Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка младшего возраста в психологических и педагогических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание

Цель: выявить особенности процесса восприятия сенсорных эталонов и обосновать значимость игры как средства воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Провести теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста
2. Исследовать особенности воспитания сенсорной культуры детей в младшем возрасте.
3. Обосновать особенности игры как средства воспитания сенсорной культуры у детей младшего возраста.
4. Выявить уровень сформированности знаний о свойствах предметов у детей младшего возраста.

Содержание

Введение………


Глава I. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка младшего возраста в психологических и педагогических исследованиях ……

1.1 Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста…

Методика сенсорного воспитания детей младшего возраста……

1.3 Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей
младшего возраста……


Глава II. Исследование, особенностей воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста………

2.1 Выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста ………
2.2. Процесс формирования знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста ………

2.3.Динамика результатов формирующей работы………


Заключение………

Литература ………

Приложение………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - 2.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение………

 

 
Глава I. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка младшего возраста в психологических и педагогических исследованиях ……

 

1.1 Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста…

 

    1. Методика сенсорного воспитания детей младшего возраста……

 

1.3  Игра, как  основной метод  воспитания сенсорной культуры  детей   
       младшего возраста……

 

 
Глава II. Исследование, особенностей воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста………

 

2.1 Выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста ……… 

2.2. Процесс формирования  знаний о свойствах предметов  у детей раннего возраста ………

 

2.3.Динамика результатов формирующей работы………

 
 
Заключение………

 

Литература ………

 

Приложение……… 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования

 

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

 

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания (3, стр.3).

В моем исследовании рассматривается процесс формирования сенсорной культуры детей младшего возраста.

Проблема моего исследования заключается в недостаточном использовании потенциала игры, как одного из средств воспитания сенсорной культуры у детей младшего возраста.

Для моего исследования, я выбрала тему:  «Природа как  фактор развития сенсорной культуры детей младшего возраста».

 

Объект исследования: процесс развития и формирования сенсорной культуры у детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения 
 
Предмет исследования: пути и средства воспитания сенсорной культуры в раннем детстве 
 
Цель: выявить особенности процесса восприятия сенсорных эталонов и обосновать значимость игры как средства воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста. 
 
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 
 
1.Провести теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста  
 
2. Исследовать особенности воспитания сенсорной культуры детей в младшем возрасте. 
 
3. Обосновать особенности игры как средства воспитания сенсорной культуры у детей младшего возраста. 
 
4. Выявить уровень сформированности знаний о свойствах предметов у детей младшего возраста. 
 
Гипотеза исследования

 

1.В процессе воспитания сенсорной культуры детей педагог будет опираться на возрастные особенности детей младшего возраста. 
 
2.Ведущим средством воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста будет игра. 
 
Методы исследования: 
 
1.Теоретические: анализ теоретической литературы, обобщение полученной информации, формулировка гипотезы 
 
2.Практические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

 

База исследования: ГККП детский сад «Ақерке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические  основы воспитания сенсорной культуры ребенка младшего возраста в психологических  и педагогических исследованиях.

 

    1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста.

 

Сенсорное воспитание в  период раннего детства — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая  приток все новых впечатлений, оно  становится необходимым не только для  развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры (4, стр. 6).

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку  достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

На втором-третьем году жизни  задачи сенсорного воспитания существенно  усложняются. Хотя ребенок раннего  возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник (4, стр. 6).

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется  успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей становится более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и так далее. (19, стр.7).

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной  связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

1.   Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

2.   Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить, не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.

3.   Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

4.   Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно, применять данные действия.

5.   Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)

6.   Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.

Содержание сенсорного воспитания возраста включает широкий  объем свойств и признаков  предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного  возраста.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идёт от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и другие). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов (мягкий, твёрдый, пушистый, шершавый, холодный, тёплый, горячий, горький, сладкий, солёный, кислый, лёгкий, тяжёлый, снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева).

Ребёнок уже в раннем возрасте хорошо овладевает умением  учитывать пространственное расположение предметов. Первоначальные представления  о направлениях пространства, которые  усваивает трёхлетний ребёнок, связаны  с его собственным телом. Оно является для него центром, как бы «точкой отсчёта», по отношению к которой ребёнок только и может определять направления. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети постепенно начинают выделять отношения между предметами (один предмет над другим, слева, справа от него и так далее) (17, стр. 110).

В отечественной системе  сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счёт включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребёнок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Для ребёнка отражение  времени – значительно более трудная задача, чем восприятие пространства. В раннем детстве ребенок ещё не может ориентироваться во времени. Формирование временных представлений начинается позднее. Так небольшие отрезки времени дети учатся определять, исходя из своей деятельности, из того, что за это время можно успеть сделать и какой результат получить (17,стр.111).

Речевой (фонематический) слух – это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребёнка грамоте, когда перед ним встаёт задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, то есть формальной единицей. Музыкальный слух – это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии (11, стр.146).

Видными представителями  дошкольной педагогики, таким как Я. Коменским, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой и другими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных нами выше авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки новых методик и содержания сенсорного воспитания детей раннего возраста в свете новейших психолого-педагогических исследований.

Занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной великими учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П.Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым и другими) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания. Он предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, то есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и так далее у детей начиная с раннего возраста.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям  с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Третьим принципом данной теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой  в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Информация о работе Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка младшего возраста в психологических и педагогических исследованиях