Технология организации народного праздника для детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, праздникам.
Задачи исследования
дать представление о народном празднике, расширить кругозор детей;
развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес;
воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
формировать систему знаний о русской народной праздничной культуре и истории.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по технологии КДД.docx

— 54.68 Кб (Скачать документ)

 

Тема:             «Технология организации народного праздника для детей

                        дошкольного возраста»

 

  • Актуальность темы исследования. Большая часть народных праздников возникла во времена язычества, и несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, празднеств, некоторые из них проводятся в детском саду, для приобщения детей к народной культуре. Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные  и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствуют сохранению русских традиций и обычаев.
  • Степень научно разработанности. В исследованиях авторов, посвященных проблемам нравственного воспитания личности

(В. Г. Нечаева, Т.  А. Маркова, Р. И. Жуковская,  Г. Н. Година, И. М. Афанасова,  А. К. Быкова, О. Г Дробицкой, Н. А. Ивашкина, В. Ю. Сластенина) народные праздники рассматриваются как важнейшая ценность патриотического настроя человека. Как указывают эти авторы, что сейчас, в начале 21 века мы не можем удовлетвориться положением, в котором находится массовое воспитание детей. В результате исследования педагогической литературы, сделала вывод, что за последнее время все большее распространение приобретает взгляд на нравственное развитие дошкольников как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, идеологический, культурно-исторический и другие компоненты.

  • Объект исследования – дети дошкольного возраста (ДОУ)
  • Предмет исследования – технология организации народного праздника для детей дошкольного возраста.
  • Цель исследования формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, праздникам.
  • Задачи исследования
    • дать представление о народном празднике,  расширить кругозор детей;
    • развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес;
    • воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
    • формировать систему знаний о русской народной праздничной культуре и истории.
  • Структура курсовой работы состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….4

 

Глава I.  Теоретическая основа народного праздника…………..6

                 § 1. Тема и идея народного праздника…………………7

                 § 2. Методы и приемы народного праздника………….8

Глава II. Подготовка и организация народного праздника в детском

                  саду   …………………………………………………….9         

                § 1. Масленица …………………………………………13

                 § 2. Сороки……………………………………………...19

                

Заключение ……………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Д. С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного  авторитета среди других народов  – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… национальные отличия  сохранятся и 21 веке, если мы будем озабочены  воспитанием душ, а не только передачей  знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка  и лежать в основе его личности.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также  творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только   историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связанно с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки в народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

К. Ушинский писал: «Как нет  человека без самолюбия, так нет  человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому  мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре  нашего народа.

Сказанное выше справедливо  по отношению к культуре празднования годовых праздников. О годовых  праздниках в народе говорили: «В такой  день у Бога все равны», «Всякая  душа празднику рада».  Традиционно каждый годовой праздник – это соборная, т.е. общая организация детско-взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных действий, которые непроизвольно подготавливают в игровой форме к взрослой жизни.

Детские народные праздники  – комплексная синтетическая  деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных типах культур детские праздники – это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия. Детские праздники – не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно – просветительской программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.    Теоретическая основа народного праздника

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники.

Народные праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

В связи с тем, что для  полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации все возможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.

Главная задача педагогов, используя  интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное   воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.

Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям дошкольного возраста. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

В   любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми дошкольного возраста позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

§ 1. Тема и идея народного праздника

Проще говоря, «тема» - это  ответ на вопрос «О чём?», а «идея» - ответ на вопрос «Что я хочу сказать?». Тема диктует внешнее оформление праздника, его поверхностную образность, его форму. Идея глубинна. Она наполняет праздник содержанием, несёт в себе некий конфликт, пытается решить какую-либо проблему.

Четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чемлибо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

           Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания»

  В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом в детском саду».

При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности. 
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.). 
Но, конечно, нужны и новые номера.

§ 2. Методы и приемы народного праздника

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов народных сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения

Глава II. Подготовка и организация народного праздника в

                 детском  саду            

Подготовка и организация народного праздника в детском саду – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей.

Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать  по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника. При организации праздников, я выделила следующие этапы работы над праздником.

I этап – предварительное планирование.

II этап – работа над сценарием.

III этап – предварительное знакомство  детей с праздником.

IV этап – репетиции.

V этап – проведение праздника.

VI этап – подведение итогов.

VII этап – последействие праздника.

  • I этап - в начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.
  • II этап - начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели, просматривая программы для данной возрастной группы, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песни, которые дети смогут исполнить.
  • III этап подготовки - создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается  только роль ведущего.

Информация о работе Технология организации народного праздника для детей дошкольного возраста