Воспитание детей из неполной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:47, реферат

Описание

Целью данной работы является выявление эффективных форм и методов социально-педагогической помощи данным семьям в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по данной теме;
2. Раскрыть влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка;
3. Изучить особенности характера детей из неполных семей;
4. Раскрыть формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….с.3-6
1. Теоретические аспекты процесса воспитания в неполных семьях ……...с.7-27
1.1. Влияние стилей родительского отношения в неполной семье
на формирование личности ребенка ……………………………………… с.7-15
1.2. Особенности характера детей из неполных семей …………………….с.14-20
1.3. Условия совершенствования процесса воспитания
в неполных семьях ………………………………..…………………………..с.20-27
2. Организация помощи неполной семье …………………………………...с.28-39
2.1. Анализ существующего опыта оказания социальной помощи
неполной семье ……………………………………………………………….с.28-34
2.2. Анализ опыта работы
Отделения профилактики безнадзорности детей и подростков
ГОУ СО «Центр социального обслуживания населения» г. Кушвы ……..с.34-39
Заключение ……………………………………………………………………с.40-41
Список использованной литературы ……………………………………….с.42-43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….с.3-6

1. Теоретические аспекты процесса воспитания в неполных семьях ……...с.7-27

1.1. Влияние стилей  родительского отношения в неполной  семье 

на формирование личности ребенка ……………………………………… с.7-15

1.2. Особенности характера детей из неполных семей …………………….с.14-20

1.3. Условия совершенствования  процесса воспитания 

в неполных семьях ………………………………..…………………………..с.20-27

2. Организация  помощи неполной семье …………………………………...с.28-39

2.1. Анализ существующего  опыта оказания социальной помощи

неполной семье  ……………………………………………………………….с.28-34

2.2. Анализ опыта  работы 

Отделения профилактики безнадзорности детей и подростков

ГОУ СО «Центр социального  обслуживания населения» г. Кушвы ……..с.34-39

Заключение  ……………………………………………………………………с.40-41

Список использованной литературы ……………………………………….с.42-43

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях, делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку.

Семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье  с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [4, с.13]. Так, если  в  1993  году доля  детей,  родившихся в России у женщин,  не  состоящих  в  зарегистрированном браке,  составляла 18%,  то  в  1997  году  она превысила  25%. Ежегодно,  по  данным Госкомстата,  распадается  500-600 тысяч  браков,  также  образуя  неполные  семьи,  и  почти столько  же  детей  в  возрасте  до 18 лет становятся детьми семей группы риска.

Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты  чаще стали обращать внимание на специфику  положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей.  Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.

Как мы уже отметили, среди проблем неполной семьи  особенно актуальной является проблема ее функционирования как института  воспитания и социализации детей.  Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполных семьях, прежде всего, связаны с воздействием негативных экономических факторов. В среднем по регионам России среди неполных семей доля "бедных" составляет 60,9%, а доля "зависимых от пособий" - 18,9% от их числа. Таким образом, неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, фактически все они зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения.

По мнению И. Дементьевой, неполные семьи преимущественно  материнские, в связи с этим дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране, так как идет вытеснение женщин с рабочих мест в сферу низко оплачиваемых учреждений [4, с.15].

Следующая проблема неполной семьи заключается в  здоровье детей. Ученые пришли к выводу, что дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающих в более острой форме [4, с.14]. При этом неблагополучные показатели здоровья детей связаны не только с влиянием стрессов развода, но и с низкой медицинской активностью матери (отца). Таким образом, основными факторами риска здоровья в неполной семье являются: наличие вредных привычек, социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, самолечение и т. п.

Из всего  выше сказанного следует, что специфический  образ жизни семьи с одним  родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. В рамках воспитательной деятельности взрослым не удается осуществить полноценный  контроль над детьми и в целом  эффективно влиять на их поведение.

Изучением проблемы воспитания в неполных семьях занимаются И.Дементьева, Н.Зубарева, М.А. Костенко и другие [4, 10]. К примеру, И. Дементьева и Н. Зубарева в своих работах затрагивают такие вопросы, как степень социальной ответственности подростков из неполных семей, технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей, негативные факторы воспитания детей в таких семьях. Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания И. Дементьева считает идентификацию детей с родителями, также она затрагивает вопрос об образовании и профессиональной ориентации детей развода, психологические особенности личности таких детей [4. 10].

Таким образом, изложенное выше обосновывает проблемный аспект темы «Потребность неполной семьи в помощи социальных служб» и проблема воспитания детей в условиях неполной семьи требует более подробного рассмотрения.

В связи с  этим, объект исследования - процесс воспитания детей в неполных семьях.

Предмет исследования - социально-педагогическая помощь, оказываемая неполной семье в воспитании ребенка.

Целью данной работы является выявление эффективных форм и методов социально-педагогической помощи данным семьям в современных условиях.

Гипотеза: мы предполагаем, что существующая система помощи неполным семьям, в целом, неэффективна.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать  следующие задачи:

1. Изучить научную литературу по данной теме;

2. Раскрыть влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка;

3. Изучить особенности характера детей из неполных семей;

4. Раскрыть формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей;

5. Изучить опыт работы отделения профилактики безнадзорности детей и подростков Государственного областного учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения» г. Кушвы.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы: анализ научной литературы, сравнение, наблюдение, изучение и обобщение опыта.

 

1.  Теоретические аспекты процесса воспитания детей в неполных семьях

1.1. Влияние стилей родительского отношения в неполной семье на формирование личности ребенка

При рассмотрении процесса воспитания детей необходимо изучение стилей родительского отношения  в неполных семьях. Какие же семьи можно отнести к этой категории? Неполная семья – это когда в семье есть лишь один родитель с одним или несколькими детьми. Причинами этого может быть смерть одного из супругов,  или развод, который происходит в связи со злоупотреблением спиртными напитками, бытовой неустроенностью супругов, супружеской неверностью, с проблемами распределения домашних обязанностей, с психологической несовместимостью. Но нередко неполная семья образуется и  в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.

Неполная семья  может относиться к благополучным  или неблагополучным семьям, семьям группы риска или асоциальным семьям [9, с.17]. Дадим краткую характеристику каждой из названных семей. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалиста по социальной работе, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачу его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им хватает однократной помощи.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны специалиста по социальной работе. В зависимости от характера проблем специалист оказывает таким семьям консультативную, образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Семьи группы риска  характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например неполные семьи малообеспеченные и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому специалисту по социальной работе необходимо наблюдать за состоянием такой семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает  наиболее трудоемко и состояние  некоторых из них нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и со стороны других граждан того же социального слоя. Работа специалиста по социальной работе с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения  между всеми членами неполной семьи в каждой из этих семей, так  как от этого зависит процесс  формирования личности ребенка, в ней воспитывающегося. Чтобы изучить возможные отношения между взрослыми и детьми в неполных семьях, необходимо знать существующие стили родительского отношения к детям. В данной работе под стилем семейного воспитания будем понимать многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

В рамках данной работы необходимо рассмотреть существующие классификации стилей родительского  отношения. Подробнее остановимся  на классификации стилей предложенной Д. Боумридом [23, с.39]. На основе своих наблюдений Д. Боумрид выделяет три типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

У авторитетных родителей в неполных семьях инициативные, общительные, добрые дети. Каких же родителей мы можем назвать авторитетными? Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам.

Дети таких  родителей обычно любознательны, стараются  обосновать, а не навязать свою точку  зрения, они ответственно относятся  к своим обязанностям. Им легче  дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитетные  родители стараются не акцентировать  свое внимание на сложившейся ситуации, в частности на возникновении неполной семьи. Они уверены в своих силах, в своих возможностях. Подсознательно  родители  передают этот эмоциональный настрой детям. Тем самым, способствуют формированию у них чувства защищенности от жизненных трудностей.

Для авторитетных родителей свойственна высокая  степень вербального общения  с детьми, включаемость детей в  обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей  всегда прийти на помощь, стремление к  снижению субъективности в видении ребенка. Ограничения ребенка существуют, но серьезные разногласия по поводу дисциплинарных мер отсутствуют, так как ребенок четко понимает смысл ограничений. Ограничения родителей могут быть постоянными и жесткими, но они признаются ребенком, как справедливые и обоснованные. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной и эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность. Если данный стиль отношений существует в неполной семье, то эту семью можно считать благополучной.

Д. Боумрид подчеркивает, что у авторитарных родителей дети становятся раздражительными, склонными к конфликтам [23, с. 46]. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. А на самом деле авторитета нет, есть боязнь. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав.

Информация о работе Воспитание детей из неполной семьи