Усвоение многозначных слов младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении существующих методик, направленных на улучшение усвоения многозначных слов, применение их в практической деятельности.
Задачи:
1.В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность работы над многозначными словами в начальной школе.
2.Раскрыть особенности усвоения многозначных слов младшими школьниками.
3.Рассмотреть методику работы над многозначными словами, найти дополнительные области применения многозначных слов на уроках в начальной школе.

Содержание

Оглавление:
Введение………………………………………………………………………….2
Теоретическая часть…………………………………………………………4
Лексическое значение слова…………………………………………...5
Структура лексического значения………………………………….….7
Многозначность слова………………………………………………….8
Особенности словарного описания многозначных слов…………….10
Усвоение многозначных слов………………………………………...........11
Структура процесса усвоения…………………………………...........12
2.2 Возрастные особенности процесса усвоения многозначных слов…14
Методика работы над многозначными словами………………………….17
Работа над многозначными словами по методике УМК «Перспективная начальная школа»………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 81.36 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А. И. Герцена 
 
 

Курсовая  работа

Тема: Усвоение многозначных слов младшими школьниками. 
 
 
 
 
 

Студент: Соколова Т. А

Курс 5. Группа 2

Проверил: Пикалова Н. П. 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….2

  1. Теоретическая часть…………………………………………………………4
    1. Лексическое значение слова…………………………………………...5
    2. Структура лексического значения………………………………….….7
    3. Многозначность слова………………………………………………….8
    4. Особенности словарного описания многозначных слов…………….10
  2. Усвоение многозначных слов………………………………………...........11
    1. Структура процесса усвоения…………………………………...........12

    2.2 Возрастные  особенности процесса усвоения  многозначных слов…14 

  1. Методика  работы над многозначными словами………………………….17
  2. Работа над многозначными словами по методике УМК «Перспективная начальная школа»………………………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….33

Список  используемой литературы……………………………………………..34 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

     Одной из задач начального обучения русскому языку является « совершенствование, обогащение коммуникативных умений»  младших школьников, «навыков оформления и выражения своих мыслей, чувств, побуждений…»

     Усвоение  многозначных слов имеет большое  значение для расширения словаря  младших школьников. Богатство русского языка заключается не только в  большом количестве слов, но и в  разнообразии их значений: новые смысловые  оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность. Также  внимание к многозначным словам вызвано  возникновением  всевозможных недоразумений  и ситуаций, связанных с неумелым употреблением многозначных слов в  повседневной жизни, в частности, на уроках при написании сочинений, объяснении значений слов и т.д. Ошибки возникают, прежде всего, потому, что учащиеся неадекватно воспринимают многозначные слова, не знают всех или отдельных значений слова, а значит, неправильно употребляют их в речи. Отдельной проблемой является то, что в некоторых случаях младший школьник, имея в своем запасе два-три значения слова, в процессе конструирования своих высказываний, устных или письменных, использует, как правило, лишь первичное значение слова, а другие значения не активизированы.

     Следовательно, задача учителя младших классов  при изучении многозначных слов  не только в форсировании  объема словаря школьников, но и в качественном углублении его усвоения, создании ситуаций для практического применения различных значений слова.

     Актуальность  этой задачи сегодня не вызывает сомнения; словарный запас учащихся ограниченный, уровень речевой культуры низкий.

Обучение  многозначности  является средством  познания лексических явлений, развития языкового чутья, расширения словарного запаса. Запас значений слов, их характер, способ употребления является показателем  уровня интеллектуального развития.

Тема:  Усвоение многозначных слов младшими школьниками.

Объект исследования: процесс усвоения многозначных слов.

Предмет исследования: организация методической работы, направленная  на усвоение многозначных слов  младшими школьниками.

Цель  исследования заключается в изучении существующих методик, направленных на улучшение усвоения многозначных слов, применение их  в практической деятельности.

Задачи:

1.В процессе  анализа психолого-педагогической  и методической литературы выявить  сущность работы над многозначными  словами в начальной школе.

2.Раскрыть  особенности усвоения многозначных  слов младшими школьниками.

3.Рассмотреть  методику работы над многозначными  словами, найти дополнительные области применения  многозначных слов на уроках в начальной школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретическая часть

Основной  значимой единицей языка является слово. Наиболее существенным свойством слова – является единство его звуковой оболочки и значения.

Слово принадлежит лексико-семантическому уровню языка и состоит из единиц низших уровней – фонем и морфем: фонемы образуют морфемы, а морфемы складываются в слово. Объединяя с одной стороны, в своем составе единицы более низких уровней языковой структуры, морфологического и фонологического, слово, с другой стороны входит в качестве составляющей в единицу более высокого уровня, синтаксического, в синтаксическую конструкцию. Слово в различных своих формах участвует в построении словосочетаний и предложений.

Фонема  играет только смыслоразличительную роль (слой – злой, том – дом), но сама значения не имеет, «…слово представляет собой двустороннюю языковую единицу  и является знаком: у него есть означающее – звуковая или письменная  форма  и означаемое – смысл » [8]. «В слове различаются его звуковое оформление – морфологическая структура и заключенный в нем смысл» [5]. «…Слово - основная, центральная единица, в которой проявляют себя и звук, и семантические, и грамматические стороны языка…»[2]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Лексическое значение слова

Лексическое значение слова – это отражение  в слове того или иного явления  действительности (предмета, события, качества, действия и т. д.) Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности «… оформленное по грамматическим законам данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря»[5].

Основная  функция слова – номинативная. Слово может называть конкретные предметы, служить обозначением конкретных действий и свойств: яблоко, идти, белый  и т. д. – такие слова составляют конкретную лексику. Слова, которые называют объекты, воспринимаемые нашими органами чувств, мысль, мнение (знать, требовать и т.д.) – составляют абстрактную лексику. В любом случае слово называет не какой–либо данный единичный предмет, а обобщенное представление об этом предмете, понятии. Говоря, например, стол, мы имеем в виду класс предметов.

Для правильного  понимания значения слов необходимо знакомство с общественной сферой, в которой слово существовало или существует, т.к. люди познают  предметы, качества, явления в совместной деятельности, в общественной практике. Следовательно, в развитии значения слова немаловажную роль играют внеязыковые  факторы.

В современном  русском языке могут быть выделены  четыре основных типа лексических значений слов, в зависимости от того какой признак положен в основу классификации.

  1. По связи, соотнесенности с предметом действительности выделяются прямое и переносное значение. Прямым значением называют такое, которое непосредственно связано с предметом или явлением, качеством, действием. Например, прямым будут первые два значения слова «рука»: «одна из двух верхних конечностей» и как «орудие действия труда». Переносным является значение, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет вследствие различных ассоциаций. Например, переносным будут следующие значения слова «рука»: «символ власти, манера письма».
  2. По степени семантической  мотивированности значения разделяются на мотивированные (производные от немотивированных) и немотивированные. Например: рука – немотивированное, рукав – мотивированное.
  3. По степени лексической сочетаемости – относительно свободные (все прямые значения) и несвободные. Несвободные делятся на фразеологически связанные и синтаксически обусловленные. Фразеологически связанным значением называется значение, которое возникает у слов в определенных лексических неделимых сочетаниях (закадычный друг). Синтаксически обусловленное значение – такое, которое появляется у слова при выполнении  им необычной роли в предложении. В развитии этих значений велика роль контекста. ( Эх ты, дуб.)
  4. По характеру выполняемых номинативных функций выделяются значения собственно номинативные (писатель) и экспрессивно – синонимические (писака).[8]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 2 Структура лексического значения

Лексическое значение слова можно представить  в виде набора смысловых компонентов -«кусочков смысла»- сем. Например: значение слова мужчина содержит следующие семы: «человек», «взрослый», «мужской пол». Если сравнить со словами женщина: «человек», «взрослый», «женский пол» и мальчик: «человек», «ребенок», «мужской пол», то мы увидим, что некоторые смысловые компоненты похожи, а некоторые индивидуальны. Такой анализ слова называется семантический анализ. Рассмотрим другой пример-с разным употреблением глагола прорезать. Сочетания «прорезать дыру в мешке» и «прорезать мешок» - близки по смыслу, обозначая одну и ту же ситуацию - деформацию мешка, но все же есть различие в акцентах: в первом случае акцент сделан на том, что в мешке образовалась дыра, а во втором, что нарушена целостность. Это различие должно быть отражено в описаниях лексического значения слова, но сделать это можно только с помощью синтаксически упорядоченных толкований, а не с помощью компонентного анализа, т.к. смысловые компоненты одинаковы (лицо, объект, инструмент, отверстие). Таким образом,  при описании семантических свойств слова, необходимо прибегнуть к полному, синтаксически упорядоченному толкованию лексического значения, а не только к анализу его смысловых компонентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Многозначность слова

Слова в русском языке могут иметь  не одно, а два или несколько значений. «…Способность слова употребляться в более чем одном значении называется многозначностью или полисемией».[8]

«…Многозначностью или полисемией, называется свойство слов употребляться в разных значениях».[5]

Так слово  ядро в современном русском языке  имеет несколько значений.

1.Внутренняя  часть плода в твердой оболочке:  Ядра - чистый изумруд.

2.Основа  чего-либо: Уничтожено ядро армии.

3.Старинный  орудийный снаряд: Катятся ядра…  и т.д.

Смысловая связь выделенных слов тесная, поэтому  все они рассматриваются как  значения одного и того же слова. Одно из значений многозначного слова  называют первичным, другие – вторичным[8]. В других источниках встречается исходное значение слова и производное. Например: исходное (первичное) значение слова глухой – «лишенный слуха», а остальные значения – производные (вторичные ): «глухой звук», «глухая улица».

Среди вторичных лексических значений выделяются такие, которые возникают  в слове в результате переноса данного наименования с одного предмета, действия, свойства на другие. Мягкий воск – мягкий характер. Значения, возникающие  в результате подобного переноса, называются переносными. Основное же значение слова называется прямым. Важный отличительный признак  прямого значения – его конкретность. В сочетании: начертить круг – слово круг употребляется в прямом значении, а в сочетании: круг друзей - в переносном. Иногда длительное употребление слова в переносном значении может привести к тому, что это значение перестает восприниматься как вторичное и как переносное. Например:  «ножка стола» в сознании носителей современного русского языка не связано по смыслу со словом «нога».

Переносное  значение – самый типичный вид  вторичных лексических значений. Однако не всякое вторичное значение возникает в результате сравнения  одного предмета с другим и последующего переноса наименования. Вторичным может быть такое значение, которое возникает путем расширения или сужения, специализации значения первого. Шар – геометрическая фигура. Земной шар – предмет такой  же формы.

Перенос названия с одного предмета, действия, свойства на другие на основе сходства их признаков (цвета, формы, функции) называется метафорой. Например: головка лука, нос  лодки, стеклоочиститель – дворник.

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов  называется метонимией. Например: в  ушах золото, выпил целый стакан, класс встал и т.д.

От многозначных слов нужно отличать омонимы. Омонимия отличается от многозначности тем, что  разные значения одного и того же слова сохраняют некоторую общность, что обнаруживается в толкованиях этих значений. У омонимов значения не содержат ничего общего. Например: коса – «вид прически»; коса – «мыс, отмель»; коса – « сельхоз. орудие»

Разные  значения слова составляют его семантическую  структуру и служат ярким примером появления системных связей внутри одного слова. Многозначные слова используют для придания речи выразительности, эмоциональности.

Кроме однозначных и однозначных слов существуют однозначные и многозначные фразеологизмы. Однозначные фразеологизмы: ахиллесова пята, брать на буксир и т.д.; два и более значения имеют обороты: биться об заклад, золотые руки, висеть в воздухе. «Сойти с ума» - 1.лишиться рассудка: Барин сошел с ума. 2.беспокоиться, тревожиться: Схожу с ума от тревоги. 3.делать глупости: С ума ты сошла! Ит.д. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Усвоение многозначных слов младшими школьниками