Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)
 

  Учащиеся, способные выразить творческую идею или замысел в композиционном решении, несомненно, имеют склонность к дизайнерской деятельности. Учащиеся, разрабатывающие технологию изготовления и воплощающие ее наилучшим способом также  склонны к дизайну. В случае воспроизведения изделия по образцу говорить о склонности к дизайну проблематично. В процессе наблюдений было выявлена склонность к дизайнерской деятельности у 30% учащихся, выставка проектов по итогам обучения на курсах подтвердила эту цифру.

  ОО  Технология подразумевает овладение знаниями, подкрепленными умениями, т.е. практикой. Без практики не мыслимо овладение какой-либо профессией. Таким образом, на предпоследнем занятии учащиеся попробовали себя в качестве парикмахеров. Данный курс, как основа, давно уже практикуется в интернате, поэтому в учебной мастерской имеется несколько манекенов с париками. В начале занятия учащимся был предложен видеофильм, показывающий технологию создания причесок на длинных и коротких волосах. Затем была проведена практическая деятельность учащихся: выполнялись простейшие способы стрижки. На последнем занятии состоялся показ модельных причесок. К показу учащиеся готовились самостоятельно во внеурочное время. Моделями стали не только учащиеся 5-7 классов, но и работники школьной столовой. Таким образом, учащиеся смогли соотнести все три главных принципа  выбора профессии.

  Об  эффективности методики преподавания данного элективного курса можно судить по собственным наблюдениям и наблюдениям учителя за учащимися, по результатам беседы и контрольного теста в конце курса.

  Анализ  апробирования методических разработок показывает следующие результаты:

  1. На протяжении всего курса обучения у школьников поддерживался устойчивый интерес, их готовность к активной личностно-значимой учебно-познавательной деятельности была высока; благодаря наглядным представлениям необходимой информации с помощью ИКТ, учащиеся хорошо запоминали основные моменты теории, о чем свидетельствует результаты контрольных тестов.

  2. Данный курс для воспитанников интерната был новым, и эмоционально-оценочное отношение к данной деятельности характеризовалось как положительное.

  Что касается межличностных взаимоотношений  в процессе обучения, то можно говорить о благоприятной и дружелюбной обстановке на занятиях. Это подтверждает и методика оценки психологической атмосферы в коллективе (подготовленная Л.Г. Жедуновой) (Приложение 8). Состояние атмосферы оценивалось в 78 баллов на выходе (46 баллов на входе). Были иногда случаи, когда ученицы расстраивались, что у них не получается, однако, затем на последующие занятия приходили в полной готовности. Это говорило о том, что умения отрабатывались во внеурочное время, и этому кто-то способствовал. Это свидетельствует о взаимопомощи, взаимоподдержке между учащимися.

  Говоря  о мотивации учащихся, следует  отметить ее переменчивость. Было очевидно, что ценностные ориентации учеников поменялись в сторону личностных мотивов (познавательных мотивов и мотивов самосовершенствования).

  3. Школьники активно включались  в учебно-познавательную деятельность, им понравилось работать с компьютером, выполнять работы, связанные с ИКТ, стремились к положительному конечному результату своей деятельности. Имело место и проявление таких личностных качеств, как инициативность, любознательность, активность, самостоятельность, осознанность, ответственность и автономность в реализации поставленных целей.

  Интерес представляет также зависимость  ИКТ-компетентности школьника от его  общей академической успеваемости. Полученные данные показывают, что чем выше академическая успеваемость учащегося, тем выше его уровень компетентности в области ИКТ. Это дает основания полагать, что имеет место и обратная связь: активное использование компьютера в учебной деятельности помогает учащемуся в достижении высоких результатов в различных образовательных областях.

  С помощью программы моделирования  причесок и непосредственной практики учащиеся смогли выявить у себя склонности к профессиям в данной сфере, таким  образом, самореализоваться в собственных глазах, проявление оригинальности и эстетического качества говорят о направленности учащихся получения профессии в сфере Человек - Художественный образ.

  4. Выполнение проектов учащимися  способствовало научению постановок перспективных целей, предвидению последствий своей деятельности и поведения, преодолеванию препятствий на пути достижения цели, проведению рефлексии. Благодаря проектированию в соответствии с типологией предметов труда, учащиеся смогли также оценить свои способности.

  Таким образом, особенности активных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности учащихся школы-интерната.

  Также для нас было приятно и то обстоятельство, что три девушки в классе самостоятельно определились с выбором своей профессии, исходя из того, что совместили свои «хочу», «могу» и «надо» и решили поступать в  Профессиональное училище № 31 г. Ярославля. 

  3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех!»

  (в  помощь младшим школьникам)

  Проект  «Мой труд - мой успех!» 

  Обоснование и актуальность проекта

  Данный  проект предполагает организацию старших школьников, определяющимся в своем жизненном и профессиональном плане, оказания помощи учащимся младших классов.

  Став участниками проекта, школьники попробуют себя в различных социальных ролях, что будет содействовать их успешной социализации в общество. Участие в различных видах общественно полезного труда, предусмотренных проектом, сформирует адекватное представление об общественно-полезном труде, будет способствовать осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем.

  Выполнение  данного проекта включает организацию  системы внеурочной учебной деятельности, эффективно дополняющей учебно-плановые формы обучения и имеющей общественно полезную значимость.

  Цель  проекта 

  - привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества и включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем силами самих учащихся.

  Основные  задачи

  • повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации и возможностей общественно полезного и производительного труда;
  • формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе;
  • закрепление навыков командной работы;
  • совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

  Решение целостности комплексного проекта  находит отражение в постановке совместных задач между несколькими  подпроектами.

  При этом учащиеся имеют возможность  участвовать в разных подпроектах, чтобы испытать себя в различных  сферах и видах деятельности, соответствующих получаемым ими профессиям в предпрофильной технологической подготовке («Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Художественный образ»), а также с учетом организации Ученического самоуправления, характеризующей сферу деятельности «Человек-Человек». Школа-интернат не предусматривает подготовку специалиста в сфере «Человек-Знаковая система», поэтому в проектной деятельности она является лишь предметом труда в остальных сферах.

  В начале учебного года ученики знакомятся с темой общешкольного проекта. Школьники работают в команде, и каждый может попробовать себя в нескольких профессиональных ролях. Проектная деятельность позволит учащимся решать задачи по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, «оттачивать» умения и навыки. Отчет по проделанной работе можно провести по форме, представленной в Приложении 8.

  Технология разработки проекта:

  I. Разработка проекта, его подготовка к реализации силами самих школьников. Цель: расширение сферы профессиональных интересов, ознакомление учащихся со всеми типами профессий.

  II. Реализация разработанного проекта силами инициативной группы школьников. Цель: осуществление профессиональных проб, формирование реальных трудовых умений и навыков, воспитание профессионально важных качеств

  III. Подведение итогов работы над социальным проектом. Цель: формирование мотивов выбора профессии, развитие профессионального самосознания и адекватной самооценки.

  В качестве иллюстрации вышеизложенных положений приводим тематику и структуру коллективных школьных проектов в системе предпрофильной технологической подготовки школы-интерната № 6 (Табл. 10).

  Результатом труда учащихся может стать презентация  общешкольного проекта «Мой труд – мой успех!» в форме яркого мероприятия, подготовленного для младших школьников, на котором учащиеся смогли бы отчитаться о проделанной ими работе в течение года. Выступления учащихся могут обеспечиваться мультимедийным сопровождением.  

  Ожидаемые результаты

  Повышение уровня профессиональной ориентации, мотивации на углубленное изучение предметов, выбор учащимися экзаменов итоговой аттестации по профилю проектов, общественное признание являются показателями успешности идеи комплексного проекта.  

Таблица 10

Структура и содержание коллективного  проекта «Мой труд – мой успех!» 

Сферы Название  подпроекта Содержание  по областям деятельности
Человек Природа Худож. образ Техника Знаковая  система
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Природа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Цвети мой  школьный двор» Вовлечение  младших школьников, учителей в реализацию проекта Разработка  технологий выращивания цветов, разбивка клумб и посадка цветов, озеленение участка школы: посев газонов, выращивание рассады, посев и посадка декоративных растений в грунт, посадки кустарников и деревьев, разбивка клумб и цветников и др. Дизайн цветников, клумб, лестничного марша Оборудование  оранжереи, технология изготовления клумб Составление cмет расхода, разработка таблиц ТБ, пособий для младших школьников
«Здоровое питание школьника» Обслуживание  младших школьников на празднике Разработка системы питания для учащихся младших классов с учетом их здоровья Оформление  праздничного стола Работа с  кухонным оборудованием по приготовлению  пищи, замена оборудования в столовой Составление меню для младших школьников с учетом их запросов и возможностей кухни интерната
 

Продолжение табл. 10 

Техника «Школьная форма» Организация вручения школьной формы младшим школьникам на празднике Выбор экологически чистых тканей Дизайн одежды, подбор аксессуаров,

моделирование и декорирование «старых» вещей,

ремонт  одежды, замена молний, пуговиц, подкладок  и др.

Работа со швейной  машиной, пошив, фотографирование Разработка  эскизов, базовой конструкции и  моделирования, раскрой
Человек «Рука в руке» Анкетирование, сбор информации о днях рождения, важных датах в жизни младших школьников, ведение учета лучших учащихся школы и неуспевающих,

помощь  отстающим в учебе, работа с проблемными  детьми

Сбор информации о здоровье младших школьников Проведение  праздников, творческих вечеров, конкурсов, олимпиад и др. Совершенствование материально-технической базы Компьютерная  обработка собранного материала  в Microsoft Excel, разработка пособий, брошюр, правилам поведения и порядку в школе, печать графиков дежурств по школе
 
 
 

Продолжение табл. 10 

Худож.

образ

«Праздник труда» Оформление  праздничной площадки, организация  и проведение праздника Разработка  санитарных и медико-биологических  требований к проведению праздника Разработка  сценария праздника, создание художественно-музыкальной  композиции Настройка и  обслуживание аппаратуры для музыкального сопровождения праздника Изготовление  рекламных проспектов праздника, афиш, плакатов
«Здоровье и красота» Оказание парикмахерских услуг младших школьников перед  праздником Создание косметической  лаборатории, подбор народных средств для косметической продукции Разработка  и обеспечение дизайна причесок Совершенство-вание парикмахерских инструментов;

организация и оборудование рабочих мест

Реклама. советы и рецепты по уходу за собой  в компьютерной обработке

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа