Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

  Самостоятельная внеурочная  работа Освоение безопасных приемов работы в растениеводстве. Поиск необходимой информации в сети Internet, изучение и посещение научно-популярных сайтов по растениеводству.

  4. Профессия – цветовод-декоратор. 

  Основные сведения о цветочных растениях (2 ч)

  Теоретические сведения Профессиональная деятельность цветовода-декоратора: знания, умения, навыки, содержание деятельности, условия труда. Личные и профессиональные качества цветовода-декоратора.

  Основные  сведения о цветочных растениях. Выращивание однолетних цветочных растений в открытом и защищенном грунте рассадой.

  Практическая  работа Составление таблиц с условными обозначениями рекомендуемых растений для цветника с учетом сезона

  Самостоятельная внеурочная  работа Изучение классификации и ассортимента цветочных растений по гербарным и натуральным образцам, фотоснимкам, открыткам, слайдам; просмотр CD-RW дисков: "Цветочная фантазия", МедиаХауз, "Дачные растения". Создание композиций, включающих в себя живые и высушенные растения для спален и кабинетов.

  5. Понятие о декоративном цветоводстве (2 ч)

  Теоретические сведения Принципы и роль декоративного оформления пришкольного участка

  Практическая  работа Проектирование цветочных клумб

  Самостоятельная внеурочная  работа Подбор цветочных растений для оформления цветников, садовых дорожек, альпийских горок. Подготовка рассады цветов для клумбы. Изготовление переносных и подвесных кашпо. Закладка семян в кашпо и ящички. Изучение правил ухода за цветочными растениями. Создание условий для выращивания зимой. Весенняя высадка цветочных растений в грунт.

  6.  Профессия – дизайнер ландшафта. Элементы садового дизайна (2 ч)

  Теоретические сведения Профессиональная деятельность дизайнера ландшафта: знания, умения, навыки, содержание деятельности, условия труда. Личные и профессиональные качества дизайнера ландшафта.

  Понятие о садовом дизайне. Уход за изгородью  и обрезка. Декоративное оформление крыльца школы, лоджии, переносных ваз и подвесных кашпо.

  Практическая  работа Освоение компьютерной программы дизайна садового участка «Наш Сад 9.0 Рубин»

     Самостоятельная внеурочная  работа Уход за живыми изгородями пришкольного участка (стрижка и т. д.)

  7. Планировка участка в соответствии с природными условиями (2 ч)

  Теоретические сведения Понятие о планировке участка. Примерный расчет отдельных функциональных зон. Учет уровня грунтовых вод, рельефа, направления ветра, состава почвы, кислотности почвы, освещенности.

  Практическая  работа. Подготовка почвы для цветника на выбранном участке (разбивка клумбы или рабатки).

  Самостоятельная внеурочная  работа Уход за комнатными растениями в спальных комнатах, кабинетах, рекреациях школы-интерната

  8. Защита проекта (2 ч)

  Коллективное  обсуждение проекта, анализ, выводы. Работа с тестовыми заданиями по пройденному курсу.

  Примерная тематика проектов для учащихся школ-интернатов: «Создаем цветник»; клумба «Времена года»; «Олимпийская клумба»; «Цветочная оправа»; «Альпийская горка»; «Аптекарский огород» и т.д.

  Самостоятельная внеурочная  работа Уход за комнатными растениями в спальных комнатах, кабинетах, рекреациях школы-интерната. Весенняя высадка цветочных растений в грунт и уход/ 

3.2.3 Программа элективного курса «Искусство кулинарии»

     Пояснительная записка

  Элективный  курс «Искусство кулинарии» знакомит учащихся школ-интернатов со спецификой вида деятельности при выборе технологического профиля и представляет собой введение в такие профессии, как ресторатор, кулинар, кондитер, пекарь и повар. С учетом наличия в школе-интернате приусадебного участка, где располагаются отделы овощеводства и плодоводства, целесообразно включение в программу технологии по переработке, заготовке и хранению сельскохозяйственной продукции.

  Цель  курса: практическое применение знаний и компетенций в образовательном и профессиональном пространстве, связанных со сферами деятельности «Человек-Природа» и «Человек-Художественный образ».

  Элективный  курс рассчитан на 16 учебных часов.

  Таблица 6

     Учебно-тематический план

     Тема Количество  часов Средства  ИКТ

на  занятии

Теория Практика
1. Характеристика пищевой промышленности и ее роль в системе народного хозяйства 1 1 Microsoft PowerPoint,

Microsoft Excel

2. Профессия –  ресторатор. Основы рационального питания. Запуск проекта 1 1 Microsoft PowerPoint
3-4. Профессия –  технолог общественного питания. Технология обработки овощей 1 1 Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel
5. Профессия –  повар. Технология приготовления холодных блюд 1 1 Microsoft PowerPoint,

Microsoft Excel

6. Технология  приготовления первых блюд 1 1 Microsoft Word
7. Профессия –  кондитер. Технология приготовления кондитерских изделий из скорого дрожжевого теста 1 1 Microsoft PowerPoint,

Microsoft Excel

8. Защита проекта   2 Microsoft PowerPoint

Microsoft Excel

Общее количество 16 часов
 
 

     Содержание  программы

     1. Характеристика пищевой промышленности и ее роль

     в системе народного  хозяйства (2 ч)

     Теоретические сведения Технологические сведения о пищевой промышленности. Профессии пищевой промышленности. Уровень образования и квалификации. Условия трудовой деятельности. Профессиональные ограничения и возможные профзаболевания. Учебные заведения для получения специальности в отрасли общественного питания. Условия поступления и обучения. Тестирование

     Практическая  работа. Тестирование. Анализ газетных объявлений, справочников.

     Самостоятельная внеурочная  работа Поиск необходимой информации в сети Internet: обзор карты образовательного пространства. Наблюдение за работой поваров на кухне столовой школы-интерната.

     Экскурсия Ознакомление с профессиями общественного питания на предприятиях города, системой социальной защиты рабочих.

     2. Профессия – ресторатор. Основы рационального  питания. 

     Запуск  проекта (2 ч)

          Теоретические сведения. Профессиональная деятельность ресторатора: знания, умения, навыки, содержание деятельности, условия труда. Личные и профессиональные качества ресторатора.

     Пища  – основа жизни человека. Принципы рационального питания. Основы составления меню. Сервировка стола

       Проектирование. Проектная деятельность. Запуск проекта.

     Практическая  работа Определение потребности, формулировка темы проекта, задачи.

       Самостоятельная внеурочная  работа Знакомство с оборудованием и инвентарем на кухне столовой школы-интерната. Наблюдения за работой поваров. Поиск необходимой информации в сети Internet: обзор карты образовательного пространства; ознакомление с историей развития кулинарии (первые школы поварского искусства, поваренное искусство в жизни известных людей, новые продукты, появившиеся в результате географических и научных открытий); с организацией питания в зависимости от возраста, климата, и социально - бытовых условий. Составление меню в зависимости от возраста человека, его диеты и состояния здоровья, от взаимного сочетания блюд.

     3-4.   Профессия – технолог  общественного питания. 

     Технология  обработки овощей (2 ч)

     Теоретические сведения. Профессиональная деятельность технолога общественного питания: знания, умения, навыки, содержание деятельности, условия труда. Личные и профессиональные качества технолога общественного питания.

     Понятие о технологическом процессе. Способы  кулинарной обработки. Техника безопасности и санитарно - гигиенические требования.

     Характеристика  предприятия общественного питания. Состав производственных помещений. Заготовочный цех.

     Способы консервирования плодов и овощей.

     Практическая  работа. Составление инструкционной карты технологического процесса. Подготовка тары. Подготовка зелени и кореньев к сушке, консервирование салатов, соление капусты. Подготовка плодов и ягод к переработке. Приготовление компотов. Варенье из яблок, моркови, ассорти, повидло. Сушка и замораживание плодов.

     Самостоятельная внеурочная  работа Ознакомление с кулинарной мультимедийной энциклопедией «Консервирование». Поиск необходимой информации в сети Internet: способы определения качества овощей, способы хранения консервов. Подготовка картофеля к хранению и др. корнеплодов. Помощь работникам столовой: первичная обработка овощей и др.

     5. Профессия – повар.  Технология приготовления  холодных блюд (2ч)

     Профессиональная  деятельность повара: знания, умения, навыки, содержание деятельности, условия труда. Личные и профессиональные качества повара.

     Холодный  цех: общая характеристика, оборудование, товарооборот и движение товаров

     Технология  приготовления холодных блюд, закусок, салатов из готового сырья

     Практическая  работа Приготовление холодных блюд, закусок, салатов из готового сырья

     Самостоятельная внеурочная  работа Приготовление холодных блюд, закусок, салатов из готового сырья по своим разработанным рецептам и оформленным в Microsoft Word. Поиск необходимой информации в сети Internet: эстетика в общественном питании. Ознакомление с мультимедийным проектом «Кулинария. Дело вкуса» - кулинарной мультимедийной энциклопедией. Помощь работникам столовой, наблюдения.

     6. Технология приготовления  первых блюд (2 ч)

     Теоретические сведения Горячий цех: общая характеристика, оборудование.

Значение  первых блюд в питании человека. Классификация супов по способу  приготовления, температуре подачи, по жидкой основе. Подача и хранение супов.

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа