Типы взаимоотношений в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:04, доклад

Описание

В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её

эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и

усвоенные личностью нормы и ценности общества.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Теория малых групп
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива.
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп.
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив
1.3.1 Основной принцип человеческого общения
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.
1.3.4 Проблемы социальной психологии.
1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека.
1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика.
1.4 Метод социометрических измерений

1.4.1 История метода.
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.
2. Эмпирическая часть.
2.1 Выбор методики
2.2 Выбор испытуемых

2.3 Реализация диагностических мероприятий

2.3.1 Ход исследования
Социоматрица
Социограмма
2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов
Обработка результатов.
2.5 Выводы по исследованию

Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

типы взаимоотношений в коллективе.docx

— 84.85 Кб (Скачать документ)

влияния и,  с  другой стороны, каким образом, в  каких конкретных группах  она

реализует   свою   социальную   сущность.   Отличие   такого   подхода    от

социологического  заключается в том,  что она выявляет,   каким образом

сформировались  эти социально-типические черты,   почему  в  одних   условиях

формирования  личности они проявились в полной  мере,  а  в  других  возникли

какие-то иные социально-типические черты  вопреки   принадлежности  личности

к определённой социальной группе.  В большей  мере,  чем  в  социологическом

подходе,   здесь принимаются в расчёт  такие   регуляторы   поведения   и

деятельности  личности, как  вся  система  межличностных  отношений,   внутри

которой  наряду  с  их  деятельностной   опосредованностью изучается и их

эмоциональная  регуляция.  От  общепсихологического  отличается  тем,    что

социальная психология рассматривает поведение и   деятельность   "социально-

детерминированной  личности"   в  конкретных  реальных  социальных  группах,

индивидуальный  вклад каждой личности в деятельность   группы,  причины,   от

которых  зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной

психологии   главным   ориентиром   в   исследовании    личности    является

взаимоотношение личности с группой. 
 
 

       1.3.5 Понятие  единства  развития  личности и психики человека. 
 

     В   жизни   конкретного   человека   как   индивида,    как   отдельного

представителя  человеческой  общности его личность и психика представлены  в

неразрывном единстве. Индивид обладает психикой,  но в то же  время индивид

выступает как  личность, являясь субъектом межчеловеческих,  общественных  по

своей  природе   отношений.   Детерминантой   развития   личности   является

деятельностно-посредствованный тип взаимоотношений,   которые складываются

у  человека  с  наиболее  значимой   для  него  группой  (группами)  в  этот

период.   Эти  взаимоотношения   опосредствуются  содержанием  и  характером

деятельностей,  которые задаёт эта референтная группа,  и общения,  которое

в ней складывается.  Исходя из  этого  можно  сделать  вывод,  что развитие

группы выступает  как фактор развития личности  в  группе. В соответствии   с

концепцией  персонализации   индивид   характеризуется   потребностью   быть

личностью,  т.е.   оказаться   и   оставаться    в    максимальной   степени

представленным  значимыми для  него  качествами  в  жизнедеятельности  других

людей,  осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой  сферы,

  и  способностью  быть  личностью,    т.е.   совокупностью   индивидуальных

особенностей  и  средств,  позволяющих  совершать   деяния,   обеспечивающие

удовлетворение  потребности  быть  личностью. 
 

                 1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика. 
 

       По   направленности    конфликты    делятся    на   "горизонтальные",

"вертикальные"  и  "смешанные".    К   "горизонтальным"    относятся   такие

конфликты, в  которых не задействованы лица, находящиеся  в  подчинении  друг

другу.   К  "вертикальным"  конфликтам  относятся  те  из  них,   в  которых

участвуют лица,  находящиеся в   подчинении  один  у  другого.  В  смешанных

конфликтах представлены  и "вертикальные" и "горизонтальные"  составляющие.

 По  значению  для  организации  конфликты   делятся  на  конструктивные    и

деструктивные. Конструктивным конфликт бывает  тогда,  когда   оппоненты  не

выходят за рамки  этических норм,  деловых отношений  и  разумных  аргументов.

Неконструктивный  конфликт возникает в двух случаях:  когда  одна  из  сторон

упорно и жестко   настаивает   на   своей  позиции  и  не  желает  учитывать

интересы другой стороны;  когда один из оппонентов прибегает  к  нравственно

осуждаемым методам  борьбы,   стремится  психологически  подавить  партнёра,

дискредитируя и  унижая  его.  По  характеру  причин  конфликты  делятся  на

объективные и  субъективные. Первые порождены объективными причинами,  вторые

- субъективными. 
 

                    1.4 Метод социометрических измерений 
 

                            1.4.1 История метода. 

     Термин  «социометрия» означает измерение   межличностных  взаимоотношений

в коллективе. Основоположник социометрии известные американский  психиатр  и

социальный  психолог  Дж.  Морено  не  случайно  так   назвал   это   метод.

Совокупность  межличностных отношений в группе составляет, по мнению  Морено,

ту первичную  социально-психологическую структуру, характеристика которой  во

многом определяет не только целостные характеристики группы, но  и  душевное

состояние человека.

     Внедрение  этого метода в исследования  советских  психологов  связано   с

именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.[5]

     Вместе  с официальной  или  формальной  структурой  общения,  отражающей

рациональную,     нормативную,     обязательную     сторону     человеческих

взаимоотношений, в любой социальной группе  всегда  имеется  психологическая

структура  неофициального  или  неформального  порядка,  формирующаяся   как

система межличностных  отношений, симпатий  и  антипатий.  Особенности  такой

структуры  во  многом  зависят  от  ценностных  ориентаций  участников,   их

восприятия и  понимания друг друга, взаимооценок и самооценок.  Как правило,

неформальных  структур в  группе  возникает  несколько,  например,  структуры

взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности,  престижа,  лидерства и т.п.

Неформальная  структура  зависит  от  формальной  структуры  группы  в   той

степени, в  которой  индивиды  подчиняют  свое  поведение  целям  и  задачам

совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.

       Для  социометрического  исследования  важно,  чтобы  любая  структура

неформального характера, хотим мы этого или  нет,  всегда  в  тех  или  иных

отношениях   проецировалась  на  формальную  структуру,  т.е.   на   систему

деловых,  официальных  отношений,  и  тем  самым  влияла   на   сплоченность

коллектива, его  продуктивность.  Эти  положения  проверены  экспериментом  и

практикой. 

                        1.4.2 Гипотезы, цели, задачи. 

     Основная  гипотеза: ведущими мотивами взаимоотношений  в группе являются

деловые мотивы.

    Вспомогательная  гипотеза 1: на формирование психологического  климата в

группе влияет количество участников, имеющих благоприятный  статус в группе.

    Вспомогательная  гипотеза 2: на формирование благоприятного  климата в

группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.

   Цель: измерение  степени сплоченности-разобщенности  в группе; выявление

"социометрических  позиций", т.е. соотносительного  авторитета членов группы

по признакам  симпатии-антипатии, где на крайних  полюсах оказываются "лидер"

группы и "отверженный"; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных

образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры

   Наиболее  общей задачей социометрии является  изучение неофициального

структурного  аспекта социальной группы и царящей  в ней психологической

атмосферы. Так  же задачами являются диагностика межгрупповых отношений в

целях изменения, улучшения и совершенствования. 
 
 

                             Эмпирическая часть. 
 

                           Программа исследования 
 

                              1  Выбор методики 

       Методика диагностики межличностных  отношений и межгрупповых отношений

   (социометрия)  Дж. Морено выбрана не  случайно.  Социометрическая  техника

   применяется  для диагностики  межличностных   и  межгрупповых  отношений   в

   целях изменения, улучшения и совершенствования.  С помощью социометрии

   можно  изучать типологию социального  поведения людей в условиях  групповой

   деятельности, судить  о  социально-психологической   совместимости  членов

   конкретных  групп. Именно такая цель поставлена  в курсовой работе. 
 

                 2.3  Реализация диагностических  мероприятий 
 
 

                           2.3.1 Ход исследования 

                         Социометрическая процедура

     Для  того чтобы использовать количественные  характеристики при  изучении

социальных   взаимодействий   в   группе    применяется    так    называемая

социометрическая  процедура, или социометрия.

     Существенное  значение для точности эксперимента  имеет  число  выборов,

которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными  ("Назови  тех

участников коллектива, которых ты пригласил бы к себе на день  рождения")  и

фиксированными ("Назови  тех  пять  участников  коллектива,  которых  ты  бы

пригласил к  себе на день рождения").

       В   обоих   случаях   опрашиваемого    обычно    просят    установить

последовательность  своего  выбора,  следуя  порядку  предпочтения.  Порядок

выборов  имеет  при  анализе  характера  и  закономерностей   межличностного

общения. В группах  до 10-15 человек более целесообразно  количество  выборов

не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше  позволить  делать  3-5

выборов.

      Социометрическая  процедура   требует   от   экспериментатора   четкого

определения критериев  выборов и их  количества,  исходя  из  целей  и  задач

исследования. Результатом  этого  является  карточка  опроса.  Её  содержание

составляет обращение  к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию  по

Информация о работе Типы взаимоотношений в коллективе