  усваивать не одни слова, но и мысли, а также ассоциировать вновь приобретаемые знания с ранее полученными представлениями.

Для чего же нужен учебник? Проф. Буданов так говорит об этом: «Без учебника преподавание теряет точность и определённость. Учебник обеспечивает определённый минимум знаний, на котором  преподаватель может настаивать». Работа по учебнику проводится как  на уроке, так и дома. Учебник служит для закрепления и повторения объяснений учителя, для самостоятельного усвоения нового материала. Работа по учебнику на уроке более необходима в начальной школе, чем в средней.

Применение учебника также  имеет целью приучить детей к  самостоятельной работе над книгой вообще. Необходимость учебника вызывается следующими обстоятельствами: во-первых, для массового ученика недостаточно однократного слушания объяснения учебного материала для того, чтобы он его  хорошо усвоил. Необходимо несколько  раз воспринять одно и то же знание для того, чтобы его понять во всех деталях и прочно закрепить  в памяти. Учитель не имеет времени  одно и то же объяснять по нескольку  раз. Зато ученики могут, прослушав  учителя, потом прочитать материал в учебнике любое число раз.

Во-вторых, пусть ученики  хорошо усвоили материал со слов учителя. Всё-таки они со временем многое, если не всё, забудут. Необходимо время от времени освежать в памяти приобретённые  знания. Это можно делать по учебнику.

Учебник вообще предназначается  для учеников. Но он необходим и  для учителя. Хотя учитель должен знать больше, чем содержится в  учебнике, но всё-таки в его подготовке к уроку учебник играет большую  роль. Учебник систематизирует материал и самое главное. Он может спросить: «О чём говорится в статье?», «Что мы узнали нового?».

Учителю необходимо приучить детей использовать книжные иллюстрации. Наблюдаются такие случаи, что  тексты учебника прорабатываются учениками  дома и в классе, а на иллюстрации  в книге не обращается внимания; учитель полагает, что ученики сами увидят их. Полагаться на это нельзя. При классном чтении учитель должен методически проработать иллюстрации: во-первых, связать их с соответственными местами текста, во-вторых, убедиться, как ученики воспринимают рисунок, спросить, что он изображает; если нужно, пояснить надпись и т. д

В работу с учебником входит не только чтение текстов, но и выполнение указанных в нём задач и  упражнений. Обыкновенно отдельные  темы в учебнике заканчиваются вопросами. Эти вопросы для учителя имеют  примерное значение. Он может их дополнять, изменять, если найдёт это  полезным. Но нужно добиваться того, чтобы ученики дали на них правильные ответы и выполнили указанные  упражнения. Это систематизирует  и закрепляет приобретённые ими  знания.

Самостоятельное чтение учениками  дома статей из учебника на темы, содержание которых учитель объяснил в классе. Потом ученик должен рас сказать  своими словами содержание прочитанной  статьи.

Это ставит перед учителем задачу не только научить учеников осмысленно и продуктивно читать, но и правильно готовиться к пересказу  прочитанного. Нужно научить учеников готовиться по учебнику последовательно, сжато пересказывать самое важное из прочитанного текста. Большую помощь в этом деле может оказать составление плана. Сначала учитель составляет и записывает на классной доске, а ученики в свои тетради план содержания заданной статьи. При работе над следующей статьёй весь класс под руководством учителя составит план пересказа её. Дома ученики читают её и готовятся к пересказу по этому плану.

Так, постепенно, они научатся самостоятельно составлять план и по нему готовиться и пересказывать  материал. Тогда чтение приобретёт целенаправленность и будет более  эффективно. Вместе с тем это является одним из важных способов развития логического мышления и поднятия культуры речи учеников. Необходимо довести  до сознания учеников, что для глубокого  понимания и пересказа текста необходимо его прочитать несколько раз. При повторном чтении ученики должны вдумываться в со  держание статьи, сосредоточивать внимание на трудных местах и стараться хорошо понять и запомнить наиболее важное.

Для подготовки к пересказу  статьи ученикам надо уметь бегло  читать и скоро находить ответы на вопросы плана.  Следует практиковать в классе, а затем и в порядке  домашнего задания, ещё следующие виды работы над учебником.  На первых порах необходимо чтение в классе учениками вслух под руководством учителя.

Чтение про себя для  подготовки к чтению вслух. Тихое  чтение проводится обычно в классе. Это проводится с разными  целями: чтобы дать возможность ознакомиться с содержанием   текста, чтобы  найти в нём нужное место, чтобы  выполнить какое-нибудь другое задание, требующее прочтения статьи. Иногда проводится тихое чтение для подготовки учеников к выразительному   громкому чтению.

Самостоятельное чтение про  себя статей в учебнике с постановкой  вопросов по прочитанному материалу. Это  может иметь  разные цели: для  выделения главных мыслей, для  углубления  материала, для составления  плана статьи и т. д.  Чтение про  себя и выписывание из учебника важных мест и новых слов.  Запись своими словами выводов из прочитанной  статьи. Сначала класс под руководством учителя поупражняется делать выводы из статьи. Учитель их запишет на классной доске, а ученики перепишут  себе в тетради. Постепенно ученики  научатся  самостоятельно формулировать  выводы из прочитанного.

Методическое обучение учеников, как работать над учебником, имеет  важное значение. Оно научит их успешнее овладевать знаниями, изложенными в учебнике. Это разовьёт в детях любовь к книге и интерес к науке.

 

1 Бабаинский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения // Выбор методов обучения в средней школе. – М, 1981, с.118.

2 Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников./ Авт. сост. И.А. Лошкарёва – М.,1984, с.18.

3  Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987, -с.7.

4  Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М. Просвещение, 1987, - с.11.

5 Ермалаева Б.А. Учись учиться. – М.: Молодая гвардия, 1988,- с.17.

6 Ермалаева Б.А. Учись учиться. – М.: Молодая гвардия, 1988,- с.17.

7 Ермолова Б.А. Учись учиться. – М.: Молодая гвардия, 1988, -с.48.

8 Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. – М: Педагогика, 1988, - с.119

9 Кулько В.А., Цехмистрова Г.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М, 1983, с.67.


Информация о работе Воспитание культуры умственного труда в процессе работы с книгой у младших школьников