Включение учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида в систему командных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:20, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
-определить двигательные возможности исследуемых учащихся;
- провести анализ собранных педагогических данных на учащихся;
- выявить уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся.
- разработать, внедрить упражнения и игры с мячом для подготовки к игре « Баскетбол»;
- включить в программу для учащихся 4 классов упражнения с мячом;
- удовлетворить желание учащихся 5 классов играть в баскетбол и другие командные игры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I
Система физического воспитания учащихся 4-5 классов с нарушениями интеллекта………………..5
1.1. Уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида……………………………………………………………….9
1.2. Анализ программы по физическому воспитанию 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида…11
1.3. Система спортивных игр (констатирующий эксперимент)……………. 13
Глава II
Методические рекомендации к овладению навыками спортивных игр командного характера
2.1. Организация игровой деятельности учащихся 4-5 классов в процессе подготовки к игре.……….20
2.2. Овладение элементами спортивных игр командного характера (на примере игры « Баскетбол») формирующий эксперимент…27
Глава III
Учет индивидуальных особенностей учащихся при подготовке к играм командного характера («Баскетбол», «Пионербол», «Волейбол»)
3.1 Использование индивидуального подхода при подготовке к играм командного характера…….33
3.2. Разработка и апробация примерных уроков с преимуществом игры « Баскетбол»……..36
3.3. Результаты контрольного эксперимента…………………………………39
Заключение ………………………………………………………………………41
Литература …………………………………………………………………...….42
Приложения ………………………………………………………………….….44

Работа состоит из  1 файл

Буда..doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

             

После математической обработки полученных в ходе констатирующего эксперимента данных (выражение уровней физического развития и двигательной подготовленности в процентном соотношении) мы составили диаграмму №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №1

 

              Анализ результатов констатирующего эксперимента наглядно показал, что более половины (56%) учеников имеют низкий уровень физического развития и двигательной подготовленности. Лишь 2 человека (13% от общего числа) выполнили задания теста с высокой результативностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Методические рекомендации к овладению навыками спортивных игр командного характера

2.1. Организация игровой деятельности учащихся 4-5 классов в процессе подготовки к игре

Игровая деятельность (43) является эффективным средством физического воспитания детей 4-5 класса коррекционной школы. Игра включает в себя разнообразные упражнения, требующие проявле­ния внимания, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, вы­носливости; благотворно влияет на сердечно-сосудистую, мышеч­ную, дыхательную и другие системы организма, активизируют об­мен веществ, стимулируют функции желез внутренней секреции.

Играя, дети учатся проявлять инициативу, быстро ориентиро­ваться в конкретной обстановке и принимать оптимальное реше­ние. При этом у них формируются такие качества, как целеустрем­ленность, настойчивость и др. Игры помогают бороться с моно­тонностью, возникающей в учебном процессе. Любая игра всякий раз проходит по-новому, но всегда оживленно, с интересом. Часто достаточно одного сообщения о предстоящей игре, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, приятное волнение перед началом игры.

Игры можно использовать на уроках физической культуры, на физкультурных занятиях в группах продленного дня, в секциях общей физической подготовки, в туристических походах, при самостоятельных занятиях.

В методике организации (35) и проведения подвижных и спортивных игр опреде­лены следующие этапы:

—     выбор игры;

—     подготовка к проведению игры;

—     проведение игры (руководство процессом игры);

—     подведение итогов игры.

Выбор игры зависит в основном от педагогических задач, кото­рые ставятся перед занятием (уроком); от физической и технической подготовленности занимающихся; от условий и места проведения игры (спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, рекреация, их размеры); от наличия инвентаря и оборудования.

Учителю физической культуры следует так подбирать игры и эстафеты, чтобы в течение учебного года они обеспечивали раз­ностороннюю физическую подготовку занимающихся и закрепля­ли приобретенные ими двигательные умения и навыки.

Для воспитания чувства коллективизма и товарищества, вза­имовыручки и поддержки игры должны содержать задания, успех выполнения которых зависит от согласованности действий всех участников. Для воспитания смелости и решительности у умственно отсталых учащихся нужны игры, связанные с определенным риском, с проявлением волевых усилий.

Навыки, закрепляемые в играх и игровых заданиях, должны ус­ложняться постепенно. Вначале следует включать в занятия про­стые игры, затем, по мере их освоения, переходить к играм более сложным и требующим больше времени. Оживление и интерес у детей 4-5 класса коррекционной школы вызывают различные эста­феты.

Подготовка к проведению игры. На этом этапе происходит изу­чение игры. Нужно подготовить место для нее и необходимый ин­вентарь (кегли, кубики, обручи, поворотные стойки, мячи, мише­ни, веревки, флажки разного цвета и т. д.). С учетом содержания игры делается разметка на полу (на площадке), устанавливается и раскладывается в определенных местах спортивный и игровой инвентарь.

С целью предупреждения травматизма (там же) при использовании ин­вентаря и различных препятствий нужно соблюдать следующие правила безопасности:

—    планировать расстановку команд, интервал между участника­ми и пути передвижения так, чтобы полностью исключить возмож­ность столкновений;

—    на пути движения участников не должно быть посторонних предметов, о которые участники могут споткнуться;

—              высота препятствий для перелезания, прыжков, соскоков
в глубину, бега по узкой опоре должна регулироваться с учетом под­готовленности занимающихся;

—    если препятствие преодолевается прыжком в длину с разбега, то за ним следует оставлять свободное пространство до 4—5 м;

—    в местах соскока с высоких препятствий укладывать маты (в спортзале) или предусмотреть ямы с песком (на спортплощадке).

Проведение игры (руководство процессом игры). Необходимо разместить учащихся на площадке, кратко и четко объяснить игру, наблюдать за командами и отдельными участниками, руководить ими (на всех этапах игровой деятельности). В играх и эстафетах, где условиями предусмотрена фиксация нарушений и ошибок, следует привлекать к судейству помощников.

По ходу игры учитель может усложнить или упростить отде­льные правила, изменить размеры площадки, количество и разме­ры препятствий, которые преодолевают игроки.

Подведение итогов игры. Определение результатов игры, выяв­ление ошибок, неверных действий участников имеет большое во­спитательное значение. Анализировать итоги надо после каждого повторения игрового задания, указывая на то, что привело к победе и поражению, разъясняя эффективность разумных, быстрых и точ­ных действий. При подведении итогов следует учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. Полезно отметить тех, кто лучше других действовал во время игры.

              Игры, совершенствующие рав­новесие и координационные способности занимающихся, лучше давать в первой половине основной части урока, пока внимание не ослаблено утомлением; игровые задания и эстафеты, развива­ющие выносливость, — после игр на совершенствование коорди­национных и скоростных способностей. Периодически в 4-5 классах можно проводить урок-соревнование, т. е. такой урок, который полностью состоит из подвижных игр и различных эстафет.

Важное место в системе физического воспитания учащихся 4-5 классов занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Ученик должен высоко подпрыг­нуть, доставая мяч или бросая его в высоко расположенную цель, быстро перебежать на другое место площадки, чтобы успеть поймать мяч, или противодействовать овладению мячом сопер­ником и т. д. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направ­ление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразитель­ность движений, хорошую пространственную ориентировку.

В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки боль­шинства основных движений, так как дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыж­ках. Например, при передвижении по площадке (с мячом или без мяча) ребенок упражняется в беге с ускорением, с измене­нием направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге приставным шагом (вперед, спиной вперед, в стороны) и т. п. Ребенок выполняет эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует форми­рованию умений у учеников самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры: ребенок должен самостоятельно подобрать соответствующий способ движения, найти удобное место для его осуществления.

Упражнения и игры с мячом при соответствующей органи­зации их проведения и обучения благоприятно влияют на фи­зическое развитие и работоспособность ребенка. Во время дейст­вий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного развития ребенка любого возраста. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные,  но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти. Они укрепляют мышцы, удер­живающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Обучение действиям с мячом способствует совершенствованию двигательной реакции детей, точности воспроизведения движений во времени и в пространстве.

В играх с мячом коллективного характера создаются благо­приятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт ребенка с нарушением интеллекта. Такие игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Ведь в ходе игры ребенок понимает, что не он один хочет действовать с мячом, попадать им в корзину, что его действия должны быть направлены на успех всей команды. Ради интересов команды ребенку часто приходится отказываться от мяча, передавать его партнеру, который имеет более благоприятные условия для ус­пешной игры. Общая цель, стремление всех игроков команды попасть мячом в корзину (ворота) способствует развитию взаимо­понимания, умения считаться с другими, помогать им.

Необходимость принимать быстрые, но разумные и твердые решения, претворять эти решения в жизнь без излишних коле­баний способствует развитию самостоятельности. Уверенность в своих силах и возможностях является основным фактором, ко­торый позволяет ребенку успешно проявлять приобретенные навыки. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия. Тем самым решаются коррекционные задачи обучения.

Итак, упражнения и игры с мячом являются средством, гар­монически развивающим ребенка, дающим значительный обра­зовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.

Для организации учебной игры «Баскетбол» нами были разработаны упрощенные правила.

Правила игры в баскетбол для учащихся 4-5 классов (учебная игра)

Цель игры. Игра проводится между двумя командами по пять игроков. Цель каждой команды в игре – забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.

Участники игры. Каждая команда состоит из пяти играющих на площадке и нескольких запасных. Один из игроков – капитан. Игроки одной команды должны иметь отличительные знаки, которые надевают на спину и грудь.

Судейство. Учитель следит за выполнением игроками правил игры, делает замечания (дает сигналы) при нарушении правил, засчитывает попадание мяча в корзину, разрешает споры.

Время игры. Игра состоит из двух десятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв. Учитель контролирует время игры, не останавливая часов. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом (3-4 минуты) с целью нормализации дыхания детей.

Счет игры. При попадании  мяча в корзину команде начисляется 2 очка. Игра может закончиться победой одной из команд или ничьей.

Правило замены. Учитель может менять игроков во время игры или во время перерыва.

Правила игры с мячом. Мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлен. Ударять по мячу кулаком или ногой запрещается. Случайное касание мячом ноги не является нарушением.

Выход мяча из игры. Мяч считается вышедшим из игры, если он коснулся пола, игрока или предмета вне площадки. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который последним дотронулся до него. Если учитель сомневается, кто последний коснулся мяча, назначается спорный бросок.

Перемещение с мячом. Игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не более трех шагов, после чего он должен выполнить передачу, бросок или ведение. Игроку запрещается вести мяч двумя руками одновременно.

Нарушение и наказания за них. Нарушением называется несоблюдение правил игры, перечисленных выше. Обычно после нарушения мяч выбрасывается в  игру игроком противоположной команды. Вбрасывание мяча в игру производится из-за боковой линии, против того места на площадке, где было совершено нарушение.

Начало игры и розыгрыш спорного броска. Розыгрыш начального и спорного броска производится при начале каждого периода, при задержке мяча, когда два игрока из противоположных команд держат мяч в одно и то же время, при выходе мяча из игры от одновременного касания игроками обеих команд или когда учитель сомневается от кого вышел мяч, когда совершена обоюдная персональная ошибка. Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге.

Правила поведения. Во время игры ученики должны всегда проявлять себя корректность. Игроки, которые ведут себя недисциплинированно или грубо, должны быть временно удалены с площадки. Запрещается: тянуть за одежду, за руки, толкаться, подставлять ножку и др.

Баскетбол — спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок.

Стремясь удовлетворить желание детей  играть в баскетбол, учителя  стараются  приспособить эту игру к возможностям  учеников 4-5 классов с нарушением интеллекта.

4

 



2.2.  Овладение элементами спортивных игр командного характера  на примере игры « Баскетбол» (формирующий эксперимент)

   В   современном   баскетболе (44)  используют   различные  способы передач, ловли, броска мяча в корзину, в зависимости от квалификации игроков, их физической подготовленности. Важнейшим принципом отбора содержания для начального обучения элементам игры   в   баскетбол   учеников 4-5 классов   является выделение тех действий с мячом и без него, которые  1)  составляют  основу  техники  любой  подвижной  и  спортивной  игры  с мячом;    2)  доступны   детям   с нарушениям интеллекта 10-12 лет 3)  дают  наиболее  эффективный  результат  в  решении  игровых задач. Такими приемами являются: стойка баскетболиста, передвижение  по   площадке,  остановки  шагом,   повороты,   а  также действия с мячом: передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, ловля двумя руками  на уровне груди, ведение мяча  правой рукой по прямой с изменением направления, при противодействии другого игрока,  броски мяча  в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

Информация о работе Включение учащихся 4-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида в систему командных игр