Влияние Интернета на социализацию подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить степень влияния Интернета на социализацию подростков.
Задачи исследования:
•Изучить сущность характеристики Интернета как фактора социализации подростков;
•Изучить анализ опроса «Влияние интернета на социализацию подростка»;
•Определить положительное влияние сети Интернет на развитие подростков;
•Выявить отрицательное влияние сети Интернет на развитие подростков;
•Разработать рекомендации по защите от негативного влияния Интернета.

Содержание

Введение 1
ГЛАВА 1. Интернет как фактор социализации личности подростков 5
1.1 Социально-педагогическая характеристика интернета в системе средств социализации личности подростков 5
1.2 Уровни социализации личности 8
Выводы по первой главе……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Практическое исследование влияния интернета на социализацию подростков 12
2.1 Метод исследования положительного и отрицательного влияния Интернета на развитие личности подростков 12
2.2 Рекомендации по защите от негативного влияния интернета на становление личности подростка. 15
Выводы по второй главе……………………………………………………………………
Заключение 19
Список литературы 20
Приложение ………………………………………………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

7,06.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

 Подростки хотят  быть независимыми, заниматься чем-то своим. Сеть Интернета в этом плане особенно заманчива - она позволяет удовлетворить потребность в лидерстве и стимулирует предприимчивость. С другой стороны, подростки все же боятся полной автономизации [2; с.19].

Известно, что подростковый и юношеский периоды - время стрессов. Подросток, юноша, девушка испытывают стресс везде - в школе, в семье, общаясь с друзьями. Что делать с этим чувством неудовлетворенности, особенно когда оно связано с сексуальностью и агрессией, и к тому же усиливается гормональными всплесками? В подростковом возрасте особенно необходимо дать выход своим эмоциям, и анонимность в Интернете подходит как нельзя лучше.

Большое значение имеет  анонимность общения, обретение  нового опыта. Новизна естественным образом привлекает молодежь, которая, согласно имеющимся данным, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, как и люди, более старшего возраста, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты (действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи, некоторые свойства характера или психические заболевания (например, аутизм). При высокой степени анонимности общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых расспросов на чувствительную тему общение может быть прервано[21;с.68].

Один из способов использования  информационных возможностей компьютеров  и ресурсов Интернета для целенаправленного  развития человека - получающие сегодня все более широкое распространение организованные формы дистанционного образования. Организация таких форм образования заключается в пересылке заказчику информационных материалов на электронных носителях либо в создании и размещении на страницах Интернета определенным образом структурированных учебных материалов, ориентирующих учащихся в информационном пространстве базы знаний, а управление осуществляется посредством алгоритмов учебной деятельности, представленных в форме инструкций по работе с этими материалами.

 

1.2 Уровни социализации  личности

 

«Социализация личности» - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие, как: социализация – это сложный многогранный процесс по :

- усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

- усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально- культурного опыта;

- Становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

- включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения своей роли в практической деятельности и т. д.[6; с.102].

Человек не остается пассивным в  процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой — воспитания). Он проявляет определенную активность, почувствовав или осознав необходимость или желание изменить что-либо в себе, для того чтобы:

- в большей степени  соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным;

- противостоять в той  или иной мере требованиям  социума, эффективнее решать возникающие  в его жизни проблемы;

- избегать или преодолевать  те или иные опасности, не  стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации;

- в большей или меньшей  степени приблизить свой образ  «наличного Я» (каким человек  видит себя в данный период  времени) к образу «желаемого  Я» (каким он хотел бы себя  видеть).

То есть в процессе социализации человек самоизменяется.

Самоизменение — это  процесс и результат более  или менее осознанных, планомерных  и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным .

Усилия могут быть нацелены на изменение:

- своих внешности и  физических качеств;

-личностных свойств;

- интеллектуальной, волевой,  потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей,  установок и пр.);

- поведенческих сценариев;

- образа и/или стиля  жизни;

- отношения к себе (самооценок), отношений с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения — картины мира), отношений с миром (способов самореализации и самоутверждения).

Самоизменение может  иметь просоциальный, асоциальный  и антисоциальный векторы.

Самоизменение может иметь характер:

- самосовершенствования,  развития, преобразования имеющихся  задатков, черт, знаний и т.д.;

- самостроительства,  взращивания, формирования желаемых  человеку свойств;

- саморазрушения физических, духовных, личностных, социальных свойств (результат — алкоголизм, наркомания; физическая, духовная, социальная деградация)[19;с.22].

Рассмотрим этапы  социализации:

1 этап: восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков.

2 этап: интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения.

3 этап: выработка установки на принятие или отторжение полученной информации.

4 этап: формирование ценностных ориентаций и установка на действие.

5 этап: основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения.

6 этап: формирование  норм и стереотипов поведения.

7 этап: осмысление и оценка своей социальной деятельности.

Из данного пункта можно сделать следующий вывод. Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях:

1)Биологический уровень.

Это связь организма  человека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение или животное является частью космоса. Человек подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.

2)Психологический уровень.

В процессе социализации выделяются две стороны личности – как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй – логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.

3) Социально-педагогический уровень.

Это связь человека с  обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность, как объект, так и субъект воздействия личности на себя, и общество, а также общественных институтов на личность.

Выделяют две формы  социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).

Направленная форма  социализации – это специально разработанная  определенным обществом система  средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его  в соответствии с целями и интересами этого общества.

Ненаправленная, или стихийная  форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении [23; с.214].

 

 

Выводы по первой главе

 

Таким образом, мы видим, что Интернет-общение привлекательно в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В Интернете юный человек получает возможность общения с практически безграничным количеством людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнает множество историй, имеет возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие его вопросы.

Использование информационных возможностей компьютеров и ресурсов Интернета влияет на развитие человека. Сегодня все более широкое распространение получают организованные формы дистанционного образования.

Интернет открывает  большие возможности  перед подростками, ведь это не только сфера коммуникации, но и обширная библиотека, используя которую можно реализовать свои возможности, самообразовываться. Интернет предоставляет пользователю возможность самому решить для себя, какая информация ему полезна, а какая вредна.

К негативной стороне  воздействия на подрастающее поколение  относится отсутствие внешних ограничений на получение информации, а так же бесконтрольность доступа к ресурсам Интернета. В глобальной сети содержится большое количество ресурсов  демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, различные методы манипуляции сознанием, мистицизм, и пр.

           Интернет необходим подростку  для включения его в социальную  практику, приобретения им социальных  качеств. Он проявляет определенную активность, почувствовав или осознав необходимость или желание изменить что-либо в себе, для того чтобы: соответствовать ожиданиям и требованиям социума, противостоять в той или иной мере требованиям, избегать или преодолевать те или иные опасности, приблизить свой образ «наличного Я» (каким человек видит себя в данный период времени) к образу «желаемого Я» (каким он хотел бы себя видеть).

             Следовательно, в процессе работы в интернете подросток самоизменяется. Хорошо, если он самосовершенствуется, взращивая и формируя имеющиеся задатки и черты характера, но может быть и обратный эффект - саморазрушения физических, духовных, личностных, социальных свойств. И такой результат — алкоголизм, наркомания; физическая, духовная, социальная деградация.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ

2.1 Метод исследования  положительного  и отрицательного влияния Интернета на развитие личности подростков

 

Возможностей  использования сети огромное количество.  
Во-первых, подростки испытывают потребность в общении со сверстниками, во множестве контактов, новых знакомств, возможности обмениваться информацией. Эту потребность они реализуют через «чаты», «форумы» и электронную почту.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение  различной информации сомнительного  содержания. Следует, отметит, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Самыми уязвимыми и незащищенными оказываются подростки, так они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть[14;с.76].

 Плюсы Интернета состоят в том, что  сеть предлагает образовательный и  полезный опыт, правильное использование  которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и  здесь есть свои недостатки, такие  как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации.

Рассмотрим  подробнее, что плохого может  приключиться с подростком, если бесконтрольно  оставлять его во Всемирной паутине: существуют  сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами:

-встреча с опасными людьми в чатах 

-вовлечение  в азартные игры.

В настоящее время Интернет представляет собой «мир» параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного [17;с.64].

Подростковый  возраст - это сложный  период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей.

Факторы риска формирования интернет - зависимости связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг - стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

В процессе написания курсовой работы был проведен анонимный тест, определяющий степень Интернет - зависимости.

Информация о работе Влияние Интернета на социализацию подростков