Тренинг стресс-менеджмент в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:13, практическая работа

Описание

Цель тренинга:
Повышение стрессоустойчивости участников тренинга
Задачи:
 Наладить психологический контакт с каждым участником
 Оказать психологическую поддержку участникам, которые испытывают стресс или которые ранее находились в стрессовой ситуации
 Зарядить участников тренинга верой в себя и свои способности, способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе
 Сформировать позитивное отношение человека к себе и повысить его сопротивляемость стрессу

Работа состоит из  1 файл

ТРЕНИНГ Стресс менеджмент в организации.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)
 

     Цель  тренинга:

     Повышение стрессоустойчивости участников тренинга

     Задачи:

  • Наладить психологический контакт с каждым участником
  • Оказать психологическую поддержку участникам, которые испытывают стресс или которые ранее находились в стрессовой ситуации
  • Зарядить участников тренинга верой в себя и свои способности, способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе
  • Сформировать позитивное отношение человека к себе и повысить его сопротивляемость стрессу
 

     Состав  группы:

     1. Проведение предварительной диагностики среди сотрудников организации

     2. По итогам диагностики отбор  для участия в тренинге 6 человек, подверженных стрессу и находящихя на грани эмоционального напряжения. 

     Временные ресурсы:

     Продолжительность тренинга 4-5 часов

     План занятия:

     Сообщение участникам группы целей  и задач тренинга 

           Совместная разработка правил поведения на тренинге (например, «слушать и слышать», «здесь и сейчас», активное участие, конфиденциальность и информации, возможность сказать «стоп», не отвечать и т.д.) 

     Раздаточный материал: рекомендации: 

     
  • Вы имеете право судить о собственном поведении. мыслях, эмоциях и брать ответственность  за последствия на себя
  • Вы имеете право не оправдываться и не извиняться за своё поведении
  • Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответственность за чужие проблемы
  • Вы имеете право передумать, изменить своё мнение
  • Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них
  • Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие
  • Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений
  • Вы имеете право сказать «Я не понимаю»
  • Вы имеете право сказать «Мне наплевать...», «Меня не волнует...», «Меня не интересует...»
 
 
 
 

     Упражнение  «Приятное событие  из детства»

        

     Цель: регулирование эмоциональной сферы, создание благоприятной, располагающей атмосферы в группе. 

           Это упражнение построено  на том факте, что у каждого  человека в детстве были события, о которых ему очень приятно  вспоминать. Воспоминания приятных событий  из детства «согревают» душу, поддерживают в трудные минуты, создают условия для оптимистичного взгляда на жизнь. Важно только вспомнить событие в форме образа или «картинки» и во всех деталях и мелочах представить (визуализировать) его в своем воображении.  
 Наиболее эффективны воспоминания о приятных событиях, которые произошли в детстве, когда Вы были в возрасте примерно до 12 лет. В этот период человеку присуще непосредственное, живое и красочное восприятие жизни, что является важным и тогда, когда мы вспоминаем приятные для нас события.
 
 
 

     Мини-лекция по теме тренинга 

     БЕЗ СТРЕССОВ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ НА СВЕТЕ, НЕТ?!. 

     Струны  души могут оборваться, если натянуть их слишком туго.

     О. де Бальзак 

     Мужчина, получивший, по его мнению, незаслуженный нагоняй от начальства и борющийся за сохранение своего места на работе, становится раздражительным, плохо спит, жалуется на головную боль и боль в сердце...

     Женщина, которую оставил любимый, делается плаксивой, не может спать, не хочет не только что-либо делать по дому, но даже выходить на работу...

     Студент, заваливший важный экзамен, перестает есть и спать, подолгу сидит в застывшей позе, уставившись взглядом в одну точку.

     Кто из вас не испытывал чего-то подобного, а тем более не был свидетелем такого рода реакций на какие-то психотравмируюшие ситуации! И потому практически каждый может сказать, что все это - реакции на стресс.

     Вот только точно ли вы знаете, что же это такое — стресс?

     А ведь понятие это ввел в обиход еще в 1936 г. знаменитый канадский врач и биолог, директор Института экспериментальной медицины и хирургии Ганс Селье, определив стресс как состояние напряжения, возникающее под влиянием каких-либо сильных воздействий. При этом он отмечал, что это состояние зачастую сопровождается перестройкой защитных сил организма.

     Ганс  Селье ввел также понятие о  дистрессе. Если стресс — это вообще напряжение, давление или нажим, то дистресс — это горе, несчастье, трагедия. И человеку необходимо бороться именно с дистрессовыми ситуациями, стремиться быстрее выходить из них.

     Вообще-то многие до сих пор убеждены, что  стрес-согенными могут быть только такие эмоциональные факторы, как испуг или тревога, гнев или печаль, горе или радость. Однако аналогичное воздействие могут оказывать холод и жара, травмы и болезни, резкие изменения климата, экологии, некоторые лекарственные препараты и даже продукты питания.

     Стрессогенными  могут быть и внутренние конфликты, когда человек испытывает разочарование от невозможности достижения какой-то чрезвычайно важной для него цели, угрызения совести от содеянного, неудовлетворенность работой, а то и всей своей жизнью. И потому многие из нас столь мучительно, столь болезненно переживают драматические события, происходящие в собственной жизни, а многие — и в жизни общества. А поскольку, увы, большинство не умеет уходить от этих переживаний, они, не находя выхода, накапливаются, разрушая многие, в первую очередь адаптационные, механизмы организма, из-за чего могут развиваться различные заболевания, начиная от пресловутой вегетативно-сосудистой дистонии и кончая опухолями!

     Вот почему столь важно уметь выстраивать  психологическую защиту от обрушивающихся на современного человека ежедневно, ежечасно, а то и ежеминутно стрессов. И вот почему столь важно уметь быстро ликвидировать последствия этих травмирующих, калечащих стрессорных ударов! 
 

     Это страшное слово «стресс». 

     В наши дни существует мнение, что следует бежать от стрессов. Действительно ли следует так уж «беречь нервы»? Ведь если человека уложить в постель, дабы предотвратить мышечное перенапряжение и мышечную утомляемость, то, как хорошо известно, через определенное время у него могут просто атрофироваться мышцы!

     Так и с нашей нервной системой, с нашей психикой. На стадионе, на ипподроме, в игорном заведении, на самом крутом концерте мы как бы тренируем свои нервные и психические процессы, подготавливая себя к тяжелым испытаниям, подстерегающим нас в реальной жизни.

     Так же в наше время доказано, что  почти у 2/з всех заболеваний человека обусловлены стессом.

     Ну  а теперь начинаем учиться приемам  борьбы со стрессами и вредными последствиями стрессов. 
 
 

     Что же может свидетельствовать о том, что стрессорные воздействия уже начали оказывать на вас свое болезнетворное воздействие? Вот эти тревожные симптомы: 

     
  1. Непреодолимое внутреннее беспокойство.
  2. Чувство постоянного напряжения.
  3. Сонливость днем.
  4. Нарушения ночного сна.
  5. Приступы учащенных сердцебиений или «замираний сердца».
  6. Блуждающие боли в шее, спине или пояснице.
  7. Постоянные или приступообразные головные боли без значительного изменения артериального давления.
  8. Дрожь в руках.
  9. Приступы головокружений, потемнений в глазах.

     10. Повышенная потливость.

     Все это признаки того, что вам уже  нужно заняться собой, начав бороться с болезненными последствиями обрушившихся на вас стрессов самостоятельно или же вверив себя в руки соответствующих специалистов (в первую очередь — психотерапевтов). 

     Сейчас  мы попытаемся искусственно создать  ситуацию стресса, для того что бы нам было легче отработать метод  снятия стрессового напряжения. Сейчас мы предлагаем вам поиграть в деловую  игру. 

       Деловая игра «Марафон менеджера»

     Деловая игра проводится в учебной аудитории. Задача такая, - определяет ведущий потенциальным игрокам, роли «менеджера», - необходимо пройти путь от вашего кабинета до выхода из офиса. Предлагаемые обстоятельства: вы – молодой сотрудник фирмы, у вас сегодня заканчивается испытательный срок. Клиентов вы за целый месяц так и не сумели раздобыть. Только что вам позвонил солидный клиент, которого вы весь месяц уговаривали заключить договор. Он, наконец, согласен. Но добраться до него вам можно только общественным транспортом.

     Автобус на остановке у дверей офиса будет через пять минут. За эти пять минут вам необходимо выйти из здания. Но добраться до него вам можно только общественным транспортом. Автобус на остановке у дверей офиса будет через 10 минут. За эти 10 минут вам необходимо выйти из здания.

     Но  возникла небольшая заминка: Выйдя  из кабинета, Вы обнаружили, что забыли на столе договор, вам нужно вернуться  на своё рабочее место  и не опоздать на автобус.

       Но перед вами возникают пять  препятствий – 6 человек: секретарша  шефа, пожарный инспектор, бухгалтер, родственник и клиент.

     .

     Далее тренер  предлагает путём жребия определить роли.

     Интструкция для участников игры см. в приложении. 

     Обсуждение  игры:

      - Как вы чувствовали себя в  своей роли

      - Возникли какиелибо затруднения

      - Испытали ли вы напряжения, ощутили ли вы себя в стрессовой ситуации 
 
 

       Алфавит эмоций

     Участники разбиваются на пары или подгруппы. Их задача – за несколько минут  вспомнить и записать возникшие  в стрессовой  ситуации эмоции –  по одной эмоции на каждую букву  алфавита. Если время позволяет, количество эмоций на каждую букву можно не ограничивать, обозначив только нижний предел  - минимум одну.

           После того как эта  работа завершена, в общем кругу  создаётся единый банк данных (устно  или на доске). Если тренер сочтёт необходимым ввести дополнительный соревновательный момент, можно предложить подгруппам провести между собой мини-соревнование на скорость придумывания или количество придумываемого. 
 

     Итак, мы погрузились в ситуацию стресса  и теперь нам необходимо его снять.  

     Стресс  необходим, но существуют методы, которые  помогают человеку справиться с ним:

  • дыхательная гимнастика
  • музыко-терапия
  • расслабление мышц
  • переключение эмоций
 
 
 
 
 

Дыхательная гимнастика 

     Упражнение  «Концентрация на медитативном дыхании».

     Цель: полное расслабление, ритмизация дыхательного процесса, повышение внутренней стабильности, достижение гармонии эмоциональных реакций.

     Процедура: «Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание Время: 3-5 минут.

     направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох… Чувствую свой выдох…» 

Информация о работе Тренинг стресс-менеджмент в организации