Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад

Описание

Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Работа состоит из  1 файл

Развитие театральной деятельности дошкольников.doc

— 893.07 Кб (Скачать документ)

«ПЕСЕНКА»

Инсценировка по стихотворению В.  Приходько

Реквизит.  Для детей -- шапочки мышат, веревки или шнурки для хвостиков.  Палочки, к одному концу которых укреплены узелки путников.

Декорации.  Стулья, поставленные в два ряда.  К передним стульям прикреплено изображение головы, а к задним -- хвоста кошки.  Две таблички «Пешки» и «Ложки».  

Подготовка спектакля

Педагог рассказывает детям о том, что однажды замечательный поэт и писатель Владимир Приходько на узенькой дорожке увидел. . .  (Читает стихотворение).

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки

У них устали ножки.

Обратно в Пешки Мышки

Поехали на кошке.

Если кошке по пути,

По пути, по пути,

Отчего не подвезти,

Отчего не подвезти?

И пели до порожка,

И щелкали орешки -

От деревушки Ложки

До деревушки Пешки.

Пешком идти не близко,

Когда идешь обратно,

А на пушистой киске

И мягко, и приятно.

Если кошке по пути,

По пути, по пути,

Отчего не подвезти,

Отчего не подвезти?

Закончив чтение, воспитатель спрашивает, понравилась ли детям эта интересная история, не приходилось ли им самим видеть нечто подобное, и т. д.

После повторного чтения педагог предлагает инсценировать стихотворение.  В одной части группы вешается табличка «Пешки», а в другой -- «Ложки».  Дома каждой «деревни» дети могут построить из крупных строительных деталей.  Между «деревнями» из шнура или другого материала прокладывается «дорожка».

Воспитатель.  Для вас, таких больших, быстрых и умелых, этот путь не составил бы особого труда.  Но для маленьких мышек, которые редко выходят из своих норок, такое путешествие -- целое событие.  Поэтому они к нему тщательно готовились.  Из своих запасов они отобрали самое вкусное.  Но как это унести с собой? Мешков, сумок и корзинок у них не было.  И тогда они решили увязать провизию в узелки.  (Показывает, как это делается. ) Но оказалось, что даже небольшой узелок мышата не могут долго нести в своих слабеньких лапках.  Тогда они привязали узелок к одному концу палочки, перекинули ее за спину и двинулись в путь.

Педагог интересуется, хотели бы дети сыграть роли мышат.  Получив согласие, вносит атрибуты для костюмов мышат и помогает детям надеть их.  Затем разучивается песенка.  Дети садятся на стулья, изображающие кошку, и на любой мотив, предложенный педагогом, поют:

Если кошке по пути,

Отчего не подвезти,

По пути, по пути,

Отчего не подвезти! 

Проведение спектакля

Педагог сообщает зрителям, что из сегодняшнего спектакля они узнают о трудном путешествии, на которое решились отважные мышата.  Для того чтобы дети выразительнее передали образы мышат, описывает, как уставшие от долгого перехода и тяжелого груза маленькие путешественники еле идут, спотыкаются, садятся на корточки и т. д.  Объясняет, что мышатам сначала было страшно ехать верхом на кошке, но, успокоившись и отдохнув, они развеселились и запели песенку.

Затем воспитатель читает стихотворение, а дети изображают мышат: бредут по «дороге», встречают «кошку», едут на ней и щелкают орешки.

В конце спектакля педагог спрашивает у каждого ребенка, не было ли ему страшно, когда он ехал на кошке, действительно ли был такой случай или мышатам это приснилось и т. д.  

«ЕЛКА»

Инсценировка по стихотворению Е.  Благининой  

Реквизит.  Шапочки зайчат, бельчат, мышат и другие имеющиеся в группе атрибуты.  Игрушки для украшения новогодней елки. 

Декорации.  Искусственная елка.

Подготовка спектакля

Педагог предлагает детям подготовить спектакль к новогоднему празднику.  Получив согласие, спрашивает у каждого, в роли какого лесного жителя он хотел бы участвовать в спектакле.  Советует подумать, а затем интересуется, каким представляется маленькому актеру его персонаж (добрым, веселым, хитрым и т. п. ), есть ли у него друзья и т. д.

Проведение спектакля

Вначале педагог объявляет зрителям, что сегодня они присутствуют на необычном спектакле.  Чем он необычен? Тем, что каждый ребенок сам выбрал для себя роль, определил характер своего героя и т. д.

Далее воспитатель рассказывает: «Лесные зверята очень хорошо знают пушистую красавицу елочку.  Они играют вокруг нее, лакомятся ее вкусными шишками, прячутся от врагов.  Накануне Нового года звери решили украсить елочку и устроить новогодний праздник».

Выносится коробка с елочными игрушками.  Каждый ребенок достает игрушку, а педагог вешает ее на елку.

После того как елка украшена, воспитатель предлагает детям встать в хоровод и полюбоваться красавицей елочкой.  Восхищаясь каждой игрушкой, спрашивает, кто из «зверят» принес ее для украшения елки.  В заключение педагог читает стихотворение Е.  Благининой «Елка», а дети «подсказывают» недостающие слова.

Воспитатель. Есть еще игра для вас:

Я начну стихи сейчас. 

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте!

На дворе снежок идет,

Скоро праздник. . .

Дети.   - Новый год!

Воспитатель. Мягко светятся иголки,

хвойный дух идет. . . 

Дети.  От елки!

Воспитатель. Ветви слабо шелестят, бусы яркие. . .

Дети.  Блестят!

Воспитатель. И качаются игрушки --

Флаги, звездочки. . .

Дети.  Хлопушки!

Воспитатель. Нити пестрой мишуры.

Колокольчики. . .

Дети.  Шары!

Воспитатель. Рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы. . .

Дети.  Снегурки!

Воспитатель. Белоус и краснонос

Под ветвями Дед. . .

Дети.  Мороз!

Воспитатель. Ну и елка.  просто диво!

Как нарядна, как. . .

Дети.  Красива!

Воспитатель. Вот огни зажглись на ней,

Сотни крошечных. . .

Дети.  Огней!

Воспитатель. Двери настежь, точно в сказке,

Хоровод несется в. . .

Дети.  Пляске!

Воспитатель. И над этим хороводом

Говор, песни, звонкий смех …

Поздравляю с. . .

Дети.  Новым годом!

Воспитатель. С новым счастьем сразу. . .

Дети.  Всех! 

«КОШКИ»

Инсценировка по стихотворению Д.  Хармса

Реквизит.  Для детей -- игрушки-котята, шапочки кошек.  Для педагога -- корзина с овощами.

Декорации.  Любой материал для изображения дорожки.

Подготовка спектакля

Педагог спрашивает детей, любят ли они кошек, и предлагает вспомнить, какие они: добрые, злые, обидчивые; как они ведут себя, когда хотят что-нибудь выпросить у своего хозяина, или, наоборот, как выражают обиду на него и т. п.  Заинтересовав детей, выразительно читает стихотворение:

Однажды по дорожке

Я шел к себе домой. 

Смотрю и вижу: кошки

Сидят ко мне спиной. 

Я крикнул: -- Эй, вы, кошки,

Пойдите-ка со мной,

Пойдемте по дорожке,

Пойдемте-ка домой.

Скорей пойдемте, кошки,

А я вам на обед

Из лука и картошки

Устрою винегрет. 

-- Ах, нет! -- сказали кошки.

-- Останемся мы тут!

Уселись на дорожке

И дальше не идут.

Воспитатель.  Представьте, что вы идете по дорожке и вдруг видите кошек.  Как вы поступите? Сначала погладите или сразу заговорите с ними?

Расставив на дорожке игрушечных котят, педагог предлагает детям подойти к ним и «поговорить».  После проведенного этюда интересуется, знают ли дети, что такое «винегрет», из каких продуктов его готовят, понравится такое блюдо кошкам или нет.  Проигрывается сценка: встретили котят, поговорили с ними, предложили угостить винегретом и т. д.

Похвалив детей, педагог предлагает им участвовать в инсценировке в роли кошек и выражает уверенность, что движениями, мимикой маленькие актеры сумеют передать то, что непосильно игрушкам.  Например, когда кошек пригласят домой, они очень обрадуются, но, поняв, что их ждет нелюбимое блюдо, не только откажутся на словах, но и всей своей позой выразят разочарование или крайнее недовольство и т. д.

Проведение спектакля

Для того чтобы дети могли в роли кошек проявить сценическую выразительность, педагог должен определить оптимальный ритм при прочтении текста, продумать паузы.  Так, например, после слов «однажды по дорожке я шел к себе домой» надо сделать паузу и изобразить гуляющего человека.  «Смотрю» -- пауза, с помощью жестов, мимики демонстрируется удивление, радость.  После слов «кошки сидят ко мне спиной» следует подойти к детям, приласкать их, погладить и т. д.  
 
 
 

«ЧУДАКИ»

Инсценировка по стихотворению Ю.  Владимирова  

Реквизит.  Для детей -- по три пятака (кружок из бумаги, на котором написана цифра пять).  Сумки, рюкзаки, кошельки, узелки на палочках и т. п.

Декорации.  Любой материал для изображения дороги; искусственная елка или засохшая ветка с искусственной зеленью, вставленная в распорки и надежно закрепленная.

Подготовка спектакля

Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение про чудаков.  Интересуется, каких людей так называют, и объясняет, что чудаков не всегда понимают.  (Читает стихотворение. )

Я послал на базар чудаков,

Дал чудакам пятаков.

Один пятак --

на кушак,

Другой пятак --

на колпак,

А третий пятак --

так.

По пути на базар чудаки

Перепутали все пятаки:

Который пятак

на кушак,

Который пятак

на колпак,

А который пятак

так.

Только ночью пришли чудаки,

Принесли мне назад пятаки.

-- Извините,

но с нами беда:

Мы забыли --

который куда:

Который пятак

на кушак,

Который пятак

Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка