Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:08, реферат

Описание

Как известно, семья является основной социальной ячейкой общества. Именно в семье (а уже только потом в школе, институте т.д.) человеческий индивид получает свои первоначальные знания о мире, систему ценностей. Именно в семье, как правило, формируются взгляды на мир и то мировоззрение, которое человек пронесет через весь свой жизненный путь.
К сожалению, во всем мире, в том числе и в нашей стране, далеко не все дети - будущие граждане - воспитываются в полных семьях, где есть мать и отец. Значительная часть семей, в которых есть дети, являются неполными.

Содержание

1Понятие неполная семья. Виды неполных семей.
2. Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях.
3.Детско-родительские отношения в неполных семьях.
4.Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат неполная семья.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

          Пятое условие следующее: удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью). У человека, как существа общественного, имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность "ориентиров" в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает потребность каждый здоровый человек, независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций.

          Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Таким образом, ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это одинокие матери, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, в том числе и с отцом ребенка, и посвятившие все свое время внукам бабушки и дедушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Матери (отцы) бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга, что не допустимо. Надо позволять ребенку общаться с отцом (матерью), если есть такая возможность, интересоваться этими отношениями, но не навязчиво, без иронии.

          Шестое условие заключается в определение родителями для себя потребности смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало у родителя единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связано с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно, нет, однако каждый стремится в случае необходимости найти смысл своей жизни. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать (отец)  могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они могут этого не осознавать, полагая, что цель их жизни в другом. Однако счастливыми людьми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что "жизнь потеряла всякий смысл".

          Седьмое условие заключается в необходимости определения потребности достижения. У некоторых матерей (отцов) воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось добиться родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Например, мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке. Подобное материнское (отцовское) поведение неосознанно для нее (него) самой приобретает элементы эгоизма: "Я хочу сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель моей жизни...".

          Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему идеалов матери (отца) только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство ее (его) удовлетворенности. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование матери (отца) из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и матерью (отцом).

          Восьмое условие заключается в необходимости критики реализации определенной системы воспитания. Встречаются неполные семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой матерью (отцом) системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные матеря (отцы), которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, они педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание.

          Например, некоторые матери (отцы) следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: "Плавать, прежде чем ходить"; в иных неполных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности.

          Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые матери (отцы) следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок существует для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что матери (отцы), следующие воспитанию по типу "реализации системы", внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка.

          Девятое условие правильного воспитание состоит в формировании определенных личностных качеств ребенка. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для матери (отца) качества. Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях мама (папа) строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим "особо ценным" качеством.

          Например, матери (отцы) уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности матерей (отцов) начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной. Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности.

          При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается от ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками матери (отца) или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы матери (отца) ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

          Таким образом, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался матери (отцу) необходимо обратить внимание на собственные слова и поступки, на быт семьи, знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, и на основе этого строить свою систему воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребенка, позволять ребенку общаться с отцом (матерью), что играет значительную роль в формировании и развитии ребенка. При условии, что отец (мать) не является асоциальным элементом общества и сам (сама) желает принимать участие в воспитании ребенка.

Заключение

         У каждой неполной семьи — своя история. Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя «без пары», выработка новых форм семейной жизни — сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Но сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь после развода родителей — это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. И наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не успокоится, пока вы не перевяжете правильно, — что же говорить о столь кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!

Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?

Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения с другими людьми.

Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Арнаутова Е.П. Воспитание ребенка в неполной семье. Авторская статья 04.10.2009.

2. Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980

3. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.

4. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Издательский центр "Академия", 2006

5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. «Азъ» ,1992.

6. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. - М., 1998.

7.Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет социального исследования. Сб. ст. : Отец  в современной семье. Вильнюс , 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях