Технология организации народного праздника для детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, праздникам.
Задачи исследования
дать представление о народном празднике, расширить кругозор детей;
развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес;
воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
формировать систему знаний о русской народной праздничной культуре и истории.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по технологии КДД.docx

— 54.68 Кб (Скачать документ)

Таким образом, праздник в детском  саду используется для закрепления  изученного материала, подведение итогов.

  • IV  этап - сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей. После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.
  • V этап - после определения идей и тем начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия, праздник начинается,  проходит, и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
  • VI этап – это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
  • VII этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе. Праздничная программа обсуждается  и принимается с дополнением  и изменениями. Между всеми членами  коллектива распределяются обязанности  участок работы, за который тот  отвечает: оформление зала, подготовка костюмов, поделку атрибутов и  т.д.

Выбирается ведущий праздника. Роль ведущего очень ответственная  – это лицо, которое руководит  праздником. Следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Ведущему следует побывать на предпраздничных  музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки. Иногда музыкальный руководитель берет  на себя роль ведущего на празднике.

Праздники для детей младшей  и средней группы устраиваются отдельно от старших, так как содержание праздника  для детей старших групп сложно для восприятия малышей. Кроме того, он длиться дольше, а это утомительно. В программу утренника для  детей младших групп включаются так же песни, стихи, игры, танцы, инсценировки, но более простые, доступные данному возрасту. Длительность утренника для детей младших групп примерно 30-40 минут, для старших 45-60 минут.

Песни, игры, танцы даются детям  на обычных музыкальных занятиях за месяц – полтора до праздника. Дети даже не знают о том, что этот репертуар будет включен в  праздничную программу. Сюрпризные номера готовятся с детьми значительно  ближе к празднику. В праздничную программу можно включить не только песни с праздничной тематикой, но и народные, шуточные, связанные с игрой.

    • Игры, всегда вносят оживление, радость, непосредственность, их необходимо включать в праздничную программу. При отборе игр для праздника надо учитывать не только интерес участников, но также и детей – зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими.Игры, которые проводят на празднике, следует несколько ярче оформить, чем на повседневных занятиях (костюмы, их элементы, атрибуты).
    • Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Они должны быть достигнуты по содержанию, так и по характеру движений. Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно. Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает).
    • Художественному слову на празднике отводят значительное место. Выразительность поздравительных речей и стихов в детском исполнении чрезвычайно важна, тогда текст лучше доходит до ребенка и глубже запечатлевается в памяти.

Праздник является не только средством  воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому  родителей следует включать в  подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т.д.) приглашать на праздник.

  • Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем празднике, уточняется представление и впечатление о нем Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в  течение нескольких дней после праздника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано.

§ 1. Масленица

Праздник Масленица воистину самый веселый и самый народный праздник. С ним может поспорить разве что Новый год. Зародился этот праздник очень давно, когда славянские земли еще не знали христианства и поклонялись понятным людям природным божествам Яриле, Велесу, Перуну и другим.  Масленица символизировала собой проводы зимы и холодов и встречу весны, проводы старого года и встречу нового, дарящего надежды на хороший урожай, благополучие и счастье. Существует пословица : как новый год встретишь, так его и проведешь. Главным блюдом праздника считались блины, ведь именно бог солнца и весны. Ярило помогал прогнать зиму и морозы. Блин, в качестве символа ему очень подходит – круглый и горячий как наше небесное светило.

Накануне  Великого поста мы хотим, чтобы дети вдоволь повеселились на свежем воздухе. Праздник проводим во дворе детского сада. На площадке каждой группы организуем разнообразные зимние игры и забавы. Обходя постепенно здание детского сада вокруг, дети раз за разом поочередно принимают участие во всех играх  и получают заряд радости, бодрости, уверенности в своей силе и ловкости.

Во время  Великого поста воспитатели настраивают  детей на изменение характера  жизнедеятельности детского сада. Используются спокойные настольные игры, вырабатывающие терпение, внимание, наблюдательность, осторожность и точность движений. Это народные игры типа игры в бирюльки, деревянные волчки, пуговицы. Важное направление  педагогической деятельности в этот период - игровое интерактивное знакомство детей со старинными видами домашней работы, такими, как прядение на веретенце, тканье на дощечках.  педагогической деятельности в этот период - игровое интерактивное знакомство детей со старинными видами домашней работы, такими, как прядение на веретенце, тканье на дощечках. 

Время проведения: конец февраля, начало марта.

Цели:

  • знакомство детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвященным концу зимы.
  • знакомство с языческими божествами древних славян Мореной, Дивой и Ярилой.
  • знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
  • разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен.
  • развитие непосредственного эмоционального восприятия.
  • воспитание бережного отношения к народным традициям.

Проводится в 2 этапа:

  • подготовительный (беседа с детьми, работа с наглядным материалом.)
  • празднование Масленицы.

Этап 1

Масленица - разгульный народный праздник. Давным-давно это был языческий праздник, посвященный богу Солнца - Яриле. Сейчас Масленица празднуется как последняя неделя перед церковным Великим Постом.

Пост - это время, когда верующим в Христа людям запрещено есть жирные и мясные продукты. Поэтому в дни празднования Масленицы проводятся богатые пиры. Хозяйки готовят блины, оладьи, разную выпечку и приглашают к себе гостей. Чего только нет на масленичном столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и яйца, и много-много сладостей! Но "гвоздь программы" - это блины. Каких только не было блинов раньше! - были блины с маком, с медом, с салом, с рыбой, с икрой, с брусникой... Считалось дурной приметой на столы в Масленицу не подать блины - значит год будет неурожайный, голодный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным. Не все люди верили в приметы, но блины пекли всегда.

Блин - круглый горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко. Поэтому с ним в древности проводились обряды. Девушки в масленичных хороводах носит блины на голове, чтоб ближе к Солнцу. Считалось, что Солнце видит это и дарует свою милость. На празднике проводились игрища, соревнования, где призом победителю так же были блины. Была традиция делиться блинами с родными, близкими людьми и соседями.

Масленица длилась целую неделю, каждый день в народе имел свое название:

понедельник - встреча Масленицы, 
вторник - заигрыши,  
среда - лакомка,  
четверг - широкий четверг 
пятница - тещины вечорки,  
суббота - золовкины посиделки,  
воскресенье - проводы Масленицы

Много веселых потешных шуток с  этими днями, много песен, пословиц и поговорок сочинил русский  народ:

"Без блина не Маслена"

"На горах покататься, в блинах  поваляться"

"Масленица объедуха, деньгам приберуха"

Не все коту Масленица - будет  и Великий Пост"

Молодежь всю масленичную неделю зажигала костры и каталась со снежных  гор. Люди солидного возраста катались на тройках с бубенцами ходили в гости.

В понедельник все выходят на улицы - Масленку встречать. Называли ее ласково: Авдотья Изотьевна, Дуняша чернобровая. В некоторых областях России лепили снежную бабу, кланялись ей и говори ли: "Здравствуй, делена душа!". Но чаще изготавливали куклу из соломы, садили ее в сани, рядом ставили ветки сосны или ели, украшенные лентами, и так возили ее по всему селу или городу. Иногда молодежь и дети устраивали засады на дорогах, ловили всех, кто ехал с ярмарки и требовали "Масленицу". Надо было подарить им соломенную или деревянную куколку. Если куклы не было - то угостить блинами. Если же и не оказывалось, беднягу валяли в сугробах. Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Соломенное чучело либо хоронили, либо сжигали. Посмотреть на прощальный костер собиралось все село. В этот момент считалось, что сгорает на костре сама лютая Зима. При сжигании чучела молодежь мазала друг друга сажей - "на красу".

Всегда во время празднования Масленицы  в крупных городах проводилась  ярмарка. Славилась ярмарка кукольным  театром и игрищами. Тут были и  бег в мешках, и столб высокий  с колесом наверху - а в колесе подарки: или самовар в мешке  или петух живой или даже поросенок. Иногда и сапоги модные висели. Кто  смелый, кто осилит столб, залезет  до вершины? Тут же играли в снежки, строили снежный городок. Потеха взрослым и детям - взятие снежного городка: пешие защищаются, а конные атакуют. Тут же продают разные товары - шали, самовары, пряники, блины.

После проводов Масленицы, перед самым  Великим Постом был обычай прощать  друг другу обиды. Даже самые злейшие  враги были обязаны поужинать  за одним столом.

Вот какой чудесный праздник - русская  Масленица!

Этап 2

Народный праздник "Масленица"

Оборудование:

  • мешки, обшитые разноцветными лоскутами,
  • импровизированные дуги с колокольцами и уздечками,
  • расписная скамья и две маленькие подушки,
  • канат дня перетягивания, украшенный разноцветными лоскутами,
  • народные музыкальные инструменты: глиняные свистки, трещотки, бубны, ложки, бутылки и т.д.
  • кукольный театр: ширма, куклы Петрушки, Купца и Старушки,
  • соломенное чучело Мары-Масленицы, одетое в русский сарафан,
  • горячие блины на подносах, накрытые полотенцами.

Информация о работе Технология организации народного праздника для детей дошкольного возраста