Трудовое восвпитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание

Задачи:
углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей разработкой организации трудовой деятельности в природе детей разных возрастных групп, формирование социально-экологической направленности личности с опорой на другие ее критерии, а также преемственность ДОУ и начальной школы по вопросу формирования личности.

Содержание

Введение
1. Понятия «ценностные отношения», «трудовое воспитание»
2. Великие педагоги о труде.
3. Трудового воспитания на современном этапе
3.1 Особенноти труда детей дошкольного возраста.
3.2 Социально- педагогические предпосылки необходимости трудового воспитания.
3.3 Виды труда дошкольников.
3.4 Формы организации труда.
3.5 Условия воспитания дошкольников в труде.
3.6 Средства трудового воспитания в труде.
3.7 Содержание трудового воспитания на современном этапе.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Трудовое воспитание дошкольников.docx

— 49.60 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

      Введение

  1. Понятия «ценностные отношения», «трудовое воспитание»    
  2. Великие педагоги о труде.
  3. Трудового воспитания на современном этапе          

3.1 Особенноти труда детей дошкольного возраста.

3.2 Социально- педагогические предпосылки необходимости трудового воспитания.

3.3 Виды труда дошкольников.

3.4 Формы организации труда.

3.5 Условия воспитания дошкольников в труде.

3.6 Средства трудового воспитания в труде.

3.7 Содержание  трудового воспитания на современном  этапе.

 Заключение.

 Список  литературы.

 Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

        Воспитание у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

 

  1. Понятия «ценностные отношения», «трудовое воспитание»

               Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство …, когда само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.

                    Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.

          Ценностное отношение к труду материализует всю сумму отношений: к человеку, к жизни, к обществу, к родине. Прямым и окончательным способом наши отношения к человеку, к обществу, родине и жизни как таковой мы проявляем в активной деятельности в роли «человека делающего», либо в роли «человека берущего». Характер труда, качество труда, усилия в труде, мотив труда, место труда в режиме существования – все это скорее, проекция указанных отношений человека к людям, обществу, родине, жизни как таковой и своему «Я», которое решительным порядком выразит себя именно в творчестве, утвердит свою неповторимость и уникальность в созидательной деятельности, чем автономное отношение, независимо формирующееся как некое трудолюбие. Любят не «труд», любят жизнь, людей, общество, близких и далеких, родину и свой дом. Отношение к труду – вторичное образование, имеющее мотивом нечто, лежащее за пределами самого труда, который выступает как средство выражения отношения к какой-либо иной ценности. В первую очередь, - человека.

                  Право на специальное выделение блока трудовых отношений дает необходимость длительного, неуклонного приучения ребенка к физическим и духовным усилиям и основательное обучение его навыкам труда. Неслучайно, педагоги порой, говоря о трудовом воспитании, сводят его к трудовому обучению, ибо вооружение ребенка множеством навыков требует огромного педагогического внимания.

       В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение  приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» 

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку  становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

Труд  ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик  ребенка, так как в труде развиваются  многие жизненно важные качества личности.

Особенностью  детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Для развития способности ставить цель в труде  важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной  стадии. На данном этапе важная роль принадлежит взрослому. Он ставит перед  детьми цель и помогает ее реализовать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это  наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального  результата.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.

В труде  дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой  деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в  том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается  самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

В процессе труда дети практически познают  свойства окружающих вещей, наблюдают  за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь  с условиями их обитания. У них  развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством  умственного развития детей.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется  умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при  поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто  выстиранные кукольные вещи.

Труд  закаливает детей физически, так  как многие его виды они выполняют  на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

Особое  значение трудовая деятельность имеет  для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные  с сервировкой стола, помогая  готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для  других. Это формирует у них  готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять  посильные трудовые поручения, формирует  ответственное отношение к порученному  делу, старательность и исполнительность.

Однако  содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность  отношений человека к окружающей действительности. Поэтому необходимо ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает  значимые для человеческой жизни  отношения, ценностные отношения.

 

 

 

2.Великие педагоги о труде

Труду как  человеческой деятельности много внимания уделяется в народной педагогике. Много высказываний о труде можно найти в философских произведениях, в трудах классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай».- А.П. Чехов; « Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человека соблюсти свое человеческое достоинство».- Л.Н. Толстой).

Важное  значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» .

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения  детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам  работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь  результата, у них формируется  желание оказывать посильную  помощь взрослым.

Особое  значение Н.К. Крупская придавала объединению  детей в труде, указывая, что «совместную  работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

             Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.  
Теоретическое обоснование трудового воспитания молодежи с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.

Немаловажное  значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.

Таким образом, ученые внесли значительный вклад в  разработку проблемы выявления признаков  и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.

Трудолюбие  дошкольников органично связано  с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам  труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень  сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

3.Трудовое воспитание на современном этапе.

 

3.1 Особенности труда детей дошкольного возраста

 

        Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Труд  людей в обществе всегда направлен  на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и  не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют  потребности самого ребенка или  окружающих его людей.

Можно согласиться  с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его  включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий  эмоциональный подъем и радость  от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

Информация о работе Трудовое восвпитание дошкольников