Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа
Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
  Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
  В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.
Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая  подготовка школьников как педагогическая  проблема......7
1.2 Психолого-педагогические  особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы  по первой главе…………………………………………………............31
Глава II.  Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое  образование как основа предпрофильной  подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы  по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
  Заключение........................................................................................................101
  Библиография…………………………………………………………..…......104
  Приложения……………
 
Заключение 
Для будущего педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследования, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение социально-педагогическх аспектов технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы в активную и целенаправленную деятельность по формированию познавательных интересов школьников, по созданию общей системы учебной и внеучебной работы, преследующей эту задачу.
В ходе нашего исследования нами была выявлена существенная значимость и возможность организации предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» в школе-интернате. Мы оценили содержание технологической подготовки как эффективного средства успешной профориентации школьников, теоретически и экспериментально обосновали программно-методические особенности организации обучения данной области в условиях учреждений интернатного типа.
В процессе профессионального самоопределения школьников хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности – интеграции учебной работы и общественно полезного и производительного труда, в приемах побуждения и активизации учащихся.
Рассмотрим конкретно программные пути.
В области обучения профессиям в процессе предпрофильной технологической подготовки большое значение рекомендуется придавать глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, опираясь на такие принципы, как социальная значимость и прикладной характер. Необходимо создавать благоприятные условия для успешного освоения школьниками социальных ролей в общественно полезном и производительном труде. Самостоятельное управление образовательным развитием и саморазвитием учащихся формируется только на основе личного опыта значимой практической деятельности. Для обеспечения целостности предпрофильной подготовки рекомендуется использование активных методов обучения: социальных технологий – выполнение общешкольного проекта и информационно-коммуникативных технологий, повышающих компьютерную грамотность учащихся школы-интерната.
Проведенное нами исследование по теме позволило сделать несколько обобщений:
   Практическая 
значимость нашего исследования заключается 
в том, что его результаты могут использовать 
в своей практической деятельности учителя 
технологии. Важно, чтобы при этом каждый 
из педагогов по-настоящему был заинтересован 
в результатах своего труда и стремился 
к творчеству, опираясь на наши практические 
советы и рекомендации по созданию условий, 
направленных на повышение эффективности 
системы технологической подготовки. 
 
 
 
 
 
 
Библиография
 
| 
 | 
Приложение А
Календарно-тематическое планирование занятий
предпрофильной 
подготовки (девочки) 
| № | Тема | Количество часов | |
| Теория | Практика | ||
| Садоводство, цветоводство, плодоводство | |||
| 1. | Общие сведения о растениях. Современный рынок | 1 | 1 | 
| 2. | Группировка растений | 1 | 1 | 
| 3. | Почва | 0,5 | 1,5 | 
| 4. | Планировка растений | 1 | 1 | 
| 5. | Оформление растениями: сада, интерьера, места отдыха, дорожки и т. д. | 1 | 1 | 
| 6. | Ландшафтный дизайн. Основы | 1,5 | 0,5 | 
| 7. | Стилистика ландшафтного дизайна. Его особенности | 1,5 | 0,5 | 
| 8. | Разработка ландшафта на территории интерната. Заполнение пустого участка. Рисунок, подбор цветовой гаммы, деревьев. Итоговый – самостоятельная работа | 2 | |
| Общее количество 16 часов | |||
| Кулинария, консервирование | |||
| 1. | Консервирование. Теоретические сведения | 2 | |
| 2. | Практическая работа. Консервирование салатов, соление капусты | 2 | |
| 3. | Практическая работа. Компоты из ягод и фруктов | 2 | |
| 4. | Практическая работа. Варенье из яблок, моркови, ассорти, повидло | 2 | |
| 5-7. | Приготовление одного из видов консервирования | 2 | |
| 8. | Итоговая работа + устный опрос | 2 | |
| Общее количество 16 часов | |||
| Моделирование | |||
| 1. | Основы конструирования швейного изделия | 2 | |
| 2. | Моделирование. Основы выкройки | 2 | |
| 3. | Самостоятельный выбор и пошив изделия | 2 | |
| 4. | Пошив изделия | 2 | |
| 5. | Пошив изделия | 2 | |
| 6. | Пошив изделия | 2 | |
| 7. | Пошив изделия | 2 | |
| 8. | Пошив изделия | 2 | |
| 9. | Пошив изделия | 2 | |
| 10. | Подведение итогов проделанной работы | 2 | |
| Общее количество 20 часов | |||
| Парикмахерское искусство | |||
| 1. | История парикмахерского дела. Типы волос | 1 | 1 | 
| 2. | Как правильно выбрать прическу | 1 | 1 | 
| 3. | Инструменты парикмахера | 1 | 1 | 
| 4. | Стрижка. Правила выполнения, формы головы, деление на зоны, особенности роста волос | 2 | 2 | 
| 5. | Способы и приемы стрижки | 2 | 2 | 
| 6. | Стрижка коротких волос | 2 | |
| 7. | Самостоятельная работа | 2 | |
| Общее количество 14 часов | |||
| Всего 66 часов | |||
Приложение Б
Календарно-тематическое планирование занятий
предпрофильной 
подготовки (мальчики) 
| № | Тема | Количество часов | |
| Теория | Практика | ||
| Плотницкое дело | |||
| 1. | Знакомство учащихся с профессией плотника. | 2 | |
| 2. | Изучение инструментов и приспособлений, практическое применение и наладка | 1 | 1 | 
| 3. | Изучение основных приемов | 1 | 1 | 
| 4. | Практические работы | 2 | |
| 5. | Практические работы | 2 | |
| Общее количество 10 часов | |||
| Столярное дело | |||
| 1. | Знакомство учащихся с профессией столяра | 2 | |
| 2. | Изучение столярных инструментов и приспособлений, практическое применение и наладка | 1 | 1 | 
| 3. | Изучение мерительных инструментов, применение на практике | 1 | 1 | 
| 4. | Изучение основных приемов работы столяра, применение различных инструментов | 1 | 1 | 
| 5. | Практические работы | 2 | |
| Общее количество 10 часов | |||
| Токарное дело (по деревообработке) | |||
| 1. | Знакомство с профессией токаря по деревообработке | 2 | |
| 2 | Изучение устройства токарного станка, способов его наладки | 1 | 1 | 
| 3. | Изучение инструментов и приспособлений токаря, способов подготовки их к работе | 1 | 1 | 
| 4. | Изучение основ метрологии и применение их на практике | 1 | 1 | 
| 5. | Изучение приемов работы токаря и применение их на практике | 1 | 1 | 
| 6. | Практические работы | 2 | |
| Общее количество 12 часов | |||
| Слесарное дело | |||
| 1. | Знакомство 
  учащихся с основными профессиями 
  металлообрабатывающей | 2 | |
| 2. | Знакомство учащихся с профессией слесаря | 2 | |
| 3. | Изучение орудий производства, средств и предметов работы слесаря, способов их наладки | 1 | 1 | 
| 4. | Изучение основ метрологии и применение их на практике | 1 | 1 | 
| 5. | Овладение основными приемами работы слесаря | 1 | 1 | 
| 6. | Практические работы | 2 | |
| Общее количество 12 часов | |||
| Токарное дело (по металлообработке) | |||
| 1. | Знакомство с профессией токаря по металлообработке | 2 | |
| 2. | Изучение устройства токарного станка и приспособлений, способов наладки | 1 | 1 | 
| 3. | Изучение устройства резцов и их классификация, подготовка резцов к работе | 1 | 1 | 
| 4. | Овладение основными приемами работы токаря | 0,5 | 1,5 | 
| 5. | Практические работы | 2 | |
| 6. | Практические работы | 2 | |
| Общее количество 12 часов | |||
| Фрезерное дело | |||
| 1. | Знакомство с профессией фрезеровщика | 2 | |
| 2. | Устройство и подготовка к работе горизонтального фрезерного станка | 1 | 1 | 
| 3. | Устройство и подготовка к работе вертикального фрезерного станка | 1 | 1 | 
| 4. | Классификация фрез по устройству, назначению и применению. Способы установки | 1 | 1 | 
| 5. | Овладение основными приемами работы фрезеровщика | 2 | |
| 6. | Изготовление изделия | 2 | |
| Общее количество 12 часов | |||
| Всего 68 часов | |||
 
Приложение В
Профориентация
| 
 | 
 | 
 | 
 | Общее количество часов | 
| 
 | 1. Понятие о 
  технике. 2. Механизация производства. 3. Работа с психологом*. 4. Понятие об автоматических устройствах. 5. Общие сведения об экономике производства. 6. Организация труда на производстве. 7. Научно-технический прогресс 8. Новые материалы и современные технологии. 9. Автоматизация производственых систем. | 1. Работа с 
  психологом*. 2.Понятие о 
  гибких производственных  3. Компьютеры на производстве. 4. Общий обзор классификации профессий. 5. Типы профессий. 6. Классы профессий. 7. Отделы и группы профессий. 8. Выбор профессии. 9. Интересы, склонности, способности. 10. Работа с психологом*. | 1. Самостоятельность выбора профессии. 2. Самовоспитание выбора профессии. 3. Профессиональный план. 4. Ошибки и 
  затруднения при выборе  5. Профессиональные консультации*. 6. Профессиограмма (характеристика профессий). 7. Где получить профессию. | 34 часа |