Воспитание как процесс целенаправленного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:43, контрольная работа

Описание

Современное социогуманитарное знание характеризуется качественным ускорением прогресса в сфере уточнения и выработки новой социологической парадигмы. Вызвано это целым комплексом причин. Кризис марксизма-ленинизма как идеологии социалистического общества, низвержение исторического материализма как общей социологической теории способствовали появление множества социологических школ и направлений. Однако смена доминирующей концепции характерна не только для социологической науки на территории бывшего СССР, но и для западной и американской социологической теории. Традиция, восходящая к Р.Мертону и рассматривающая социологию как трехуровневую систему, сегодня подвергается сомнению.

Работа состоит из  1 файл

контролная целая.docx

— 29.76 Кб (Скачать документ)

Большая часть жизни людей  проходит в важнейшей для них  социальной группе - семье, которую  можно рассматривать как малую, первичную, а также как формальную, так и неформальную.

4. СЕМЬЯ КАК  СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ  ГРУППА.

Семья - это основанное на браке или родстве объединение  людей, общественный механизм воспроизводства  человека Семья представляет собой  малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью.

Поскольку семья получает моральную и правовую санкцию, общественную и государственную поддержку, она  выступает и как социальный институт. Когда говорят о семье как  о социальном институте, то интерес  представляет не конкретная семья, а  образцы семейного поведения, ролевые  отношения, специфика формальных и  неформальных норм и санкций в  сфере брачно-семейных отношений. Социологи  анализируют семью как социальный институт в тех случаях, когда  необходимо выяснить насколько ее функционирование соответствует общественным потребностям, как меняются семейные нормы и  ценности в различных типах культуры, каким образом происходит социальное регулирование отношений между  членами семьи.

Как малая социальная группа, семья чаще всего рассматривается  в тех случаях, когда изучается  конкретная семья, исследуются реальные отношения между ее членами или  ее внутренние связи. Исследователей интересуют цели, структура, состав семьи, семейные нормы и ценности, отношения членов семьи, выполнение основных функций её членами.

Основу семьи составляет брак. Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между  мужчиной и женщиной. К настоящему времени наиболее распространены два  типа брака: моногамия (единобрачие) - брак между одним мужчиной и одной  женщиной; полигамия - многобрачие (многоженство или многомужество). Брачный союз обычно утверждается через социально-одобренную церемонию, которая, как правило, включает в себя и юридическое оформление брака. Это налагает определенные обязательства  на супругов, так как заключение брака - есть признание социальной зрелости вступивших в него, готовности к  выполнению супружеских обязательств, содержанию и воспитанию детей. Брачный  союз налагает определенные обязательства  и на государство, его санкционирующее. Проблемы брачно-семейных отношений  во многом определяют социальную, экономическую  и культурную политику государства.

Совокупность отношений  между членами семьи (её структуру) можно анализировать по разным основаниям. По родственной структуре семья  может быть: нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (в неё также входит кто-либо из родственников супругов, проживающий с ними).

По структуре распределения  власти между супругами выделяют семьи, в которых главные решения  единолично принимает один из супругов, и эгалитарные, в которых жизненно важные решения принимаются супругами  совместно. По месту жительства различают  семьи патрилокальные (супруги живут  в семье родителей мужа, ведут  с ними одно домохозяйство), матрилокальные (супруги живут в семье родителей жены) и неолокальные (супруги живут отдельно от родителей).

Семья выполняет определенные функции, отражающие как социальную значимость семьи, так и ее индивидуальные потребности в различных сферах. В репродуктивной сфере она поддерживает биологическое воспроизводство  общества и удовлетворяет потребность  в детях; в воспитательной - осуществляет социализацию, создавая собственную  культурную среду в рамках культуры общества; в социально-экономической - охраняет физическое здоровье, обеспечивает материальными средствами и хозяйственно-бытовыми услугами своих членов; в социально-статусной - воспроизводит социальную структуру  и удовлетворяет потребности  в социальном продвижении.

Перед семьей в последние  годы возникло множество социальных проблем. К их числу относятся, например, низкая рождаемость, высокий уровень  разводов, рост числа неполных семей. Вместе с тем, объективно, в жизнедеятельности  семьи возрастает значение функций, связанных с духовным общением, взаимопомощью  супругов, родителей и детей.

Функционирование семьи  обусловлено ее включённостью в  различного рода большие группы, в  том числе в социально-территориальные  общности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, кратко рассмотрен вопрос о дефиниции понятия «социальная  группа». Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей, взаимодействий и отношений, основные структурные  единицы общества. Российский социолог Г. С. Антипова определяет социальную группу как совокупность людей, имеющих  общий социальный признак и выполняющих  общественно необходимую функцию  в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих  друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами  этой группы с точки зрения других. Из этого следует, что Р. Мертон выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

Также было рассмотрено формирование социальных групп, их основные черты: 1) устойчивое взаимодействие, которое  способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; 2) относительно высокая  степень сплоченности; 3) отчетливо  выражена однородность состава, то есть наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; 4) вхождение в  более широкие общности в качестве структурных образований.

Очень кратко изложены основные положения теорий «социального обмена»  и «символического интеракционизма», которые позволяют исследовать процессы социального взаимодействия в группах; показана классификация социальных групп; рассмотрена семья как малая группа и социальный институт.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Западно-европейская социология XIX-нач. XX веков / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996.

2. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. Теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.

3. Основы социологии: Курс лекций в 2 ч. / Под ред. А. Г. Эфендиева. М., 1994.

4. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М., 1997.

5. Социология. Хрестоматия / Под ред. А. И. Кравченко. М., 1997.

6. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

 


Информация о работе Воспитание как процесс целенаправленного развития общества