Внеурочная деятельность и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание

Проблема взаимосвязи и взаимодействия основного и дополнительного образования сегодня весьма актуальна и является, а отражением потребности педагогической практики.
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников, т.е. процесс познания, а не препо-давание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

Содержание

Введение 3
1. Внеклассная деятельность и её особенности в учебно-воспитательном процессе 6
1.1. Характеристика форм внеклассной деятельности 6
1.2. Система внеклассной деятельности по английскому языку и особенности ее отдельных форм 10
2. Проведение внешкольных занятий 16
2.1. Праздник по теме «Merry Christmas» 16
2.2. Праздник «День Святого Валентина» 20
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа состоит из  1 файл

Внеурочная деятельность и её особенности.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

     Предметом особой работы является исследование и апробирование воз-можности переноса технологии и отношений, характеризующих  развивающее обучение на факультативную и кружковую работу. В ряде факультативных курсов и кружковых программ этот перенос осуществлен успешно.

     Учителя начальных классов активно используют следующие внеклассные формы  проведения учебных занятий:

  • Заочные путешествия и экскурсии;
  • Составление сказок;
  • Создание самодельных книжек и учебников;
  • Театрализованные представления и соревнования;
  • Коллективные и групповые исследования;
  • Разнообразные игры [5, С. 176].

     Развитию  индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности  самостоятельно решать нестандартные  задачи способствует проведение уже в начальных классах предметных олимпиад. Эти дни торжества грамотности, начитанности, большого трудолюбия, радости, успеха создают праздничную обстановку, делают детей уверенными в том, что их видят, ценят, понимают. Именно в начальных классах начинается восхождение маленьких "звездочек", которые в старших классах превращаются в гордость гимназии.

     Раскрытию и развитию талантов младших школьников способствует систематическая разноплановая, разнообразная внеурочная работа учителей.

     Внеурочная  жизнь младших школьников приносит им эту радость во время подготовки и проведения вместе со своими родителями и учителями конкурсов, спортивных праздников, походов в театры, экскурсий, традиционных семейных салонов, которые  проходят в каждом классе.

     Внеклассную работу учителя организуют нешаблонно, воспитывают у учащихся чувство  коллективизма и товарищества.

     Главное направление во внеклассной воспитательной работе – создание условий для  творческого развития ребенка, стремление учителя видеть возможности, способности и таланты каждого ученика, помочь ему проявить себя, поощрять любое, даже самое незначительное продвижение вперед.

1.2. Система внеклассной  деятельности по  английскому языку и особенности ее отдельных форм

     Система внеклассной работы по иностранному языку представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

     Она целенаправленно формирует коммуникативные умения и навыки, расширяет кругозор детей, воспитывает эстетическое отношение к литературе страны изучаемого языка и к самому языку, развивает сценические способности, потребность в общении.

     Поэтому главной целью деятельности являются:

  • Расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
  • Стимуляция интереса учащихся к изучению предмета;
  • Всестороннее развитие личности.

     В подготовке каждого запланированного мероприятия необходимо соблюдать ряд этапов, обеспечивающих его организационную чёткость:

  1. Обсуждение с учащимися и администрацией школы характера и содержания мероприятия, время и место его проведения.
  2. Подбор необходимого материала, составление сценария и распределение среди учащихся роли.
  3. Назначение ответственных за музыкальное и художественное оформление.
  4. Написание объявления и программы.
  5. Утверждение состава жюри и условий проведения конкурсов и игр.
  6. Организация работы над материалами сценария [17, C. 57].

     В основе функционирования системы внеклассной  работы лежат ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

     Первым  принципом является принцип связи с жизнью. Реализм этого принципа позволяет обеспечить тесную связь с условиями жизни и деятельности ребёнка.

     Вторым  принципом является принцип коммуникативной активности. Реализуя данный принцип, прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

     Третьим принципом является принцип учёта уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка.

     Соблюдение  преемственности означает учёт и  максимальное использование тех  возможностей, которые созданы на предшествующем этапе обучения иностранному языку, планирование проведения внеклассных  мероприятий на основе программных тем вслед за их изучением, наблюдение за речевой деятельностью на уроке и во внеурочное время и её коррекция [17, C. 59].

     Во  внеклассной работе имеются реальные возможности компенсации недостатков  содержательной стороны уроков.

     Например, по теме «Страна изучаемого языка», проводятся интеллектуальные игры, где включены вопросы, связанные с историей, культурой, политикой той или иной страны.

     При изучении темы «American writers» играются отрывки из произведений известных авторов М.Твена и Д.Лондона. По теме «An American school», учащиеся творческой группы проводят обзорную экскурсию по нашей школе, рассказывают об истории, учителях-ветеранах, выпускниках, школы и в итоге проводим ролевую игру по теме «American, English and Russian schools», в ходе которой «делегации» из каждой страны рассказывают о своей системе образования.

     Следующим принципом являются принцип сочетания коллективных групповых и индивидуальных форм работ.

     Наиболее  популярным в нашей школе являются групповые формы. Группы, сплочённые общностью интересов и взаимными симпатиями готовят оформление, концертные номера, выпускают стенгазеты, участвуют в подборе материалов, разучивают стихи, песни, инсценировки.

     Объединенные  в команды, они участвуют в  соревновательных играх, конкурсах, КВНах. В старших классах группы из 2-3 учащихся готовят программы, посвящённые любимому певцу или музыкальной группе, представляют «делегацию» какой-либо страны, проводят заочные путешествия по странам и т.д. [7, C. 89].

     Что мы подразумевается, когда говорится об индивидуальных формах работы?

     Прежде  всего, выявление «таланта» - умение петь, играть на музыкальном инструменте, выразительно читать, выполнять художественные переводы стихов и т.д.

     Таким образом, коллективные, индивидуальные и групповые формы органически сочетаются между собой.

     Организация применения внеклассных мероприятий включает несколько этапов:

  • Подготовительный (подбор материала).
  • Тренировочный (репетиции).
  • Заключительный (проведение мероприятия).

     В организации важное значение имеет то, какие формы выбраны.

     Необходимо  использовать то, что доступно детям, то, что вызывает у них неподдельный интерес - это утренники, вечера, концерты, конкурсы, олимпиады, викторины, научно-практические конференции, недели иностранного языка.

     Утренники - это, как правило, мероприятие для учащихся 5х-6х классов, которые проводятся в дневное время после уроков. Тематика проводимых утренников может быть разнообразной: «Our first steps in English» (наши первые шаги в английском), «The ABC» (весёлый алфавит), «My favorite fairy-tales» (мои любимые сказки), «Enjoy English» (английский с удовольствием) [7, C. 90].

     В подготовке этих праздников неоценимую помощь могут оказать «творческие группы», которые формируются из старшеклассников. Вместе с детьми они разрабатывают сценарии, разучивают инсценировки, стихи, песни, танцы, подбирают музыку, выпускают стенгазеты. Проводят конкурсы на лучший рисунок, разучивают игры о стране изучаемого языка.

     На  утреннике короткие красочно-оформлённые  номера программы динамично следует один за другим. В их оформлении можно использовать костюмы, подготовленные самими учащимися и их родителями. Старшеклассники, как правило, являются ведущими, а порой и участниками этих праздничных представлений. Они исполняют роли «добрых фей, сказочников и многое другое».

     Вечера на иностранном языке следует организовывать в основном для учащихся старшей ступени обучения. Наиболее распространенные из них:

  • тематические вечера;
  • вечер интересных встреч, вопросов и ответов;
  • вечера, подводящие итог изучению программной темы.

     Структура вечера определяется его тематикой  и этапом изучения иностранного языка. Так, в 7-8-х преобладают вечера, программой которых предусмотрено небольшое сообщение ведущего на изучаемом языке. Ведущими, как правило, являются старшеклассники, а затем проходит концерт художественной самодеятельности, подготовленный детьми.

     В 9-11-х классах стоит проводить вечера, посвящённые стране изучаемого языка, её литературе, искусству, обычаям и традициям. Выпускаются стенгазеты, поводится конкурс переводчиков, конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок, заочные путешествия по странам изучаемого языка, всевозможные викторины. Можно провести творчества и выдумки вечера для 9х классов Выступления ведущих наряду с фонозаписями могут дополняться исполнением самими учащимися фрагментов из любимых музыкальных произведений.

     Учащиеся  могут представлять официантов, владельцев кофе и рестораном, демонстрировать свои рецепты, показывать рекламу. Жюри подводит итог и определяет лучшего знатока британской и американской кухни, а также лучшего кулинара. Демонстрация и рассказ могут сопровождаться музыкой и музыкальными паузами [14, C. 142].

     Проведение  во внеклассной работе разнообразных  и содержательных конкурсов и олимпиад помогают активизировать повторение ранее усвоенного материала. Закрепив приобретённые учащимися умения и навыки, можно сделать изучение предмета привлекательным. Стремление помериться своими силами, проверить знания в соревнованиях с друзьями, ответственность за команду, возможность узнать что-то новое, придают деятельности учащихся осознанно-мотивированный характер. Олимпиада - это серьёзное состязание в знаниях, умениях и навыках.

     Олимпиада способствует ещё и решению задач профессиональной ориентации школьников.

     Для учащихся третьей ступени обучения можно проводить интеллектуальные игры. Учащиеся могут продемонстрировать знания в области страноведения, культуры и искусства.

     Недели  иностранного языка могут стать неотъемлемой составной частью внеклассной работы нашей школы. Они представляют собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединённых единой целью формирования познавательных интересов, повышение общеобразовательного уровня, развитие творческой активности учащихся. Их можно проводим в конце 3 четверти или в начале 4 четверти, т.е. когда обычно неделя иностранного языка совпадает с практикой студентов.

     В самом начале, можно познакомить студентов с программой, распределить обязанности, дать методические советы, провести консультации и проконтролировать подготовку. На помощь может прийти творческая группа, созданная из лучших учащихся старших классов. В итоге будет задействованы практически все классы.

     Школа может быть украшена плакатами, газетами, рисунками, можно поместить лучшие сочинения, переводы. Также приготовить таблички на каждый кабинет на английском языке. Написать объявления и программу тоже на двух языках. Всё это можно поместить на обозреваемое место. Неделя иностранного языка может стать настоящим праздником для учащихся, которого они будут любить и ждать. 
 
 

 

2. Проведение  внешкольных занятий

2.1. Праздник по теме  «Merry Christmas»

     Цель: развитие социокультурной компетенции через знакомство с культурой и традициями страны изучаемого языка.

     Оформление: на стене название праздника и его символы.

     Оборудование: жетоны - снежинки, аудиозаписи, карточки с заданиями.

Информация о работе Внеурочная деятельность и ее особенности