Трудовое восвпитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание

Задачи:
углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей разработкой организации трудовой деятельности в природе детей разных возрастных групп, формирование социально-экологической направленности личности с опорой на другие ее критерии, а также преемственность ДОУ и начальной школы по вопросу формирования личности.

Содержание

Введение
1. Понятия «ценностные отношения», «трудовое воспитание»
2. Великие педагоги о труде.
3. Трудового воспитания на современном этапе
3.1 Особенноти труда детей дошкольного возраста.
3.2 Социально- педагогические предпосылки необходимости трудового воспитания.
3.3 Виды труда дошкольников.
3.4 Формы организации труда.
3.5 Условия воспитания дошкольников в труде.
3.6 Средства трудового воспитания в труде.
3.7 Содержание трудового воспитания на современном этапе.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Трудовое воспитание дошкольников.docx

— 49.60 Кб (Скачать документ)

В подготовительной группе особое значение приобретает  совместный труд, когда дети оказываются  в зависимости друг от друга в  процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать  положительные формы общения  между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

3.5 Условия воспитания дошкольника в труде.

Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием  и материалами для организации  детей. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.

Оборудование  на участке и в групповой комнате  размещаются таким образом, чтобы  им было удобно пользоваться. Так, целесообразно  объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте отведенном для ручного труда, – пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки для убора мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.

Труд  всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому  необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические  особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется  в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять  работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет  – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни – вскапывают землю, другие – рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Заботясь  о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.). следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.

Труд  становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический  характер и в нем участвуют  все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать  участие в коллективном труде. Поэтому  необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать  и оценивать работу по трудовому  воспитанию дошкольников.

 

3.6  Средства трудового воспитания

Средства  трудового воспитания детей дошкольного  возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о  содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию  разных видов труда с целью  воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду  и установление доброжелательных взаимоотношений  со сверстниками. Такими средствами являются:

ознакомление  с трудом взрослых;

обучение  навыкам труда, организации и  планированию деятельности;

организация труда детей в доступном им содержании.

3.7 Содержание трудового воспитания на современном этапе.

В последние 15—20 лет в дошкольных образовательных учреждениях реализуются: "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. Гербовой, М.А. Васильевой, Комаровой); порциальные программы — такие, как программа "Радуга", "Развитие", "Детство" Из анализа каждой отдельно взятой программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе "Детство".

"Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). В целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится.

Более полно данное направление представлено в программе "Детство". В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий. (Приложение)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Педагогические  и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед  ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.

Знакомство  дошкольников с трудом взрослых, открывает  возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном  труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает  желание принять участие в  труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).

Исследования, проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой  ступени деятельности - к учению - является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять  посильные обязанности вне зависимости  от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок  к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что  он подготовлен к выполнению более  сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

Анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме формирования личности дошкольника  в трудовой деятельности, позволил установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего  теоретического осмысления.

Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: углубление изучения проблемы, связанное  с дальнейшей разработкой организации  трудовой деятельности в природе  детей разных возрастных групп, формирование социально-экологической направленности личности с опорой на другие ее критерии, а также преемственность ДОУ  и начальной школы по вопросу  формирования личности.

 

 

 

 

 

Приложение

Усложнение трудового  воспитания дошкольников

 
Усложнение программных требований предусматривает: 
1. Нарастание объема трудовой деятельности. Оно проявляется в том, что в первой младшей группе дети овладевают отдельными результативными действиями в том или ином трудовом процессе. Например, сначала приемами смывания, затем намыливания рук, вытирания, приемами застегивания и расстегивания пуговиц, надевания отдельных предметов одежды и т. п. Затем во второй младшей группе, а также в средней и старшей программа включает требования овладения целостными процессами труда (одевание, умывание, сервировка стола, приготовление корма и кормление отдельных животных, создание некоторых поделок и т. д.). 
Предусматривается также увеличение количества трудовых процессов в каждом виде труда. Например, в самообслуживании к умыванию и одеванию добавляется уход за одеждой и обувью; в хозяйственно-бытовом труде, кроме сервировки стола, приготовления столов к занятиям — поддержание чистоты и порядка в групповой комнате, на участке, дома и т. п. 
В подготовительной к школе группе ребенок должен уметь осуществлять тот или иной вид труда в целом: обслужить себя (умыться, одеться, вычистить одежду, пришить пуговицу, выстирать мелкие вещи), поддерживать порядок в своих вещах и в комнате, ухаживать за обитателями живого уголка и т. п. Это постепенное нарастание объема деятельности и постепенное введение разных видов труда определяется доступностью для ребенка как техники каждого трудового действия, процесса, так и знания о труде, его результативности, осознания его необходимости для других. 
2. Совершенствование трудовых навыков и умений, которое проявляется в овладении техникой выполнения трудовых действий, процессов труда (быстрота, точность, экономность движений и т. п.), а также в постепенном повышении требований к самостоятельности, осознанности и гибкости умений — их применении в постоянно меняющихся условиях, например: сервировка стола зависит от меню; уход за растениями — от сезона и т. п. 
3. Совершенствование планирования и организации трудовой деятельности, которое предполагает постепенное усложнение требований к самостоятельности выполнения сначала отдельных трудовых процессов, затем целого вида труда и, наконец, общей, коллективной трудовой деятельности (подготовительная группа): умения принимать, а затем самостоятельно определять цель трудовой деятельности, представлять ее результат, устанавливать последовательность трудовых действий или трудовых процессов, предварительно отбирать необходимые материалы, инструменты, удобно располагать их, убирать после труда и хранить в порядке, целесообразно распределять обязанности между участниками коллективного труда, достигать намеченного результата. 
4. Становление мотивов трудовой деятельности. Программа предусматривает динамику мотивов — от интереса к внешней стороне трудовой деятельности (к действиям, орудиям) в младшем дошкольном возрасте к заинтересованности результатами труда и их использованию для себя и для других и, наконец, к формированию общественно значимых мотивов. 
5. Формирование усложняющихся знаний о труде взрослых важно как для успешного овладения самой трудовой деятельностью, так и для формирования общественно значимых мотивов труда, правильного отношения к труду. Формирование знаний о труде взрослых осуществляется на специальных занятиях. 
В младшей группе у детей формируются такие знания о труде, которые позволяют четко отличать трудовую деятельность от нетрудовой, а в дальнейшем — организовывать свою элементарную трудовую деятельность. Важными являются знания о результатах труда, достигаемых в каждом трудовом процессе, о том, что эти результаты удовлетворяют различные потребности людей, а также знания о том, что трудовой процесс включает постановку цели, последовательно выполняемые трудовые действия с инструментами по обработке предмета труда (материала). 
Это содержание знаний отчетливо представлено в труде по созданию знакомых детям предметов или по их преобразованию (поделка игрушек, шитье кукольной одежды, мытье посуды и т. п.). Потребность в создаваемом предмете помогает ребенку осмыслить цель труда взрослого, связать процесс труда с достижением значимого результата, понять его необходимость для удовлетворения потребностей детей (игровых или бытовых). 
Дети средней группы осваивают знания о составе (структурных компонентах) трудового процесса, который включает постановку цели, отбор материалов и инструментов в соответствии с их качествами, трудовые действия, выполняемые в определенном порядке, и обязательно в итоге получение результата, соответствующего поставленной цели и необходимого для других людей (для всех детей Труппы). Знание состава компонентов трудового процесса позволяет затем ребенку правильно организовать свой труд, контролировать его выполнение, оценивать полученный результат, его соответствие цели. Дети осваивают и первые обобщенные знания о видах труда (труд няни, повара, прачки, дворника и т. п.). 
В старшей группе программа включает знания о видах труда по созданию некоторых материалов, о коллективном труде людей, формах его организации, о направленности коллективного труда. Формируются знания об отношении каждого челйвека к труду, к своим обязанностям. В программу включены также знания о машинах, их роли в труде, об отношении людей к технике и инструментам, о способах ухода за ними. Это содержание требует хорошего знания структуры трудовых процессов, последовательности трудовых действий по созданию тех или иных продуктов труда. 
Разные формы организации коллективного труда и его направленность раскрываются детям при ознакомлении с видами труда в ближайшем окружении (с трудом повара и его помощников, с трудом работников ателье по шитью одежды, с трудом строителей и т. д.). 
Дифференцированные знания о трудовых процессах влияют на формирование собственной трудовой деятельности детей, ее организацию, планирование, достижение результатов. Дети, подражая взрослым, спрашивают, как лучше и целесообразнее выполнить трудовой процесс, отмечают те его компоненты, с которыми ребенок не справляется. Появляется самооценка выполнения каждой части трудового процесса. 
У детей формируют знания об общественной ценности продуктов труда, о ценности общественного труда и об отношениях на этой основе людей к труду и к тем, кто трудится. Эти знания ложатся в основу формирования правильного отношения детей к труду, интереса к нему, стремления подражать взрослым в трудовой деятельности, формирования бережного отношения к вещам и т. п. 
Интерес к разным видам труда и конкретные знания о труде, приобретенные детьми в детском саду, используются школой в трудовом воспитании учащихся, в работе по дальнейшему ознакомлению с разными профессиями, по профориентации учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста  в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
  2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
  3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
  4. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1988.
  5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.

6.Козлова С.А., Куликова Т.А.    Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

7.      Нечаева В.Г.  Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

  1. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.
  3. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 1978. - 2
  4. Коднаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студентов образ. учрежд. сред. проф. образ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 352с.
  5. "Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой 
    Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». 
    Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
  6.  

Информация о работе Трудовое восвпитание дошкольников