Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание

Активный процесс информатизации ставит перед педагогической наукой задачу разработки таких технологий обучения, которые бы обеспечили развитие у школьников способностей, позволяющих активно овладевать этими знаниями. Эффективность обучения зависит от уровня развития индивидуальных особенностей учащихся, от обучаемости, т. е. способности к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющейся в степени лёгкости и быстроты, с которой приобретаются знания и осуществляется овладение приёмами. Цель контрольной работы – изучить методические основы процесса развития логического мышления учащихся в системе «Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева.

Содержание

Введение 3
Развитие логического мышления учащихся в системе «Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева 4
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Работа состоит из  1 файл

310500.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

 

Уменьшение числа.

Увеличение числа.

Сравнение чисел.

Яблок – 5 ш 

Груш - ? на 2 <

5-2=3(ш)

Яблок -? на 2 >

Груш – 3 ш

3+2=5(ш)

Яблок-5ш на?  >

Груш -3ш на?  <

5-3=2(ш)


 

Использование пустого квадратика в записи условия – это перспективное опережающее изучение способов решения уравнений.

По технологии П.М. Эрдниева умножение двузначного числа  на однозначное идет параллельно  с делением. Например, при изучении умножения 23 × 4 рассуждение и запись предлагается в таком виде: «Чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно число 23 представить в виде суммы двух слагаемых 20 и 3. Оба числа умножаем на 4; 20 умножить на 4, получится 80, 3 умножить на 4 получится 12; к 80 прибавить 12 получится 92.

 

23 × 4 = 92

20

+

3

× 4

= 80

+

= 12

92 : 4 = 23

80

+

12

: 4

= 20

+

= 3




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверим правильность решения. Умножение проверяем делением. Представим число 92 в виде суммы слагаемых, которые удобно разделить на 4 – это числа 80 и 12; каждое число разделим на 4; 80 разделить на 4, получится 20, 12 разделить на 4, получится 3; к 20 прибавить 3 получится 23, пример решен правильно».

Второй способ укрупнения дидактических единиц – метод  деформированных упражнений, в которых  искомым является не один, а несколько элементов.

Например, составляю на доске пример 6 + × = 9 и спрашиваю, как его решить. «Пример можно  решить путем проб», – отвечают дети. К шести прибавить один получится семь. Пробуем следующее число – 2. Затем пробуем число 3. К 6 прибавить 3 получится 9. Ученики составляют пример.

Во-первых, этот пример качественно  новый по сравнению с обычными примерами, которые ученики решали ранее.

Если при решении  примера вида 6 + 3 = 9 используется единичная  связь: 6 да 3 равно 9, то решение обратного  примера (6 + × = 9) основано на использовании множества связей: 6 + 1 = 7, 6 + 2 = 8, 6 + 3 = 9.

Во-вторых, ход мыслей при решении примера, записанного  с помощью цифр и арифметических знаков, направлен от слагаемых к сумме, а при решении деформированного примера – от суммы к слагаемому.

В-третьих, решение первого  примера осуществляется без проб, решение же второго примера осуществляется в форме поиска, основанного на многократном сравнении промежуточных результатов с искомыми (7 < 9, 8 < 9, 9 = 9) и соответственно на внесении поправок после каждой операции; например: 6+1=7, 7 < 9 – не хватает, надо прибавить не 1, а 2; 6 + 2 = 8, 8 < 9 – не хватает, прибавим 3; 6 + 3 = 9, что и должно быть.

Так, в процессе решения  активизируется внимание учащихся, развивается их мышление, так как они совершают новые виды логических операций (сравнение, проба). [5]

 

Заключение

 

Рождению технологии УДЕ предшествовал долгий путь учителя-практика Пюрвя Мучкаевича Эрдниева. Еще до войны П.М. Эрдниев работал в  начальной школе.

Уже тогда он видел несовершенство образовательного процесса: знания в учебнике представлены разрозненно и хаотично, понятия и суждения часто никак не связаны между собой, что не позволяет ребенку увидеть целостную картину мира, понять его противоречивость. К тому же стремительно растет поток информации. Как уменьшить время, не уменьшая количества информации? Профессор Эрдниев, пришёл к выводу о том, что эту задачу можно решить, не упрощая заданий, а усложняя – их укрупняя дидактические единицы, – но при условии особой структуры учебного материала.

Технология УДЕ является важнейшим открытием в педагогической науке. Укрупненная дидактическая единица — это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 1996. – 141 с.
  2. Гребенюк, О.С. Концепции и технологии обучения / О.С. Гребенюк. – Изд-во «Начальная школа», 2006. – 246 с.

3. Эрдниев, П.М., Эрдниев, Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: кн. для учителя. / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. - М.: Просвещение, 1986. – 357 с.

4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах, том 1 / Г.К. Селевко. - М., «НИИ школьных технологий», 2006. – 254 с.

5. Малюкова, О.Г. Технология на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева / О.Г. Малюкова. – Изд-во «Начальная школа», 2007. – 265 с.

6.     Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 292 с.

 


Информация о работе Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева