Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад

Описание

Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Работа состоит из  1 файл

Развитие театральной деятельности дошкольников.doc

— 893.07 Кб (Скачать документ)

Ефим Васильевич обладал богатым даром импровизации.  Он умел общаться со зрителем, втянуть его в свою игру.  Свобода мышления, изобретательность и находчивость позволяли ему быстро развернуть «игру» и заставить людей играть вместе с ним.

Как выглядели его действия можно представить по рассказам односельчан художника.

Выбрав удобное место у какой-нибудь избы или сарая, он расставлял декорации-картинки, глинянки (глиняные фигурки).  Занимали также свои места герои спектакля - куклы.  Честняков выступал в роли актера, режиссера, певца, музыканта.  Все оживлялось его искусными руками, голосом, мимикой - начиналась сказка.

По ходу действия он не только сам пел, плясал, играл на дудочке, гармонике, свирельке, вел диалог с куклами (типичный прием кукольного театра), но и постепенно втягивал в действие зрителей, делая их соучастниками спектакля.  Это было своеобразное театральное действо, подобное тем, какие устраивали скоморохи и петрушечники.

Интерес представляют и воспоминания связанные с театрализованной деятельностью крестьянских детей, которую организовала в своем учебном заведении для сирот княгиня М. К. Тенишева.  В результате наблюдений за практической работой с детьми она пришла к выводу, что театр, как ни какая другая деятельность способствует развитию детей и созданию дружного детского коллектива.

Она пишет: «Несмотря на мою антипатию к театру вообще, нахожу, что в воспитательном смысле это большое подспорье, в особенности деревенский театр, и он послужил мне с пользой в моей школе для сближения с учениками.  Мы временно составляли как бы одну семью, сливаясь в одно целое, стараясь сыграть пьесу как можно лучше.

Крестьянский ребёнок мало развит, внимание его спит, реакция слабая, речь несвободная.  Школьные уроки передаются или на заученном книжном языке, или на своём разговорном, бедном, затруднённом, красноречие отсутствует».

Важно учитывать, что и М. Тенишева, и Е. Честняков сами были профессионалами в живописи, и, несмотря на это, не захотели ограничить обучение детей только изобразительной деятельностью.  В результате, они пришли к одному выводу: из всех видов искусства театральная деятельность наиболее органична для ребёнка от 4 до 10 лет и несёт в себе развивающий эффект.  Но уже в то время эти выдающиеся просветители понимали, что эта работа не может осуществляться сама по себе.  Необходима специальная программа художественного воспитания, образования и развития детей.

О такой программе мечтал С. Т. Шацкий - выдающийся отечественный педагог, учёный.  Он писал: «Значение искусства для жизни ребёнка уже достаточно признано, хотя мало выяснено.  Но я хотел бы отметить, что не об обучении музыке, пению, рисованию, ритмике следовало бы думать, а о жизни детей в сфере искусства.  Здесь самый трудный вопрос - материал, который даётся детям.  Конечно, я больше думал бы о простом, бесхитростном искусстве, о здоровой радости искусства, а не о самоуслаждении взрослых вокруг детей».

В этих горьких словах талантливого отечественного педагога таится справедливый упрек в адрес науки и практики.  Ведь, действительно, «самоуслаждением» родителей или «отчетом» перед ними музыкального руководителя и педагогов пронизан каждый праздник в детском саду.

Но, вместе с тем, всем известно, что наряду со всеми перечисленными выше недостатками, праздники, инсценировки и другие выступления доставляют детям и родителям радость.  Как быть?

На основе анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, большой экспериментальной работы мы пришли к выводу, что для полноценного развития детей в театрализованной деятельности необходим новый подход как к организации, так и к содержанию и методам работы с детьми.  Только учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, мы сможем помочь Золушке педагогики стать принцессой.

сли вы помните сказку о Золушке, то стать принцессой ей помогла добрая волшебница.  В нашем методическом пособии эту почетную роль мы хотим отдать вам, уважаемые воспитатели дошкольных образовательных учреждений.  Потому что  только от Вас, как от добрых волшебниц, зависит «быть» театрализованной деятельности в жизни ребенка или «не быть».  Только Вы можете помочь Золушке педагогики стать принцессой и тем самым доставить детям ни с чем несравнимую радость приобщения к театральному искусству. 

Особое внимание  в работе с детьми по театрализованной деятельности Вам, уважаемые коллеги, необходимо уделять взаимодействию с семьей.  Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности в программе « Из детства - в отрочество» представлены по двум направлениям: для педагогов и родителей.  

В семье

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности.  По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.

Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат.  Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.

Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. п.

Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.   

В дошкольном образовательном учреждении

Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. п. ).  Помогать в создании выразительных средств.

Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.

Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).

Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.

Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).

Познакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.

Научить управлению простейшей куклой-марионеткой - с применением разнообразных движений (поворот туловища, ходьба), согласовывать свои действия с действиями партнеров.

О том, как воспитателю решить эти задачи с минимальными затратами сил и времени всех участников этого процесса (ребенка, родителей, педагогов), мы хотим рассказать вам в следующем разделе нашего пособия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры  
 

      Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других - персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его. Сравнивая эти детские игры с их обычными, повседневными сюжетно-ролевыми играми нетрудно заметить разницу между ними в характере игровой деятельности. Если первые игры (будем называть их театрализованными) имеют заранее известное содержание, то вторые обретают содержание в процессе своего развития. Дети свободно распоряжаются знакомым литературным материалом, и редко выходят за рамки заданного автором действия. Видимое несоответствие между действиями ребенка и разыгрываемым произведением, принимаемое многими за творчество, мы объясняем отсутствием у детей умения образного воплощения, но еще не проявлениями творчества.  

И все же нет основания отрицать возможность творческих проявлений детей в театрализованных игpax, поскольку театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. Когда же, проявляется эта возможность и при каких условиях? Что вообще можно считать творческими проявлениями детей в театрально-игровой деятельности? На все эти вопросы следует ответить прежде, чем искать пути развития театрально-игрового творчества детей дошкольного возраста.  

На страницах методической литературы широко освещается опыт практических работников по организации театрально-игровой деятельности дошкольников. Однако обращает на себя внимание тот факт, что из всех известных видов театрализованных игр предпочтение отдавалось играм-драматизациям, т. е. играм, где дети сами (а не куклы) изображали героев литературных произведений. Изучение исследовательской и методической литературы показало, что театрально-игровая деятельность детей рассматривалась лишь с точки зрения ее содержания и общевоспитательного значения. Выдвинутая Н. Карпинской проблема развития способностей в процессе игры-драматизации коснулась прежде всего способность к театральному творчеству.  

Н.С.Карпинская, рассматривая игру-драматизацию в качестве средства развития творческих способностей детей, указывает на сходство и различия игровой драматизации и сюжетно-ролевые игры. И в той и другой играющие берут на себя определенные роли и действуют в соответствии с тем, как развертывается содержание игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях - впечатления от литературного произведения, отражая жизнь в художественных образах. В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается . В драматизации очень важен качественный результат деятельности. Интерес детей к качеству в ряде исследований, в научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в играх-драматизациях. 

Драматизировать - значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация - деятельность , требующая от дошкольников необходимых для выполнения её способностей, умений, навыков. 

Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ее родством с театром. “В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме”, - так писал об этом отечественный психолог Б. М. Теплов. Синтетический характер театрального искусства закономерным образом переносится в игру-драматизацию дошкольников. В связи с этим игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания. . Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их - движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького малыша к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:

Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка