Технология организации народного праздника для детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, праздникам.
Задачи исследования
дать представление о народном празднике, расширить кругозор детей;
развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес;
воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
формировать систему знаний о русской народной праздничной культуре и истории.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по технологии КДД.docx

— 54.68 Кб (Скачать документ)

Действующие герои:

Ведущий, Скоморохи - мальчик  и девочка.

Кукловоды в кукольном  театре - 3 человека.

Зал украшен в народном стиле. На стене - огромное улыбающееся  Солнышко, вокруг висят вышитые рушники.

На праздник приглашаются родители.

История и основные обряды праздника известны детям из наглядностей и беседы. Класс разбит на группы. Каждая группа готовит определенные заранее номера художественной самодеятельности.

Игры и конкурсы заранее  детям не известны.

Все дети - в русских костюмах.

Продолжительность праздника  от 45 минут до 60 минут. Начинается праздник в музыкальном зале или холле и заканчивается на свежем воздухе.

§ 1. Сороки

Этот древнерусский праздник отмечается 22 марта. В этот день по поверьям славян заканчивалась зима и начиналась весна. Считалось, что из теплых стран  прилетали сорок птиц, первыми  из которых были жаворонки. Крестьяне  пекли булочки, в форме этих птиц, символизирующие их скорое возвращение  и соответственно начало теплого  времени года. Булочки раздавали  детям, которые нанизывали их на палки  или просто носили в руках, изображая  полет птиц. При этом читались стишки и пелись песни. Дети просили жаворонков поскорее вернуться в родные края из теплых стран. Затем испеченных птичек съедали, а их головы отдавали матерям, призывая их вырастить в этом году богатый урожай.

Во время выпечки булочек, было принято, в одной из птичек запекать монетку, веточку или камешек. Приготовленное лакомство выкладывали на блюдо, предлагая мужчинам выбрать любую  птичку. То кому попадалась монетка  или камешек был счастливчиком, в наступающем году ему выпадала честь первому бросить горсть зерна во время посевной.

Во времена христианства праздник Жаворонки стали называть Сороками, в честь 40 мучеников – христиан, погибших 22 марта за свою веру.

Сороки , так же как и Масленица, любимый праздник  в детском саду. 

Задачи:

  1. Создать радостную атмосферу, праздничное настроение.
  2. Способствовать сохранению национальных традиций, установлению связей между церковно-православной, крестьянской календарно-обрядовой и современной культурами.
  3. Формировать творческие способности детей посредством народной культуры.
  4. Развивать потребность в общении с русским народным фольклорным жанром. 
  5. Воспитывать интерес и уважение к истории русского народа.

Предварительная работа:

  1. Знакомство детей с народным календарно-обрядовым праздником святые Сороки и его значением.
  2. Разучивание стихотворений, примет и поговорок, посвящённых этому дню.
  3. Изготовление с детьми жаворонков из солёного теста.
  4. Оформление музыкального зала по теме праздника.
  5. Разучивание весенних закличек, песен, плясок, музыкальных и русских народных игр.

Основные приметы  праздника: идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность, зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность. Праздники нужны детям. Пусть они будут редки, но метки и неповторимы. Каждый праздник самобытен. Его сценарий – коллективное творчество воспитателя и ребят.

Принцип праздника Сороки – не выступление или представление, а проживание. Этот день проживается как праздник. Не беда если кто-то забыл слова, все равно он чувствует себя частью этого радостного шествия, и вечером он будет пить чай с наколядованными печеньями. Праздник здесь – не мероприятие, а состояние души, длящееся весь день. Поэтому он продолжается и на улице – играми за околицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время приобщение ребенка  к народной культуре, народным традициям  зачастую осуществляется с помощью  народных календарных праздников, которые  становятся привычными в жизни дошкольного образовательного учреждения. При ознакомлении детей с традициями, обычаями праздничной культуры, необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того, чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, необходимо возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. 
           В программу народного праздника обязательно входят народные песни, пляски, игры, хороводы, народные танцы. Используя пляски и танцы, необходимо вести предварительную работу по ознакомлению детей с содержанием танца, его основной идеей и затем – детально отработать движения и продумать костюмы для танцующих. Ребенок от природы тонок и хрупок. Поэтому именно изящество и легкость являются главными достоинствами детского костюма. Костюм для малышей должен быть удобен и, естественно, красив. Очень важно, чтобы костюм сочетался с танцем. Насколько красивы и целесообразны народные костюмы. Они теснейшим образом связаны с танцем.

Яркие сарафаны и нарядные головные уборы приводят детей в восторг. 
Выразительное исполнение песен, драматизации, танцев дает возможность каждому участнику передать свое отношение к празднику через художественные образы музыкальных произведений, а использование в праздничной программе инсценированных сказок, стихов вносит в действие элемент театрализации.  Я считаю, что чем дальше уходят от нас традиции и обычаи старины, тем меньше остается возможности нашему подрастающему поколению соприкоснуться с немыми свидетелями прошлых столетий. Но ведь праздники продолжают жить в народе и вызывают к себе интерес у подрастающего поколения. 
           Светлое, радостное общение детей и взрослых во время подготовки и проведения народных праздников – важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций. 
            И задача нас, взрослых, в том, чтобы сохранить русские праздники для себя и потомков. Ведь праздники наших прадедов и дедов – это душа народа, это надежда на новое, светлое, счастливое. В них история народная и корни наши духовные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

    1. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Под ред. Орловой А. В. Владимир, 1995.
    2. Мельникова Л. И. Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М ,2000.
    3. Ребёнок в детском саду. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», № 1, 2012. – 98 с.
    4. А.П. Усупова. Русское народное творчество детскому саду - М. Издательство «Просвещение» - 1972г

 


Информация о работе Технология организации народного праздника для детей дошкольного возраста