Внеурочная деятельность и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание

Проблема взаимосвязи и взаимодействия основного и дополнительного образования сегодня весьма актуальна и является, а отражением потребности педагогической практики.
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников, т.е. процесс познания, а не препо-давание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

Содержание

Введение 3
1. Внеклассная деятельность и её особенности в учебно-воспитательном процессе 6
1.1. Характеристика форм внеклассной деятельности 6
1.2. Система внеклассной деятельности по английскому языку и особенности ее отдельных форм 10
2. Проведение внешкольных занятий 16
2.1. Праздник по теме «Merry Christmas» 16
2.2. Праздник «День Святого Валентина» 20
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа состоит из  1 файл

Внеурочная деятельность и её особенности.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Нижегородский  государственный лингвистический  университет

им. Н.А. Добролюбова» 

Набережночелнинский  филиал 
 

Кафедра иностранных языков. 
 
 
 

Внеурочная  деятельность и ее особенности 
 

Курсовая  работа по педагогике 

Специальность 031201

«Теория и методика преподавания иностранных  языков и культур» 
 
 

                                                   Выполнила:__________________

                                                               студентка гр. 401 ТиМ

                                                                Гайнуллина Алина Юрьевна

                                                               Научный руководитель:_______

                                                                д.п.н., профессор

                                                                Викулина Мария Анатольевна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Набережные  Челны

2011 
 

  Работа  выполнена на кафедре педагогики, психологии и методики преподавания иностранных языков Набережночелнинского филиала Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова 
 

  Научный руководитель – профессор Викулина М. А. 

  Защита  состоится «14» июня 2011 г. 
 

  Оценка  защиты курсовой работы «_____________________» 
 
 

  Члены комиссии: 

к.псх.н., доцент Иванова Т.Л.

к.ф.н., доцент Ясакова  Ю.Б.

к.ф.н., старший  преподаватель Гилязева Э.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

 

Введение

     Проблема  взаимосвязи и взаимодействия основного  и дополнительного образования сегодня весьма актуальна и является, а отражением потребности педагогической практики.

     В настоящее время практически  все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих  систем образования с тем, чтобы  ученик действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников, т.е. процесс познания, а не препо-давание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

     Современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего  перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопостав-ления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы). 

     Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при  традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. За последние 10-15 лет такие условия если не созданы полностью, то создаются в разных странах с разной степенью успешности.

     Какие условия для этого необходимы? Прежде всего возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира, возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

     Решать  все эти актуальные проблемы педагогики возможно довольно эффективно посредством внеклассной деятельности. В школах, где по-настоящему пытаются решать эту проблему, где нет различий между урочной и внеурочной деятельностью, где воспитание не отделено от обучения и развития, удается добиться серьезных успехов в учебно-воспитательном процессе.

     Стремление  ребенка к познанию естественно, оно обусловлено биоло-гически, но почему-то оно так редко проявляется в ситуации традиционного обучения. Ребенок приходит в мир с генетически предопределенным желанием его познать, а мы хотим его научить, при этом в большинстве случаев сталкиваемся не с ситуацией сотрудничества, а с ситуацией противоборства.

     Актуальность  темы заключается в том, что внеклассная деятельность обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению вперед успешно осваивающих программу школьников Вспомогательные формы обучения помогают восполнить, расширить возможности учебного процесса в целях развития индивидуальности, "подстегивания" интересов детей, выявления одаренности в той или иной области учебной деятельности.

     Внеклассные мероприятия развивают у учащихся интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, прививают навыки самостоятельной работы. Среди форм внеклассной деятельности особое место в настоящее время занимают массовые мероприятия (слеты, конференции, олимпиады, выставки, смотры, конкурсы, семинары, встречи, фестивали, вечера, викторины, месячники, праздники, экскурсии, мониторинги, акции, операции и т.д.), требующие от учащихся глубоких содержательных знаний, широкого кругозора, навыков практической исследовательской работы.

     Целью работы является исследование роли вспомогательных  форм в обучении младших школьников.

     Задачами  работы являются:

     1. Дать характеристику форм внеклассной деятельности.

     2. Рассмотреть систему внеклассной деятельности по английскому языку и особенности ее отдельных форм.

     3. Привести примеры проведения внешкольных занятий.

1. Внеклассная деятельность и её особенности в учебно-воспитательном процессе

1.1. Характеристика форм  внеклассной деятельности

     Внеклассная работа является составной частью всего  учебно-воспитательного процесса. Она  способствует более глубокому овладению языком. Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся.

     К формам внеклассной деятельности относятся, прежде всего, факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

     Кружковые занятия дают учащимся возможности  для реализации их познавательных, социальных, эмоциональных, художественных и др. потребностей. Они рассматриваются  как дополнительное пространство для  самовыражения и самореализации, создают условия для развития различных способностей ребенка, более глубокого овладения им конкретной предметностью.

     Содержание  и применяемая педагогом технология работы зависит от целей созданной  группы:

  • одни группы дети посещают для того, чтобы совершенствоваться в том предмете, который удается им достаточно хорошо, и который они видят в будущем как основу своей деятельности.
  • другие группы – группы организации помощи и коррекции, куда обращаются дети, испытывающие затруднения в этой деятельности [12, С. 143].

     Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы, т.к. в факультативах возможен индивидуальный подход к ребенку, с учетом его способностей, умений и навыков. Основная задача факультативо - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет).

     Факультатив работает по определенной программе, которая  не дубли-рует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы уча-щихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследо-ваний, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индиви-дуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).

     Проверка  и оценка знаний на факультативных занятиях больше является обучающей, чем  контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, когда она  является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета [19, С. 82].

     Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу  деятельности. Однако эта программа  менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

     Наряду  с постоянно действующими формами  организации внеучебной деятельности большое значение в структуре  целостного педагогического процесса имеют и такие эпизодические  мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и т.п.

     Олимпиады  - это соревнования школьников по общеобразовательным  предметам, способствующие повышению интереса к изучению школьных дисциплин, выявлению талантливых учащихся. Участникам предлагаются задачи с использованием общепрограммных понятий и теорем, но предпочтение при ответе отдаётся оригинальной идее решения с чётким её обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированными выводам.

     Экскурсия - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.

     Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации  учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д.

     Викторинаэто игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой–либо общей темой. Например, экологическая викторина для школьников  - это своеобразные уроки, во время которых дети принимают участие в конкурсах, играют в экологическое лото. В ходе таких уроков- викторин школьники  узнают о жизни леса, его обитателей, растениях. Тем, кому занятий только в библиотеке недостаточно, предлагаются планы чтения и самая разнообразная литература. Принять участие в викторине может любой желающий.

     Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. Цель конкурса - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка  младшего  школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития у ребенка исследовательских способностей, формирование у  школьников  и педагогов представления об исследовательском поведении, как стиле жизни, как ведущем способе деятельности.

Информация о работе Внеурочная деятельность и ее особенности