Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:51, реферат

Описание

Данный реферат построен таким образом, чтобы рассмотреть семью как социальный институт.
Основные задачи реферата:
изложить понятие, сущность и основные характеристики социального института;
изучить понятие, сущность и функции семьи.
понять как семья влияет на формирование личности.

Содержание

Введение
Семья как социальный институт
Отношения в семье. Стили семейного воспитания
Нарушение отношений внутри семьи
Роль семьи
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.85 Кб (Скачать документ)

Реферат

По дисциплине:

"Педагогика  и психология"

На тему:

"Стиль  семейного воспитания как фактор  формирования личности"

Содержание

  • Введение
  • Семья как социальный институт
  • Отношения в семье. Стили семейного воспитания
  • Нарушение отношений внутри семьи
  • Роль семьи
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

В числе тех явлений  общественной жизни, интерес к которым  среди этнографов и социологов за последние  десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья.

Социологический подход к изучению семьи не сводится к пониманию семьи  как подсистемы общества, выполняющей специфические  функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой  исполнитель заданных свыше функций. Она  активный элемент  и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность  вплетена в социальную реальность - арену  столкновения многообразных  социальных сил, участвующих  в процессах социальной дифференциации и  специализации.

Данный  реферат построен таким образом, чтобы  рассмотреть семью  как социальный институт.

Основные  задачи реферата:

изложить  понятие, сущность и  основные характеристики социального института;

изучить понятие, сущность и  функции семьи.

понять как семья влияет на формирование личности.

Семья как социальный институт

Семья - древнейший институт человеческого общества. Семья прошла трудный  путь развития - от родоплеменных  форм бытия до нуклеарной семье. Поначалу, человек не мог выжить один, и под одной крышей объединялось многочисленное потомство. Нуклеарная семья - семья состоящая из родителей и детей.

Испокон веков существовали традиционные функции  семьи. Семья определялась хозяйственной ячейкой, и жить в семье  считалось необходимым. Без семьи человек  считался обиженным  судьбой и богом. Семья скреплялась  нравственным авторитетом. Таким авторитетом  обычно пользовался  глава семьи. Но сочетание  традиционного главенства и нравственного  авторитета вовсе  необязательно. В  некоторых случаях, таким авторитетом  был наделен дед  или один из сыновей, тогда как формальное главенство всегда принадлежало отцу, мужу.

Жизнь семьи характеризуется  материальными и  духовными процессами. Через семью сменяются  поколения людей, в ней человек  рождается, через  нее продолжается род. Семья, ее формы  и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Сущность  семьи отражается в ее функциях, в  структуре и в  ролевом поведении  ее членов.

Важнейшими  функциями семьи  являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и  восстановительная.

Репродуктивная  функция включает в себя воспроизводство  в детях численности  родителей, т.е. принимает  участие в количественном и качественном воспроизводстве  населения. Можно  сказать, что это  самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет  население нашей  страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в  семье было не меньше чем родителей. Желательно даже.

Хозяйственно-потребительская  функция семьи  охватывает различные  аспекты семейных отношений. Это ведение  домашнего хозяйства, соблюдение домашнего  бюджета, управление семьей, проблема женского труда.

Семья как первичная  ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным  образом воспитываются  дети. В семье ребенок  получает первые трудовые навыки. У него развивается  умение ценить и уважать  труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Хозяйственно-потребительская  функция семьи  охватывает различные  аспекты семейных отношений. Это ведение  домашнего хозяйства, соблюдение домашнего  бюджета, управление семьей, проблема женского труда…

За  последние десятилетия  законы института  семьи сильно изменились. Семья находится  в процессе изменения  и развития.

Теперь  хозяйственная функция  семьи сошла на нет. Сегодня человек может прожить один. Новая структура семьи отличает ее от предыдущей: городская семья малочисленна. Сместился психологический центр; если раньше все держалось на родственных отношениях (самыми крепкими были связи детей и родителей), то сейчас на супружеских. В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего в нестабильности. Большое число разводов в городах. Это ведет к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на здоровье и благополучии детей и взрослых.

К нестабильности семьи  можно отнести  дезорганизацию, т.е. увеличение числа  конфликтных семей, где муж и жена живут в конфликте. Воспитание ребенка  в подобной семье  оставляет желать лучшего.

К данным факторам можно  отнести и новое  общественное положение  женщины: ее самостоятельность.

Ученые  смогли выделить типы семьи:

1. патриархально-модернизированный,

2. детоцентрический,

3. супружеский,

4. материнский,

5. неполный.

1. Сохранение формы  главенства и внутрисемейного  отношения. Тип  ориентирован на  средне - и многодетность.

2. Моральная и материальная  психологическая  опека старшим  поколением младшего. Ориентация на  малодетность.

3. Отношения определяются  брачностью - дети опираются на принципы взаимного уважения и дружбы.

4. Безбрачная форма  семьи. Создается  женщиной во имя  ребянка.

5. Сколок традиционной, детоцентрической, супружеской семьи.

Правильно будет рассмотреть  и роли в семье.

1. Традиционные роли: обязанность жены  воспитания ребенка,  обслуживание семьи,  подчинение мужу. Муж обязан хранить  преданность матери  своих детей, обеспечивать  их безопасность  и защиту, материальная  ответственность,  принятие основных  решений, поддержание  власти и контроля.

2. Товарищеские роли: требуют от жены  сохранения внешней  привлекательности;  обеспечения моральной  поддержки и сексуального  удовлетворения; живого  и интересного  общения с мужем.  От мужа - романтической  любви и нежности; материальных средств для удовлетворения потребностей жены, совместного проведения досуга.

3. Роли партнеров:  обоюдное экономическое  обеспечение семьи,  совместное участие  в воспитании ребенка  и решения ряда  вопросов бытия.

Отношения в семье. Стили  семейного воспитания

Жизнь в семье невозможна без общения в  ней, общения между  мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье  представляет собой  отношение членов семьи друг к другу  и их взаимодействие, обмен информацией  между ними, их духовный контакт. Спектр общения  в семье может  быть очень разнообразным. Помимо бесед о  работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно  включает в себя обсуждение вопросов, связанных  с воспитанием  детей, искусством, политикой, и так далее.

Большинство взрослых являются родителями и ежечастно играют эту непростую роль. Осознание себя родителем - процесс сложный, требующий пересмотра жизненных смыслов, ценностей. Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя, и дополняя друг друга. Это связано со спецификой выполнения мужской и женской ролей в семье. От роли матери зависит эмоциональная сфера ребенка, воспитание морально-нравственных качеств. Роль отца специфична. По мнению некоторых ученых, отец представляет ребенку мир мыслей, порядок и дисциплину. Отец для ребенка - источник безопасности. Отсутствие мужчины в семье негативно влияет на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Также у ребенка формируется комплекс вины и неполноценности вследствие неправильного поведения матери в период развода. Любой человек нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Огромное значение для развития ребенка имеют отношение между отцом и матерью. Ребенок наблюдает и впитывает в себя. Его родители становятся моделью бытия.

Следует остановиться еще  на том факте, что  на развитие ребенка  влияет наличие в  семье других детей.

Первый  ребенок до появления второго был единственным. Поэтому такой ребенок испытывал безраздельную любовь и заботу. Это может привести к негативным последствиям: эгоизм, несамостоятельность и др.

Второй ребенок не был единственным и жил в семье, где кроме него и родителей был еще один ребенок. Он растет в более спокойной обстановке.

Часто можно наблюдать  конкуренцию между  детьми. Причиной может  служить ревность.

Важным  фактором, влияющем на формирование личности ребенка, является воспитательная позиция родителей. Выделяют несколько основных типов отношений родителей и детей:

· Оптимальный стиль: родители воспринимают ребенка как личность. Стиль формируется  на уважении взрослым ребенка. Межличностные  отношения строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.

· "Сокращенная  дистанция" (нежелательный  стиль): семья существует ради ребенка. Они  проявляют гиперопеку по отношению к ребенку.

· "увеличенная дистанция" (нежелательный стиль): эмоциональное равнодушие к ребенку, редкие контакты с ним.

Не  надо забывать еще  про два главных  стиля воспитания: авторитарного и  демократического.

Первый  характеризует власть родителей и вырабатывают привычку беспрекословно выполнять приказы. Взрослые не считаются с мнением, желанием ребенка.

Второй  стиль характеризует  взаимопонимание, любовь, уважение и заботу друг о друге. Дети из подобных семей  более раскованны, непосредственны  в общении.

Нарушение отношений внутри семьи

Изучение  воспитательных родительских установок и позиций - одно из направлений  в описании типологии  семейного воспитания. Существует два вида: оптимальная и  неоптимальная позиция.

Оптимальная позиция отвечает адекватности, прогностичности и гибкости.

Прогностичность говорит о том, что родители должны вести ребенка по жизни, а не наоборот. Гибкость говорит о том, что родители видят и знают способы воздействия на ребенка по мере его взросления. Адекватность говорит о том, что родители видят изменения ребенка, его индивидуальные качества и знают как помочь в тех или иных случаях.

В дисгармоничных семьях, где воспитание ребенка  приобрело проблемный характер, происходят изменения в родительской позиции.

К дисфункциональным позициям можно отнести: отвергающая позиция (ребенок воспринимается как тяжелое бремя), позиция уклонения (общение с ребенком прерывистое, уклончивое и равнодушное), позиция доминирования по отношению к детям (ведущие методы воспитания - дисциплина, режим, угрозы, наказания), отвергающе-принуждающая позиция (родители принуждают вести ребенка по выработанному ими образцу поведения, не считаясь с мнением ребенка).

В большинстве случаев, неправильное воспитание ребенка в семье  приводит к очень  тяжелым последствиям, ребенок может  замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания  взрослых, мало того, у него могут появиться  невротические отклонения, вплоть до заболевания  неврозом.

Повышенная  эмоциональность  ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, может травмировать ребенка и привести как к нервным  срывам или полному  непослушанию.

Для полноценного психического развития детей нужно  понимание и эмоциональная  поддержка взрослых, признание в семье  и в среде сверстников. В общении с  другими многим детям  не хватает непосредственности, уверенности в  себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения - многое из перечисленного воспитывается в семье.

семья социальный институт личность

Информация о работе Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности