Воспитание как процесс целенаправленного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:43, контрольная работа

Описание

Современное социогуманитарное знание характеризуется качественным ускорением прогресса в сфере уточнения и выработки новой социологической парадигмы. Вызвано это целым комплексом причин. Кризис марксизма-ленинизма как идеологии социалистического общества, низвержение исторического материализма как общей социологической теории способствовали появление множества социологических школ и направлений. Однако смена доминирующей концепции характерна не только для социологической науки на территории бывшего СССР, но и для западной и американской социологической теории. Традиция, восходящая к Р.Мертону и рассматривающая социологию как трехуровневую систему, сегодня подвергается сомнению.

Работа состоит из  1 файл

контролная целая.docx

— 29.76 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Современное социогуманитарное знание характеризуется качественным ускорением прогресса в сфере уточнения и выработки новой социологической парадигмы. Вызвано это целым комплексом причин. Кризис марксизма-ленинизма как идеологии социалистического общества, низвержение исторического материализма как общей социологической теории способствовали появление множества социологических школ и направлений. Однако смена доминирующей концепции характерна не только для социологической науки на территории бывшего СССР, но и для западной и американской социологической теории. Традиция, восходящая к Р.Мертону и рассматривающая социологию как трехуровневую систему, сегодня подвергается сомнению. Так, например, если следовать схеме Мертона, то труд и семья, фундаментальные социологические категории, должны анализироваться специализированными социологическими отраслями с конкретно-прикладным статусом[1]. Резюмируя развитие социологии к концу ХХ века, можно сказать, используя терминологию Т.Куна, в социологической теории, как и двадцать лет назад, проходит "структурная научная революция", что подтверждается усилением дискуссий о предмете науки, коренным образом меняются представления о методах, методологии познания и природе изучаемой реальности.

Эволюция любой теории выражается в увеличении объема объекта, с одной стороны, и в углублении определения предмета, с другой, что сопровождается уточнением и  преобразованием понятийного аппарата науки. В общей социологии можно  выделить два пути образования понятий.

Развитие первому дал  основоположник социологии Огюст Конт, который называл ее социальной физикой  и считал, что социология должна рассматривать законы статики и  динамики в обществе. С его легкой руки в социологии сейчас используются термины естественнонаучных дисциплин: "функция", "элемент", "диффузия", "структура" и др. Причем, необходимо заметить, что обновление понятийного  аппарата естественных наук влияет на изменение и развитие категорий  и гуманитарных. В частности, во многих работах по социологии как теоретического, так и эмпирического характера  сегодня можно встретить понятия "прямая и обратная связь", "черный ящик" из кибернетики, понятия "устойчивое развитие", " гомеостаз", "энтропия" из синергетики. То есть заимствование  понятий из других наук является первым способом формирования категорий социологии.

Однако наше внимание привлек  второй путь, связанный с тем, что  смена научных парадигм, сопровождается саморефлексией науки, что отражается в уточнении и дополнении старых базовых понятий.

Сегодня социологи выделяют довольно большое количество социальных групп, что иллюстрирует увеличение объема социологического понятия "социальная группа". Однако в социологии сегодня  общепризнанной дефиниции "социальная группа" не существует. На мой взгляд, наиболее удачными являются те определения, где исходным понятием служит слово "совокупность", так как именно в них указываются те признаки, которые отличают группу от других общественных явлений. Хотя и они  не лишены недостатков, так, например, предикат, "складывающееся в рамках исторически определенного общества", вызывает ряд вопросов. Под исторически  определенным обществом мы подразумеваем  первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. В этом случае высказывание "исторически  определенное общество" довольно расплывчато, неопределенно.

В многочисленной литературе, посвященной исследованию социальной группы, не исследуются законы ее жизнедеятельности, не рассматриваются механизмы образования  группы из отдельных людей, подобно  тому, как из отдельных атомов получаются молекулы, а из живых клеток ткани, из отдельных особей животного мира социобиологические сообщества.

При определении любого понятия  необходимо выделить те существенные признаки, связи, отношения которые  позволяют выделить, классифицировать и идентифицировать определенный объект реальности.

В результате взаимодействия людей, устанавливаются отношения, которые образуют совместную жизнь  людей. Причины, порождающие такое  взаимодействие, могут быть самыми разными: способность к труду, разделение труда, принадлежность к разному  полу, возрасту, географические условия  и др.

Именно при наличии  такого взаимодействия у отдельных  людей начинают складываться к одним  и тем же средствам и предметам  труда, продуктам труда в форме  новых средств труда и предметов  потребления отношения владения, пользования и распоряжения, а  вместе с ними и отношения распределения, присвоения и потребления. При наличии  этих отношений отдельные люди объединяются в определенную группу, именно в  них проявляется социальное движение, что находит свое отражение в  структурно-функциональных законах. Конкретизируя взаимодействия между людьми, можно установить, что отношения между отдельными людьми складываются в системе трудовой, технологической, личной и индивидуальной жизни.

Следовательно, можно предложить следующее определение социальной группы. Группа есть такое взаимодействие людей, которое проявляется в  системе закономерного производства трудовой, технологической, личной и  индивидуальной жизни.

1. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения  людей. Эти объединения создаются  для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение  людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему  жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные  ценности. В социальных группах отношения  внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.

Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и  т. д. Современное общество демонстрирует  большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные  механизмы формирования.

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается  её целями и задачами. Наличие общих  целей и задач становится фактором формирования и развития структуры  группы.

Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней  органов управления, системы контроля, а также разграничение функций  её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также  элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые  для них "чужие". Это может  быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.

Группа сформирована, если между ее членами установилась система  взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в группе предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают в группе ценности социальной солидарности. Солидарность предполагает признание значимости группы, готовности индивида подчиниться групповым нормам. Тем самым группа определяет, а подчас навязывает определенные образцы поведения своим членам. Если участник группы исповедует другие взгляды и ориентирован на другие ценности, он или вынужден "подчиниться" группе или уйти из нее.

Процессы социального  взаимодействия в группах исследованы  в теориях "социального обмена" и "символического интеракционизма".

2. ТЕОРИИ «СОЦИАЛЬНОГО  ОБМЕНА» И «СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА».

Авторы теории социального  обмена, американские социологи Джордж Каспар Хоманс (род. в 1910), Питер Микаэл Блау (род. в 1918) считают, что поведение людей есть не что иное, как постоянный обмен ценностями, как материальными (деньги, товары и т. д.), так и нематериальными (уважение, дружба и т. д.). Люди взаимодействуют только исходя из определенного интереса, прямой обмен между ними обеспечивается личными обязательствами, необходимостью отвечать взаимностью на оказываемые услуги. В случае, когда обе стороны получают выгоды от сотрудничества, происходит укрепление социальных связей между ними. Дж. Хоманс формулирует основополагающий принцип взаимодействующих людей: чем больше вознаграждается определенная деятельность человека, тем чаще он ее повторяет[2]. Согласно теории, оценка сторонами меры возврата своего вклада основывается на прошлом опыте социального обмена. Именно прошлый опыт формирует ожидания своеобразной "нормы поведения". Нарушение ожиданий со стороны одною из участников взаимодействия влечет за собой разочарование и агрессивную реакцию. Авторы теории отмечали, что отношения сторон в процессе обмена часто бывают неравными, - один партнер проигрывает по сравнению с другим[3]. Этим они объясняют существование в обществе неравенства и статусных различий между людьми. Постоянное одностороннее предоставление важных благ - основной источник власти. Человек, контролирующий, к примеру, услуги, которые люди не могут получить больше нигде, может обрести власть над другими.

Авторы символического интеракционизма (от англ. interaction - взаимодействие), американские ученые Дж. Мид и Герберт Блумер (род. в 1900), рассматривают взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в ходе которого его участники наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них[4]. Для осмысления поступков и намерений каждому из субъектов при их взаимодействии необходимо "принять роль другого". Такое взаимодействие осуществляется с помощью символов (от греч. symbolon - условный знак), жестов (телодвижений, что-то выражающих или сопровождающих речь), которым придается определенное значение. На основе интерпретации символов и жестов вырабатывается ответная реакция, выполняется то или иное действие. Взаимодействие становится возможным благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. Когда кто-то хмурится, мы понимаем, что человек чем-то недоволен, а если он смеется, мы пытаемся разгадать причину его радости. Мы способны на это, потому что нас с детства учат придавать значение определенным жестам и символам. Мы "разгадываем" намерения других людей, анализируя их поступки, опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Важнейшим из символов, по Дж. Миду, является язык (система звуковых средств). Язык - как форма общения обладает значительными преимуществами: в словах формируются общие понятия, оказывающие одинаковое воздействие на различных индивидов.

Социальная жизнь, по мнению авторов теории, есть непрерывный  процесс, приспособления, взаимной подгонки участниками своего поведения к  поведению других. Теории социального  обмена и символического интеракционизма пытаются рассмотреть общество как результат действующих и понимающих друг друга индивидов, объединенных в группы.

3. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ  ГРУПП.

По размеру или численности  выделяют группы большие и малые. Большая группа представляет собой  общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи  между всеми членами большой  группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой  группе обязательно возникает необходимость  в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.

Малая группа представляет собой относительно небольшое число  непосредственно взаимодействующих  индивидов, объединенных общими целями и задачами. Во всех отношениях между  членами малой группы выступает  элемент личного знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга в основном анонимны. В малых группах создаётся особый вид связи между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие непосредственных взаимодействий формирует развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы.

Малые группы могут быть неформальными (круг друзей, семья), но могут существовать и высокоформализованные группы, где отношения между индивидами регулируются служебными предписаниями (производственная группа или воинское подразделение).

В зависимости от характера  отношений и связей индивидов  выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.

Вторичная группа - это целевая  группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается  на интитуционализированную и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.

В зависимости от структуры  и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это  группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается  для решения определенного круга  задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д. В формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями, объединяющие друзей и единомышленников.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает  на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет  строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами  и обязанностями. Такой группе свойственны  дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе  санкций, готовность к содействию и  взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.

Информация о работе Воспитание как процесс целенаправленного развития общества