Управление самостоятельной работой студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:02, реферат

Описание

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Содержание

Введение.....................................................................................................3
1.Цели и задачи самостоятельной работы студентов............................4
2.Организация самостоятельной работы студентов..............................6
3.Мотивация,контроль и эффективность самостоятельной работы
студентов:
1)Основные виды мотиваций самостоятельной работы студентов....11
2)Условия эффективности самостоятельной работы студентов.........14
Заключение..............................................................................................17
Список использованной литературы.....................................................19

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)


 

                 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.....................................................................................................3

1.Цели и задачи самостоятельной работы студентов............................4

2.Организация самостоятельной работы студентов..............................6

3.Мотивация,контроль и эффективность самостоятельной работы

студентов:

1)Основные виды мотиваций самостоятельной работы студентов....11

2)Условия эффективности самостоятельной работы студентов.........14

Заключение..............................................................................................17

Список использованной литературы.....................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации (введение образовательных стандартов, внедрение системы педагогического мониторинга и т.д.).

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

1. Цели и задачи самостоятельной работы студентов

Как известно самостоятельная работа студента является основой вузовского образования.

Однако самостоятельная работа студентов не подразумевает отсутствие контроля со стороны преподавателя как за ее организацией, так и результатами. Поэтому под самостоятельной работой обычно понимают деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает в отсутствии непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им.

Основная цель самостоятельной работы студентов совпадает с целью обучения в вузе – подготовка специалиста с высшим педагогическим образованием. В ходе самостоятельной работы у студентов также формируются умения самостоятельного приобретения знаний и организации учебного и научного труда.

Задачами самостоятельной работы студента являются:

·        привитие студентам навыков самостоятельной учебной работы, формирование у них потребностей в самообразовании;

·        освоение содержания дисциплины, выносимого на самостоятельное изучение студента;

·        дальнейшая отработка, осознание и углубление содержания, разобранного на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях.

В зависимости от места и времени проведения самостоятельной работы, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами подразделяется на следующие виды:

1.аудиторная самостоятельная работа

2.обязательная внеаудиторная самостоятельная работа

3.индивидуальная внеаудиторная работа под руководством преподавателя

4.обязательная внеаудиторная самостоятельная работа студентов с использованием новейших средств информации.

Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

В целом же, самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.

Таким образом, структурно самостоятельную работу студентов можно разделить на две части: организуемая преподавателем и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т.п.) В этой связи, управление самостоятельной работой– это прежде всего умение оптимизировать процесс сочетания этих двух частей. Организуемая самостоятельная работа должна составлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу. Непосредственное распределение часов на организуемую самостоятельную работу утверждается по каждой дисциплине научно-методическим советами направлений и специальностей. Предполагается, что организуемая самостоятельная работа  должна быть предусмотрена для всех дисциплин учебного плана.

Рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа "Чем больше, тем лучше". Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ (иногда за плату), а так же списывание и шпаргалки на контрольных мероприятиях. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций.

2.Организация самостоятельной работы студентов.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.
В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента - 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.
Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель самостоятельной работы студента - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студента разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ;
подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

С позиции планирования и организации самостоятельной работы студентов можно выделить следующие уровни: вузовский; факультетский; уровень кафедры; уровень ведущего преподавателя. Охарактеризуем работу, проводимую на каждом из названных уровней.

На вузовском уровне необходимо предусмотреть в первую очередь материальное и информационное обеспечение самостоятельной работы студентов, а также преемственность работы на всех перечисленных уровнях.

На уровне факультета предусматривается работа, направленная на организацию и упорядочение самостоятельной работы студентов.

На уровне кафедр разрабатываются единые требования к самостоятельной работе(в том числе и к отдельным видам самостоятельной работы), её результатам, определяется содержание самостоятельной работы, этапы и формы контроля за её проведением.

На уровне ведущего преподавателя планируется и отбирается содержание, выносимое на самостоятельную работу; определяются этапы и формы контроля за результатами; составляются программы и разрабатываются методические рекомендации для студентов; проводятся консультации. Содержание и формы самостоятельной работы определяются преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом и прописываются в рабочей программе по данной дисциплине.

Осуществлять контроль результатов самостоятельной работы удобно на основе использования рейтинговой системы оценивания студентов, которая в последние годы активно внедряется в высших учебных заведениях. Рейтинговая технология обучения является важной составной частью системы управления учебным процессом, внутривузовского контроля и самооценки результатов учебной деятельности. Она охватывает всю совокупность вопросов, связанных с целями, содержанием и методами обучения, организацией и осуществлением учебного процесса.

Основной целью рейтинговой системы является организация учебного процесса, обеспечивающего подготовку специалистов на уровне современных требований. Она призвана решать следующие задачи:

·        использование в учебном процессе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию профессиональных образовательных программ высшего образования;

·        систематический контроль результатов обучения и соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов требованиям Государственных образовательных стандартов;

·        осуществление постоянной обратной связи со студентами в усвоении учебного материала и принятие оптимальных решений в управлении качеством подготовки специалистов на уровне преподавателя, кафедры, факультета, института;

·        индивидуализация обучения, стимулирование планомерной и систематической самостоятельной работы студентов с учетом индивидуальных способностей и интересов;

·        мотивация и стимулирование дополнительной исследовательской работы студентов по предмету. 

 

 

 

 

3.Мотивация,контроль и эффективность самостоятельной работы студентов:

1) Основные виды мотиваций самостоятельной работы студентов

Различают:

1. Внешнюю мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы в вузе. К сожалению, этот фактор пока работает недостаточно эффективно, но в тенденции решение этого вопроса видится в недалеком будущем.

2. Внутреннюю мотивацию – склонности студента, его способности к учебе в вузе. Ею можно управлять в период довузовской подготовки путем использования тестов при выборе специальности, обоснованной рекомендации при определении направления образования и т.д.

3. Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студента на важность выполняемой работы как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста. Необходимо убедительно показать (доказать), что результаты самостоятельной работы студента помогут ему лучше понять лекционный материал, лабораторные работы и т.д. Большой эффект дает включение заданий на самостоятельной работе составной частью в курсовой, а тем более в дипломный проект, причем это можно сделать достаточно рано – на одном из младших курсов.

Контроль в самостоятельной работе студентов не должен быть самоцелью для преподавателя, а прежде всего – стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента. Следует включать результаты выполнения самостоятельной работы в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на зачете (экзамене), от оценок которых зависит рейтинг студента, окончательная оценка, а, следовательно, стипендия или ее размер. Многим студентам важен моральный интерес в форме общественного признания (приятно быть первым на факультете, специальности, в группе).

При этом важно стремиться к тому, чтобы на младших курсах самостоятельная работа студентов ставила целью расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий. На старших курсах самостоятельная работа студента должна способствовать развитию творческого потенциала студента. Задания могут носить индивидуальный, бригадный или комплексный характер. Однако контроль выполнения самостоятельной работы, отчет по самостоятельной работе должны быть сугубо индивидуальными. Следует оговориться, что творческое начало в самостоятельной работе конечно же не может быть жестко привязанным к шкале “младших-старших”. Критерий здесь один – индивидуальные склонности и, главное, способности конкретного студента, но, тем не менее, в тенденции выше приведенное суждение по поводу места и роли самостоятельной работы вполне правомерно.

Информация о работе Управление самостоятельной работой студентов