Трудовое восвпитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание

Задачи:
углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей разработкой организации трудовой деятельности в природе детей разных возрастных групп, формирование социально-экологической направленности личности с опорой на другие ее критерии, а также преемственность ДОУ и начальной школы по вопросу формирования личности.

Содержание

Введение
1. Понятия «ценностные отношения», «трудовое воспитание»
2. Великие педагоги о труде.
3. Трудового воспитания на современном этапе
3.1 Особенноти труда детей дошкольного возраста.
3.2 Социально- педагогические предпосылки необходимости трудового воспитания.
3.3 Виды труда дошкольников.
3.4 Формы организации труда.
3.5 Условия воспитания дошкольников в труде.
3.6 Средства трудового воспитания в труде.
3.7 Содержание трудового воспитания на современном этапе.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Трудовое воспитание дошкольников.docx

— 49.60 Кб (Скачать документ)

В труде  дошкольника ярко обнаруживается связь  с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

3.2 Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия  у детей дошкольного возраста на современном этапе

       Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.

Первая  группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.

При этом у детей формируются представления  о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.

Вторую  группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.

Третья  группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.

К пятой  группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.

Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе осуществляются одновременно.

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения  к труду. Она может быть успешно  решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с  игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя  у детей трудолюбие, необходимо учить  их ставить цели, находить пути для  ее достижения, получать результат, соответствующий  цели.

Цель  перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для  этого возраста процессуальными  действиями, в отдельных случаях  они могут иметь место и  у детей 4-5 лет.

Стремление  ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении  его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной  для них работы.

В труде  маленьких детей должны иметь  место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения  к труду только тех детей, которые  уже умеют работать, необходимо вовлекать  в труд и тех детей, которые  еще не умеют работать, их надо научить  тому, что они еще не умеют делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей  деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных  трудности при достижении намеченного  результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь  в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное  планирование могут выполнять и  дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в  трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так  как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще  не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы:  «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Детей следует  ставить в условия необходимости  предварительно обдумать процесс деятельности.

Определенное  воздействие на детей оказывает  подведение результатов по окончании  работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат  труда, сравнивать свои достижения с  достижениями других развивается у  детей в ходе накопления опыта  сравнения и анализа результатов  деятельности

Воспитывая  у детей интерес к труду, очень  важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам  и формирующимся у них навыкам.

Формирование  у детей навыков, необходимых  в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы.

Труд  по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс  труда диктует здесь такую  организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое  участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей.

Хозяйственно - бытовой труд создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного ее планирования и т.д.

Таким образом, можно выделить задачи трудового  воспитания, направленные на формирование положительного отношения к труду  взрослых; задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование; задачи, направленные на воспитание у детей некоторых  личностных качеств; задачи воспитания навыков организации своей и  общей работы; задачи формирования положительных взаимоотношений  между детьми в процессе труда. Все задачи осуществляются взаимосвязано. Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Мотивы,  обуславливающие трудовую активность детей, имеют важное значение.

 

3.3 Виды труда дошкольников.

Труд детей  в детском саду многообразен. Это  позволяет поддерживать у них  интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают  четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно –  бытовой труд, труд в природе и  ручной труд.

Самообслуживание  направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно  – бытовой труд дошкольников необходим  в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению  с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен  на поддержание чистоты и порядка  в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в  групповой комнате или на участке  и по собственной инициативе устранять  его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд  в природе предусматривает участие  детей в уходе за растениями и  животными, выращивание растений в  уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет  для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему  живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

 Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими  техническими приспособлениями, осваивают  навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети  на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных  материалов: материал подвергается различным  превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево  можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они  приучаются сравнивать детали путем  наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

3.4 Формы организации труда.

Труд детей  дошкольного возраста в детском  саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель  эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также  воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или  длительными, индивидуальными или  общими, простыми (содержащими в  себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими  в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения  трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства  ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести  дело до конца и сообщить воспитателю  о выполнении поручения.

В младших  группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в  себе одно – два действия (разложить  ложки на столе, принести лейку, снять  с куклы платья для стирки и  т.д.). Такие элементарные задания  включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда  они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней  группе воспитатель поручает детям  самостоятельно постирать кукольное  белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей  группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых  у детей недостаточно развиты  умения, или тогда, когда их обучают  новым умениям. Индивидуальные поручения  даются также детям, нуждающимся  в дополнительном обучении или особо  тщательном контроле (когда ребенок  невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать  методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять  необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более  требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда  детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей  группе в процессе выполнения поручений  дети приобрели навыки, необходимые  для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее  сложной формой организации труда  детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

Информация о работе Трудовое восвпитание дошкольников