Типы взаимоотношений в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:04, доклад

Описание

В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её

эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и

усвоенные личностью нормы и ценности общества.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Теория малых групп
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива.
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп.
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив
1.3.1 Основной принцип человеческого общения
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.
1.3.4 Проблемы социальной психологии.
1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека.
1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика.
1.4 Метод социометрических измерений

1.4.1 История метода.
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.
2. Эмпирическая часть.
2.1 Выбор методики
2.2 Выбор испытуемых

2.3 Реализация диагностических мероприятий

2.3.1 Ход исследования
Социоматрица
Социограмма
2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов
Обработка результатов.
2.5 Выводы по исследованию

Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

типы взаимоотношений в коллективе.docx

— 84.85 Кб (Скачать документ)

установок  человека  имеет  отношение  к  одной  или  нескольким  социальным

группам или  связаны с ними. Характер этой связи не является простым,  ясным.

С одной стороны - установки  человека  связаны  с  социальными  установками,

обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой  стороны

- изменение влияния  престижа, лидерства мнений,  отвержение  членских  групп

теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на

уровень  притязаний  показывает,  что  социальные  установки  часто   бывают

связаны с нечленскими группами.

     Как  признание  этого  факта  -  термин  “референтная  группа”,  впервые

употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы,  с

которой индивид  соотносит установки. Одновременно  стала  развиваться  общая

теория референтных групп. Это понятие используется  для обозначения двух

видов отношений  между индивидом и группой[3].

     Замечена  закономерность: чем ближе по  уровню  своего  развития  группа

находится к  коллективу, тем более  благоприятные  условия  она  создает  для

проявления лучших  сторон  личности  и  торможения  того,  что  в  ней  есть

худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит  от

коллектива, (а  ближе к корпорации), тем больше возможности она  представляет

для  проявления  в  системе  взаимоотношений  худших   сторон   личности   с

одновременным торможением лучших устремлений.

    Это  достаточно подробно показывает  схема: 

|(      |(      |(      |       |(      |(      |(      |       |

|      |(      |       |       |       |(      |       |       |

|(     |       |(      |       |       |       |       |       |

|(     |       |(      |       |(      |       |(      |       |

|(     |       |(      |       |(      |       |(      |       |

|Несовместимые          |       |Согласованные                   | 

|          |          |+         |          |          |          |

|          |          |+         |          |          |          |

|          |          |          |          |          |          |

|          |+         |          |+         |          |          |

|          |-         |          |-         |          |          |

|          |Идеальные                       |          |          | 

     Влияние   группы  разного  уровня  на  развитие,  поведение  личности  в

группах.

+ - положительное в личности и межличностных отношениях

- - отрицательное в личности и межличностных отношениях

 ( - поворот отношений в любую сторону

( - отношения.

     Это  пример взаимоотношений в микрогруппе  -  триаде.  Они представлены

близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто  встречаются в  любой

малой группе. Взаимоотношения  парные всегда строятся с  учетом  отношений  с

другими, окружающими  их людьми.

     Исследователи,  разрабатывающие критерии отбора  и  комплектования  малых

групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных  характеристик

участников совместной деятельности прогнозировать  успешность  их  групповой

работы. «Общество  не состоит из индивидов а выражает  сумму тех связей  и

отклонений в которых эти индивиды  находятся друг  к другу»[4].  Различие

между индивидами является основным двигателем развития их  взаимодействий  и

их самих  как  личностей.  Противоположности  (но  не  крайности)  порождают

развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливое  присутствие

группы людей  изменяет психическую  деятельность  человека,  заставляя  вести

себя иначе.

     Таким  образом, в регуляции эффективности  коллективистской  деятельности

участвуют самые  разные системы факторов:

внегрупповые (физические и социальные)

внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

внеличностные    (однородность    -    разнородность    по    индивидуально-

психологическим параметрам)

внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов  группы,

их состояние, исходные мнения, оценки).

     Фактором, связывающим  все  перечисленные   системы,  пронизывающим  их,

является фактор  общественной  значимости,  совместной  деятельности  группы

людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим  личностно  значимые  и

общественно ценные ориентации коллектива. 
 
 

               1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив 
 

                1.3.1 Основной принцип человеческого  общения 
 

    Отношения  в группах по мере их  превращения   в  коллективы   закономерно

изменяются.  Сначала  они  бывают  относительно  безразличными  (люди,    не

знающие или слабо знающие друг   друга,  не   могут   определённо относится

друг к другу),  затем могут становится  конфликтными,  а при благоприятных

условиях превращаться  в  коллективистские.  Всё это обычно  происходит  за

сравнительно  короткое время,  в течение   которого   индивиды,  составляющие

группу,  не  могут измениться как личности.  У каждого человека  есть   свои

положительные   и   отрицательные   черты,   свои   особые   достоинства   и

недостатки. То, какой своей   стороной,   положительной  или  отрицательной,

он выступит   во  взаимоотношениях  с  людьми,   зависит  от  этих  людей  и

социального окружения, от  особенностей  группы,  в  которую  он  включён  в

данный момент времени.

     Согласно   интеракционистской   теории   личность,   будучи   внутренне

относительно  устойчивой  в своих   базовых    свойствах,    внешне   может

проявлять себя по-разному в  зависимости  от  складывающихся  обстоятельств.

Замечена  закономерность:  чем  ближе  по  уровню  своего  развития   группа

находится к  коллективу,  тем более благоприятные  условия  она  создаёт  для

проявления  лучших  сторон в личности и торможения  того,  что  в  ней  есть

худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития  отличается

 от  коллектива  и  чем  ближе  она  находится  к  корпорации,  тем  большие

возможности она  предоставляет  для  проявления  в  системе  взаимоотношений

худших  сторон  личности  с  одновременным  торможением  лучших   личностных

устремлений. 
 

             1.3.2  Личность и группа. Проблема  взаимоотношений. 

       В самом общем виде развитие  личности можно представить   как   процесс

её вхождения  в новую социальную среду и  интеграции в  ней.   Этапы  развития

личности в  относительно  стабильной  общности  называются  фазами  развития

личности:

1. Фаза становления  личности. Предполагает активное  усвоение действующих   в

   общности   норм  и  овладение  соответствующими  формами   и   средствами

   деятельности.  Принеся с собой в новую  группу всё,  что  составляет   его

   индивидуальность,  субъект не может осуществить  потребность проявить себя

   как личность  раньше,  чем освоит действующие  в группе нормы(нравственные,

   учебные,  производственные)  и овладеет  теми  приёмами   и   средствами

   деятельности, которыми владеют другие члены  группы.

2. Порождается  обостряющимися противоречиями  между  достигнутым  результатом

   адаптации  - тем,  что субъект стал таким,  "как  все"  в    группе  и  не

   удовлетворяемой  на первом  этапе  потребностью  индивида  в  максимальной

   персонализации. На этой фазе  нарастает поиск средств и способов  для

   обозначения  своей  индивидуальности,  её  фиксации.

3. Детерминируется  противоречиями  между  сложившимися  на  предыдущей  фазе

   стремлением   субъекта   быть  идеально  представленным  в  других  своими

   особенностями  и значимыми для  него  отличиями  -  с  одной  стороны,   и

   потребностью  общности  принять,   одобрить  и  культивировать  лишь   те

   демонстрируемые  им индивидуальные особенности,   которые  ей  импонируют,

   соответствуют  её ценностям,  стандартам, способствуют  успеху  совместной

   деятельности  с другой стороны. 
 

              1.3.3 Проблема общности в социальной  психологии. 
 

      Для индивида,  входящего в  группу, осознание  того,  принадлежности  к

ней осуществляется  прежде   всего   через   принятие  этих   характеристик,

т.е.  через  осознание  факта  некоторой  психической  общности  с   другими

членами  данной  социальной группы.  Можно сказать,   что  "граница"  группы

воспринимается  как  граница  этой  психической  общности.   Главной   чисто

психологической характеристикой группы является наличие  так называемого "мы-

чувства".   Это  означает,   что   универсальным   принципом    психического

оформления общности является различение для индивидов,  входящих в   группу,

 некоторого  образования   "мы",  в отличие  от  другого  образования  "они".

"Мы-чувство" выражает потребность отдифференцировать   одну   общность   от

другой  и  является  своеобразным  индикатором  осознания  принадлежности  к

некоторой группе.

    Специфика   социально-психологического  анализа   группы  именно  здесь  и

проявляется:   рассматриваются  выделенные  средствами  социологии  реальные

социальные группы, но в них, далее, определяются  те  их  черты,  которые  в

совокупности  делают  группу  психологической   общностью,  т.е.   позволяют

каждому  её члену  идентифицировать себя с группой. 
 

                    1.3.4 Проблемы социальной психологии. 
 

     Социальная  психология пользуется определением  личности,  которое  даёт

общая психология,  выясняет,  каким  образом,  т.е.  прежде  всего  в  каких

конкретных группах,   личность,   с одной стороны,   усваивает социальные

Информация о работе Типы взаимоотношений в коллективе