Урок, как основная форма обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:51, курсовая работа

Описание

Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.
Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.
Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга.
Для урока характерны специфические признаки:
1.Постоянная группа учащихся.
2.Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.
3.Овладение основным изученным материалом на уроке.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая педагогика по педагогике. Салова Е. В..docx

— 290.55 Кб (Скачать документ)

     Проявление  в обеспечении:

- осознание учеником своей  учебной деятельности как социально  значимой

- формирование его нравственно  – ценностных ориентиров

- воспитание нравственного  начала в личности

- формирование положительных  мотивов учения

- формирование опыта общения  между учащимися и сотрудничество  с учителями

4. В итоге слушатель  должен знать: особенностями ухода при лихорадке.

5. В итоге слушатель  должен уметь: правельно измеренять температуру тела.

6. Обоснование  выбора темы: От знания и умения которые преобретает медицинская сестра в данной лекции зависит грамотность и своевременность окозания ухода за пациентами.

7. Метод обучения: репродуктивный

8. Форма обучения: групповая, фронтальная

9.Форма организации: лекционное занятие

10. Место проведения  занятия: лекционный зал

11. Оснащение: конспект занятия

 

                                   Хронокарта лекционного занятия

№ п/п

   Этапы

Содержание этапа

   Время в минутах   

Место проведения

   1.

Организационный

Приветствие, определение степени готовности

          10

Конференц- зал

  2.

Вводный

Тема, цели, задачи

          5

Конференц- зал

    3.

Основной

Раскрытие темы

          20

Конференц- зал

    4.

Обратной связи и коррекция  усвоенных знаний

Ответы на вопросы

          5

Конференц- зал

    5.

Заключительный

Подведение итогов

          5

Конференц-зал


 

12. Список литературы

1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. - 1991-96 гг.

2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. - 1994 г.

3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг.

 

 

 

ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России

 

 

Утверждаю

Заведующий кафедрой

социальной работы, психологии

и педагогики

А. А. Атаманов

«16» марта 2012 г

 

 

 

Методическая  разработка практического занятия

Тема: Профилактика осложнений при введении лекарственных средств.

 

 

Количество часов 1

Количество занятий 1

 

 

Выполнила студентка ФСР  ВСО и М

Салова Е. В.  сот. тел. 89518027001

Проверил 

Старший преподаватель

Калугина Т. А.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

Практическое  занятие

Лекарственные вещества можно разделить  на две группы по пути их попадания  в организм человека: • энтеральные, вводимые через желудочно-кишечный тракт (рот, прямая кишка); • парентеральные, попадающие в организм в обход желудочно-кишечного тракта, т.е. через слизистые и серозные оболочки, кожу, легкие и др. 
Энтерально лекарственные вещества вводят через рот, под язык, и через прямую кишку.  
Прием препарата через рот — наиболее простой и естественный путь в лечении заболеваний внутренних органов.  
Наиболее рационален прием лекарственных средств натощак, т. е. за 20—30 мин до еды. В это время в желудке и в верхнем отделе кишечника не содержится пищи и поэтому там не выделяются пищеварительные соки. За этот промежуток времени лекарственные средства переходят из желудка в кишечник и успевают всосаться из него в кровь в достаточных количествах.  
Достоинством энтерального пути является удобство применения (больной может самостоятельно принять препарат), а также сравнительная безопасность, отсутствие осложнений, присущих парентеральному введению.  
Недостатками являются: относительно медленное развитие терапевтического действия; наличие индивидуальных различий в скорости и полноте всасывания; влияние пищи и других препаратов на всасывание; разрушение в просвете желудка и кишечника (инсулина, окситоцина и др.) или при прохождении через печень (гормоны); сильное раздражающее действие ряда веществ на слизистую.  
Применение под язык (сублингвалыю, защёчно). Некоторые лекарственные средства хорошо всасываются через слизистую оболочку ротовой полости, которая имеет обильное кровоснабжение. По этому всасывающиеся через нее вещества быстро попадают в ток крови и начинают действовать через короткое время. Сублингвально наиболее часто применяют нитроглицерин при приступе стенокардии, а клофелин и нифедипин для купирования гипертонического криза. При сублингвальном введении лекарства попадают в большой круг кровообращения, минуя желудочно-кишечный тракт и печень, что позволяет избежать его биотрансформации. Препарат следует держать во рту до полного его рассасывания. Часто сублингвальное применение лекарственных средств может вызвать раздражение слизистой оболочки полости рта. 
Введение в прямую кишку (ректально) (per rectum). Несмотря на то, что слизистая оболочка прямой кишки не представляет собой естественного места для всасывания природных веществ или продуктов питания, она отличается обильным кровоснабжением и богатой лимфатической системой. Хорошо кровоснабжаемая прямая кишка обладает высокой всасывательной способностью для многих лекарственных средств. При ректальном введении в организме создается более высокая концентрация лекарственных веществ, чем при пероральном. Венозная кровь от прямой кишки по системе нижних и средних геморроидальных вен поступает в общий кровоток, минуя печеночный барьер. Это обстоятельство уменьшает разрушение лекарственных веществ в печени и щадит печень от их возможного отрицательного действия.  
Уже через 5—15 мин после введения большинства лекарственных веществ в прямую кишку в крови создается их терапевтическая концентрация.  

Парентеральный  путь (минуя пищеварительный тракт). К парентеральным способам применения лекарственных средств относятся различные виды инъекций, инфузии, ингаляции, поверхностное нанесение препаратов на кожу и слизистые оболочки, электрофорез. 
Инъекции. Введение лекарственного вещества шприцем незаменимо при оказании экстренной помощи, так как инъекции не препятствует рвота, затрудненное глотание и бессознательное состояние. Преимущества инъекции — точность дозировки и быстрота действия. Многоразовые шприцы в настоящее время не применяют – только одноразовые. 
Подкожное введение (инъекции).  
Место инъекции — средняя треть наружной поверхности плеча (рис. 34) и передненаружной поверхности бедра, подлопаточное и межлопаточное пространства, боковая поверхность брюшной стенки. 
Кожу обрабатывают этиловым спиртом Большим и указательным пальцами левой руки захватывают кожу в складку, в основание которой быстро водят иглу под углом 30—45° к поверхности тела наполовину длины. При этом цилиндр шприца держат 1, 3 и 4-м пальцами. 
 
 
 

Подкожное введение лекарственных средств обеспечивает хорошую биологическую фильтрацию их через мембраны соединительной ткани и капиллярные стенки. Поэтому можно этим путем вводить водные и масляные растворы, суспензии, эмульсии и даже специальные твердые формы. Из подкожной клетчатки раствор проникают в кровь несколько медленнее из-за меньшего в ней кровообращения. При этом пути всасывание лекарственного вещества происходит медленнее, чем при внутримышечном и внутривенном, и проявление терапевтического эффекта постепенно. Однако эффект сохраняется более длительно. Ускорить всасывание веществ при подкожном введенииможно прикладыванием, грелки на место введения.   
К преимуществам относятся обеспечение надежности действия препаратов, возможность их введения самим больным. 
Недостатки заключаются в неудобстве введения по сравнению с приемом внутрь. Под кожу нельзя вводить растворы раздражающих веществ, которые могут вызвать омертвение (некроз) тканей. Следует помнить, что при недостаточности периферического кровообращения (шок) подкожно введенные вещества всасываются слабо. Повторные инъекции инсулина вызывают атрофию жировой ткани, что сопровождается колебаниями всасываемости препарата. Часто использовать этот путь введения нельзя из-за накопления посторонних частиц в соединительной ткани и образования вокруг мест инъекций гранулем.  
Внутримышечное введение.  
Место инъекции — нижняя часть верхне-наружного квадранта ягодицы и передненаружная поверхность бедра (рис.35) Кожу обрабатывают спиртом. Шприц держат перпендикулярно поверхности кожи, при этом цилиндр шприца находится между первым и третьим, четвертым пальцами правой руки, вторым пальцем придерживают поршень, а пятый — канюлю иглы. Первым и вторым пальцами левой руки растягивают кожу и вводят иглу в мышцу на 2/з ее длины, надавливают на рукоятку поршня 2-м пальцем правой руки и вводят вещества. Извлекают иглу, левой рукой прикладывают ватку, смоченную спиртом, к месту инъекции. 
 

Внутримышечно вводятся водные, масляные растворы и суспензии лекарственных веществ, что дает относительно быстрый эффект (в течение 10—30 мин). Внутримышечный путь введения часто используется в лечении депо-препаратами, дающими пролонгированный эффект. Объем вводимого вещества не должен превышать 10 мл.  
Преимущества состоят в том, что препарат всасывается быстрее, чем при подкожном введении.Внутримышечно можно вводить вещества, обладающие раздражающим свойством, депо-препараты, например пенициллины, нейролептики, гидроксипрогестерон. 
К недостаткам относится тот факт, что больной не может вводить препарат самостоятельно,введение может быть болезненным. Связывание в тканях или выпадение в осадок из раствора замедляет поступление препарата в кровоток (дифенин, диазепам), замедляется всасывание при недостаточности периферического кровообращения. Суспензии и масляные растворы в связи с медленной всасываемостью способствуют формированию местной болезненности.

Внутривенное введение (инфузии).  
Внутривенное введение производят струйным или капельным способом через металлические иглы или специальные катетеры. В вену вводят водные, иногда спиртовые растворы с концентрацией спирта не больше 30%. Лекарства вводятся в вену медленно или капельно из-за опасности создания очень высокой концентрации лекарственного вещества, что может проявиться в токсическом эффекте.  
Лекарственные средства, введенные в костный мозг через грудину, пяточную кость у детей, поступают в общий кровоток так же быстро, как и при введении в вену. 
Преимущества состоят в обеспечении немедленной доставки лекарственного вещества с кровью в необходимой легко регулируемой концентрации. При появлении побочных эффектов введениеможно прекратить. Этим путем вводят препараты, не всасывающиеся в кишечнике или обладающие сильным раздражающим свойством, например противораковые средства, которые не могут быть использованы другим путем.  
Существенным отрицательным моментом введения в вену является отсутствие биологической фильтрации их, которая имеет место при других способах применения. Между тем в вену могут попасть мельчайшие частицы, которые проникают в препарат в процессе приготовления или пузырьки воздуха, когда раствор набирают в шприц. Посторонние частицы могут находиться в системах склянок, трубок, игл, катетеров, используемых при капельном способе введения. Поэтому внутривенное введение применяют только при оказании экстренной медицинской помощи для получения быстрого эффекта или в тех довольно редких случаях, когда лекарственное средство при других путях введения разрушается или не всасывается в кровь.  
Внутриартериальное введение.  
Оно используется в случаях заболеваний некоторых органов (печень, сосуды конечности), когдалекарственные вещества быстро метаболизируются или связываются тканями, создавая высокую концентрацию препарата только в соответствующем органе. Тромбоз артерии — более серьезное осложнение, чем венозный тромбоз.

 
Профилактика  осложнений и действия медицинской  сестры при их возникновении.

Большая часть осложнений возникает по вине медицинской сестры, когда она не придерживается четко  правил асептики или техники выполнения инъекций.

1. Обморок – внезапное кратковременное помрачение сознания, которое обусловлено острой ишемией головного мозга.

Профилактика. Не выполнять инъекцию пациенту в стоячем положении. Действия медицинской сестры в случае возникновения обморока у пациента:

1. Предоставить положение  лежа с приподнятыми ногами  и немного опущенной головой  (чтобы увеличить приток крови  к головному мозгу).

2. Побрызгать лицо холодной  водой, дать понюхать ватный  тампон, смоченный раствором аммиака  (нашатырного спирта).

3. Освободить от тесной  одежды грудную клетку (расстегнуть  воротник, пояс).

В более тяжелых случаях внутримышечно ввести кордиамин 2 мл или 2 мл 10% раствора кофеин-бензоата натрия.

2. Инфильтрат – это наиболее частое осложнение подкожных и внутримышечных инъекций. Характеризуется образованием уплотнения в месте инъекции, которое легко определяется при пальпации.

Причины возникновения. Постоянное введение лекарств в одну и ту же область; введение не подогретых масляных растворов; грубое нарушение правил асептики на этапе подготовки и во время выполнения инъекций.

Признаки. Местная гиперемия, гипертермия, отек, ощущение боли. При своевременном лечении инфильтрат может рассосаться, в худшем случае – осложниться развитием абсцесса.

Лечение. На ранней стадии развития инфильтрата накладывают двухслойный согревающий компресс с раствором фурацилина 1:5 000 и мазью Вишневского. Можно применить водно-спиртовой, масло-спиртовой компресс. Назначают также физиотерапевтические процедуры (УВЧ, УФ-облучение). Если инфильтрат возник после введения антибиотика, то на кожу наносят йодную сетку. Если инфильтрат усложнился абсцессом, то проводят хирургическое его разрезание с дренированием.

Профилактика. Нужно строго соблюдать правила асептики, постоянно менять анатомические участки тела для инъекций, не вводить однократно большой объем лекарств, подогревать масляные растворы.

Запомните! Любой  контакт иглы с нестерильными  предметами и руками нарушает ее стерильность, что может стать источником инфекции и способствует развитию инфильтрата  и даже абсцесса.

3. Аллергическая реакция – это повышенная чувствительность организма к введению того или иного препарата. Проявляется сыпью, отеками, зудом, повышением температуры тела. Может возникнуть насморк, конъюнктивит, першение в горле. Наиболее грозным проявлением аллергической реакции является анафилактический шок, который зачастую развивается в первые 20 мин после инъекции, а иногда и сразу – еще «на игле». При этом пациент внезапно чувствует резкую слабость, может потерять сознание, нарушается сердечная деятельность, на коже могут возникнуть сыпь, отек, а также диспепсические расстройства (рвота, понос). В тяжелых случаях возникают судороги, паралич дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Это угрожающее для жизни состояние, которое требует неотложной помощи!

Информация о работе Урок, как основная форма обучения